Тема 8. Методы тестирования, тренинга и проведения деловых игр
Как установлено специалистами, полученные сведения остаются в памяти клиента надолго, если использован и зрительный, и слуховой каналы передачи информации, а также проведены практические занятия, позволяющие обсудить и проверить в игровой ситуации проблемы клиента и возможные варианты их решения.
Тестирование в процессе консультационной деятельности.
Тестирование, как фактор управления, направлено на обеспечение оценки и самооценки работников организации и призвано помогать в оценке личных и деловых качеств работников, в преодолении ошибочных стереотипов восприятия себя и других работников, а также в корректировке поведения самих работников.
Тест есть стандартизованное и ограниченное по времени испытание, результаты которого позволяют получить количественные и качественные оценки измеряемых характеристик.
Достоинства тестирования заключаются в следующих показателях:
· Объективности оценки.
· Оперативности и быстроте оценки.
· Простоте и доступности тестирования.
· Пригодности результатов тестирования для компьютерной обработки и использовании статистических методов оценки.
· Значительной эвристической оценочной возможности.
· Практической направленности.
· Сравнительной дешевизне.
К отрицательным характеристикам тестирования следует отнести такие показатели, как:
· Проблема установления однозначной причинно-следственной связи между вопросами тестов и качествами личности тестируемого.
· Оценка лишь существующих в момент испытания качеств тестируемого.
· Невозможность корректных выводов о человеке вообще только на основе результатов его тестирования.
· Для комплексной оценки работника необходимо вводить батарею тестов.
· Квалифицированное проведение тестирования требует соответствующей подготовки тестирующего.
· Страх тестируемого перед тестами может не позволить ему проявить свои истинные качества.
· Утечка информации о результатах тестирования или публичное объявление результатов может осложнить отношения в коллективе.
Существуют некоторые стандарты тестирования, к которым следует отнести следующие правила:
1) человека нельзя подвергать тестированию против его воли;
2) испытуемый должен иметь информацию о целях тестирования и формах использования результатов;
3) информация о результатах тестирования должна предоставляться только тем, кому она предназначена;
4) сложное тестирование должно выполняться специалистом в этой области;
5) тестируемый имеет право знать результаты своего обследования;
6) форма сообщения результатов тестирования не должна травмировать обследуемого;
7) тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход к процедуре и результатам исследования.
Процедура тестирования включает в себя четыре этапа; выбор тестовых методик; инструктирование испытуемых; контроль за выполнением заданий и интерпретацию результатов и подведение итогов тестирования.
Типология тестов, в основу которой положена форма ответов, представлена в таблице 14.
Таблица 14
Типология тестов
№ | Наименования типов тестов | Содержание формы |
1. | Свободные | Вопросы, дополнения предложений, исправления ошибок, свободные действия |
2. | Структурированные | «Да» - «нет», правиль-ные ответы, лучшие ответы, идентификация |
3. | Шкалированные | Выбор ответа, находя-щегося между край-ними вариантами |
4. | Графические | Отображение ответа на графическом изображении |
5. | Тесты с пробелами | Заполнение пробелов для получения осмыс-ленного и правильного ответа |
Свободные тесты, типология которых представлена в таблице, обладают тем преимуществом, что они легки при формулировании вопросов, но затрудняют оценку и интерпретацию полученных результатов.
Иная классификация, в основу которой положен исследуемый объект, включает в себя индивидуальные, ситуационные и социально-психологические тесты.
Деловые игры.
Игра – это механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта, причем главным в этом механизме является сам процесс деятельности ее участников. Поэтому важным является не только распределение ролей и определение правил игровых действий, но и моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения.
Ведущим компонентом игры является роль и ее принятие. Игровые действия могут задаваться сценарием, ведущим игру, нормативными документами или формируются самими игроками. Моделирование, которое по определенным правилам систематизирует всю конструкцию игры, обеспечивает замену реальных ситуаций искусственно сконструированными поведенческими образцами.
С помощью определенных испытаний индивидуальных качеств личности деловые игры выполняют функцию выявления и оценки, но по сравнению с тестами имеют такие отличия:
Ø игра основывается на определенном поведении испытуемых;
Ø игра представляет собой коллективное (групповое) взаимодействие;
Ø игра отличается от тестирования большей сложностью и взаимозависимостью решаемых задач, поскольку содержит в себе комплекс взаимосвязанных действий;
Ø игра имитирует реальную ситуацию;
Ø игра включает в себя не только элементы диагностики, но и несет в себе функцию обучения, тренинга, воспитания, решения практической задачи;
Ø эффективность игры зависит от эффективности процесса ее протекания.
Классификация деловых игр может осуществляться по ряду признаков. Пример классификации, взятый из учебника Пугачева В.П. по управлению персоналом, приведена в таблице 15.
При разработке и проведении деловых игр следует учитывать следующие принципы:
Ø репрезентативности и достаточности элементов игровой ситуации (элементы должны достаточно полно представлять имитируемую ситуацию в соответствии с поставленными целями);
Ø модульности характера игры (организационные модули, функциональные модули, этапные модули);
Ø Системности игры и ее включенности в общую программу.
Важнейшим аспектом деловой игры является подготовка к ней, за которой следует формирование игровой группы, руководство процессом игры, подведение итогов и оценка результатов.
