Знания как объект управления
Прежде чем продолжить рассмотрение проблематики управления знаниями важно определиться с ключевыми понятиями этой области: «данные», «информация»,«знания».
В литературе, посвященной управлению знаниями, представлены различные подходы к их трактовке. Не претендуя на полномасштабный анализ, попробуем обозначить некоторые важные моменты.
Под данными понимаются неупорядоченные наблюдения, числа, слова, звуки, изображения. Это – набор дискретных, объективных факторов о событиях. При этом в организационном контексте данные трактуются как структурированные записи об актах деятельности. Организации обычно хранят данные в информационных системах, в которые они поступают из различных подразделений и служб.
Когда данные организованы, упорядочены, сгруппированы категоризированы, они становятся информацией. Она трактуется как совокупность данных, упорядоченная с определенной целью, придающей им смысл.
Знание же трактуется как информация, готовая к продуктивному применению, действенная, снабженная смыслом. Оно представляет собой совокупность оформленного опыта, ценностей, контекстуальной информации, экспертного понимания, составляющих основу для оценки и интеграции нового опыта и информации. Оно формируется и применяется в умах людей, а в организациях зачастую оказывается закрепленным не только в документах и в хранилищах, но также в организационных процедурах, процессах, способах выполнения работы и нормах.
В таблице на основе обзора литературных источников приводятся различные определения знания.
Определение понятия «знания»
Ссылка из библиографического списка | Определение |
Новейший философский словарь/Сост. А.А. Грицанов - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.896 с. | Знание – селективная, упорядоченная, определенным способом (методом) полученная, в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная информация, имеющая социальное значение и признаваемая, в качестве именно знания, определенными социальными субъектами и обществом в целом. |
Советский энциклопедический словарь /Научно-редакционный совет. А. М. Проюров (пред.).-М.: Советская Энциклопедия, 1981. 1600 с. | Знания – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. |
Логический словарь: ДЕФОРТ /Под ред. А.А Инина, В.Н. Перевезена, В.В.Летрова. М; Мысль, 1994. 268 с. | Знание – система абстрактных объектов, доступная пониманию конкретного человека или сообщества людей. Знаниями являются не любые системы абстрактных объектов, а именно те из них, которые доступны пониманию человека |
http://www.lcm.in] provementre | Знание – необходимая людям информация, используемая ими по определенным правилам и в соответствии с определенными процедурами и с учетом отношения (понимание, одобрение, игнорирование, согласие, отрицание и т.д.) людей к информации |
Поиск знаний как основа управления знаниями http://www.vest.msk.ru | Знание – понимание, приобретаемое фактическим опытом |
Поиск знаний как основа управления знаниями http://www.vest.msk.ru | Знание – состояние осведомленности о чем-то или обладание информацией; диапазон информированности или осведомленности |
В большинстве рассмотренных определений подчеркивается, что знания – понятие более широкое, глубокое и богатое по сравнению с информацией. Они представляют собой подвижное соединение разных элементов – опыта, ценностей, информации и экспертного понимания - и постоянно меняются; они интуитивны; характерны для людей и являются неотъемлемой частью человеческой сущности с ее непредсказуемостью.
С практической точки зрения важно использовать подход к трактовке знаний на основе последующих действий. В основе этого подхода лежит представление о том, что знания нельзя отделить от деятельности, и что знание того что, кто, как, когда, где и почему будет совершаться действие, является самым важнейшим ресурсом фирмы. Так, например, Дракер, Витцель и другие экономисты определяют знание, как «накопленные предпосылки для действия».
