Основные методы осуществления монетарной политики государства
Монетарная политика – комплекс мероприятий, которые проводятся государством или Центральным Банком с целью стабилизации экономики (укрепления национальной валюты, ускорения темпов экономического роста, снижения цен на продукты питания и так далее). Цели кредитно-денежной политики государства (Центрального Банка) условно делятся на три вида:
1.Стратегические (первичные) цели. Реализация следующих задач имеет первостепенное значение:
- повышение занятости среди населения;- нормализация уровня цен;- сдерживание инфляционных процессов;- ускорение темпов экономического роста;- увеличение объемов производства;- выравнивание (балансирование) платежного баланса государства.
Промежуточные цели реализуются за счет изменения процентной ставки и объема денег в обращении. Таким способом можно корректировать текущий спрос на товары первого потребления и снижать (повышать) предложение денег. Итог – оказание влияние на уровень ценовой политики, привлечение инвестиций, рост занятости и увеличение объемов производства. При этом удается удерживание или оживление конъюнктуры на денежном (товарном) рынке; 3. Тактические цели носят краткосрочный характер. Их задача – ускорить достижение более важных – промежуточных и стратегических целей:
- контроль предложения денег;- контроль уровня процентной ставки;- контроль обменного курса.
Наиболее популярные методы монетарной политики следующие:1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ.Если учетная ставка повышается, то объём заимствований у Центрального Банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по выдаче ссуд.2. Изменение резервных требований к другим кредитным организациям относительно отчислений от привлеченных ресурсов в пользу резервного фонда ЦБ.3.Операции на открытом рынке – широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг. Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно, в банковскую систему поступают дополнительные деньги 4Валютные интервенции. Это операции, которые подразумевает покупку и продажи валюты других стран на межбанковском и биржевом рынках. Основная цель – воздействовать на курс национальной валюты, предложение денег, общий спрос и уровень волатильности.
Основные механизмы и методы ГРЭ
Прежде всего, различаются методы прямого и косвенного влияния.
Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства (налоги, юридические нормы по амортизационным отчислениям, бюджетные процедуры по государственным инвестициям…). Прямые методы имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата.
К методам прямого государственного воздействия относятся:
а) определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
б) государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
в) государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
г) нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
д) правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
е) лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.
Метод косвенного государственного регулирования экономических процессов. К ним относятся:
а) налогообложение, уровень обложения и систему налоговых льгот;
б) регулирование цен, их уровня и соотношений;
в) платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
г) таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Институциональные методы: формирование исполнительных структур гос.власти; создание и сохранение объектов гос.собственности; подготовка экон.программ; поддержка исследовательских центров по экономике.