Подготовка игры включает такие мероприятия, как:
Ø выбор игровой методики, соответствующей учебным целям и уровню подготовленности участников;
Таблица 15
Классификация деловых игр
Признак классификации | Значение признака | Характеристика деловых игр |
1. Целевое назначение | Обучающее Практическое Проектное Исследовательское | Подготовка профессиональных управленцев, подготовка и повышение квалификации специалистов. Выработка управленческих решений, решение практи-ческих задач группы или организации. Проектирование организаций, разработка функционально-ролевых структур предприятий и составляющих их организационных единиц. Изучение и анализ поведения группы и любых других организационных систем. |
2. Широта тематичес-ких рамок | Комплексные (сводные) Частные | Охватывают комплекс взаимосвязанных задач. Охватывают решения отдельных задач. |
3. Степень свободы решений | Жесткие Мягкие | Предусматривают строго ограниченное число возможных вариантов решения задач. Предусматривают большую свободу участников в поиске возможных вариантов решения задач. |
4. Степень неопреде-ленности ситуации | Детерминированные Вероятност-ные | Предусматривают решение задач в условиях строго детерминированной ситуации. Предусматривают использование вероятностных оценок и факторов риска при решении задач. |
5.Характеристика коммуни-каций участников | Интерактив-ные Неинтерак-тивные | Предусматривают зависимость поведения и оценки действий игрока от поведения других участников игры. Не предусматривают зависимости отдельного игрока от поведения других участников игры. |
6. Области примене-ния | Общие Функцио-нальные | Имитируют поведение группы, организации в целом. Имитируют отдельные функции управления или деятельности служб персонала. |
7.Откры-тость игры | Открытые Закрытые | Предусматривают свободные контакты и коммуникации между группами участников. Не предусматривают контактов между участниками в процессе всей игры. |
8. Институты игры | Ручные Компьютер-ные | Расчеты выполняются вручную и предусматривают отработку техники решения отдельных задач управления. Ориентация на использование компьютеров для подготовки и анализа возможных решений задач управления. |
9. Форма проведения | Очные Заочные | Предусматривают проведение игры со всеми участниками в одно время и в одном месте. Предусматривают заочное проведение игры по схемам дистанционной технологии. |
Ø проверка пригодности аудиторий для игры;
Ø определение способов фиксации результатов в процессе игры и поведения самих игроков;
Ø определение способов анализа игрового процесса;
Ø обеспечение целевой направленности процесса игры;
Ø оптимизация требований к участникам;
Ø структурирование игры во времени;
Ø использование технических средств обучения (например, видеокамеры).
Формирование группы предполагает оценку индивидуальных качеств обучаемых, степени их подготовленности и игровой мотивации. Участники игры должны знать условия и правила игры и стремиться к установлению доверительных отношений.
Руководитель игры выполняет следующие функции: руководит подготовкой к игре и формированием игровой группы, знакомит участников с правилами игры и консультирует их по ходу самой игры. Он следит за ориентацией игрового процесса и контролирует соблюдение правил проведения игры и этических норм, помогает участникам овладеть эффективными формами поведения, а по завершении игры – оценивает полученные результаты.
В силу отмеченного, руководитель должен обладать высокими коммуникативными способностями, уметь точно выражать свои мысли и вербализировать чувства участников, быть объективным и внимательным к участникам, уметь корректно сопоставлять правильные и неправильные позиции участников, а также понятно представлять ситуацию и быть готовым сдерживаться от чрезмерного участия в игре.
Подведение итогов игры должно помогать участникам адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны и значимость полученных результатов.
Тренинги.
По определению, тренинг представляет собой совокупность упражнений, направленных на формирование и совершенствование умений клиента.
Специфика тренинга заключается в том, что он используется для достижения сравнительно узких целей, служит для отработки определенных образцов поведения и подчинен непосредственному решению практических задач.
Тренинг – активный познавательный процесс, в центре внимания которого находятся участники, а не тренер. Цели тренинга должны быть понятны участникам в целом и каждому в отдельности. Формулирование (уточнение) целей тренинга может стать начальным этапом групповой работы. Возможное разнообразие целей покажет различное понимание участниками задач тренинга и позволит, проранжировав цели, определить главные среди них.
Содержание тренинга должно соответствовать поставленным целям и ожидаемым результатам.
Тренинг следует начинать в заранее обозначенное время с чая (кофе), перерывы на обед и кофе целесообразно объявлять не позднее установленного времени (или чуть раньше), называя точное время продолжения работы.
Для того, чтобы вывести участников на приемлемый стартовый уровень и заострить внимание на стоящих целях, полезно заранее выдать каждому из участников задание, а в начале тренинга проверить его выполнение.
Перед началом тренинга следует проверить исправность всего инструментария, указателей, карточек с именем каждого участника, раздаточный материал и материал тренера.
Времени на перерывы должно быть достаточно для отдыха, а сами перерывы должны быть организованы так, чтобы участники могли выбрать напитки по вкусу и отдохнуть (лучше в активной форме – в форме переговоров или игры).
Начать занятие можно с короткого упражнения, суть которого заключается в том, что участники делятся на пары и каждый из партнеров рассказывает другому о своих ожиданиях от предстоящего тренинга, которые тот затем озвучивает на всю аудиторию как бы от первого лица.
Прежде, чем приступить к реализации тренинговых программ, необходимо определить следующие аспекты:
· цели проведения тренинга;
· потребности организации в тренинговой программе и какой конкретно;
· перечень сотрудников, которые должны принять участие в тренинге;
· методы и техники, используемые в тренинге;
· процедуру оценки эффективности тренинга.