Классификация знаний на основе последующих действий
Типы знаний | Характеристика типов знаний |
Знание «что» | Основной смысл знания. Представляет общепринятые «факты», а также опыт и доступ к обучению. Например, квалифицированный рабочий инстинктивно знает, что причиной поломки является определенный узел. Профессионалы могут мгновенно оценить ситуацию намного быстрее, чем множество вариантов анализа основанных на использовании информационных технологий. |
Знание «как» | Это знание того, как производить действия. Частично это знание проявляется в организационных процедурах, но, на практике, оно большей частью имеет неявный характер и находится в головах людей. Новые методы модернизации процессов рождаются из практики быстрее, чем находят свое отражение в инструкциях и процедурах. Овладение знанием «как» (ноу-хау) зависит от навыков и опыта, на развитие и совершенствование которых требуется время. |
Знание «кто» | Знание «кто» может помочь. Как и другие категории, знания основываются в определенной степени на суждении и способности оценить навыки и сильные стороны другого человека. Пример - специалисты, связанные в единую сеть в организации, являются естественным источником такой информации. Они могут не знать, как решить вашу проблему, но знают, кто может ее решить. |
Знание «когда» | Чувство времени. Например, квалифицированные брокеры как будто имеют чутье покупать, когда все продают. Некоторые компании превратили в преимущество свое умение определить точное время поглощения или выхода на рынок. |
Знание «где» | Знание, где лучше всего совершать действия. Движущие силы изменений усиливают свое воздействие или достигают критической массы в определенных местах, где концентрируются люди с определенной квалификацией. |
Знание «почему» | Предполагает более широкие контекст и видение, чем предыдущие типы знания. Такое знание позволяет людям приступать к решению неструктурированных проблем самыми подходящими способами. Например, удовлетворение потребностей клиента приемлемым для организации способом, а не беспрекословное следование процедуре. |
Выделяются, в частности, и коммерческие знания, которые в условиях рыночных отношений представляют собой совокупность императивов, образцов и правил, реально воплощенных в деятельности фирмы и ее взаимодействии с внешней средой. Если решается задача развития организации, руководители используют все эти виды знаний. Разумеется, организации отличаются друг от друга. Но общим является то, что их развитие требует знаний о потребителях, продуктах, процессах, технологиях, конкурентах, законах, финансах и т.д.
На личностном уровне типы знаний могут быть упорядочены по четырем степеням:
знание как результат познания (знание «чего») – владение основами предмета;
специальная квалификация (знание «как») – практическое выполнение, требующее больше знаний, чем можно извлечь из книг;
системное понимание (знание «почему») – глубокое знание причин и следствий, высшим выражением которого является интуиция;
самомотивируемое творчество (понимание «зачем») – желание и мотивация достижения успеха.
Такая трактовка знаний делает акцент на образовательные, организационные и социальные процессы приобретения знаний и помогает сформировать подходы к обучению разных категорий персонала.
Подход к трактовке знаний, основанный на способах структурирования и фиксации знаний, подчеркивает значимость трудно-формализуемого индивидуального знания и заставляет задуматься об организационных механизмах, способствующих обмену таким знанием и его продуктивному использованию.
Степень структуризации знания различается, как правило, по следующим категориям:
хорошо структурированные знания (алгоритмы, формулы, теории, схемы, процессы);
полуструктурированные знания (суждения, субъективные оценки, эвристические правила принятия решений);
неструктурированные знания (без теоретической основы, опыт в виде фактов).
Можно утверждать, что в каждом случае существует известное соотношение между определенностью знаний и степенью их структурирования.
Ф. Блэклер (Blackler, 1995) отмечает, что «знания многогранны и сложны, будучи и ситуативными и абстрактными, скрытыми и явными, распространенными и индивидуальными, материальными и ментальными, развивающимися и статичными, выраженными словами и закодированными». Он классифицировал фор мы знаний следующим образом:
включенные в технологии, нормы и организационные процедуры;
включенные в культуру в качестве общих соглашений, историй, ценностей и убеждений;
воплощенные в практических, основанных на деятельности компетенциях и навыках членов организации (практические знания или «ноу- хау»);
понимание и когнитивные навыки ключевых членов организации (понятийные знания или ноу-хау).
И. Нонака [Nonaka, 1991] считает, что знания хранятся либо индивидуально, либо коллективно. С точки зрения Ф. Блэклера, практические и понятийные знания являются индивидуальными, а технические и культурные знания – коллективными.
Представим классификацию знаний, разработанную экспертами Европейской комиссии (2003 г.).
Научные знания, формируемые в университетах, государственных научно-исследовательских институтах и частном корпоративном секторе исследований и разработок.
Технические (технологические) знания, основными поставщиками которых являются компании предпринимательского сектора, проводящие собственные исследования и разработки, институты предпринимательского сектора и государственные научные учреждения, университеты, а также исследовательская активность в новых предпринимательских структурах, возникающих как при создании нового бизнеса, так и в качестве побочного продукта исследований, проводимых в уже существующих организациях (spin-offs);
Инновации, осуществляемые компаниями предпринимательского сектора и вновь созданными предприятиями;
Человеческий капитал, создаваемый благодаря деятельности университетов по подготовке специалистов и кадров высшей квалификации; в процессе исследований в государственном и предпринимательском секторе, а также в других специализированных заведениях высшего профессионального образования;
Квалификации (компетенции") - которые являются результатом получения образования в высших учебных заведениях, обучения, проводимого в корпоративном секторе, а также профессиональных курсов и профессионального опыта работников во всех секторах экономики, включая исследовательский сектор;
ИКТ (информация) – этот вид знаний создается в корпоративном секторе информационно-коммуникационных технологий и распространяется в результате применения ИКТ и деятельности сетевых структур.