Компании, вошедшие в исследование
3M [173]
• Инновации, «не убий новую товарную идею»
• Абсолютная вовлеченность
• Поощрение личной инициативы и забота о личном росте
• Терпимость к честным ошибкам
• Качество и надежность товаров
• «На самом деле наш бизнес — решение проблем»
American Express [174]
• Героическое служение клиентам
• Гарантия качества услуг во всем мире
• Поощрение личной инициативы
Boeing [175]
• Быть на переднем крае развития авиации, быть первопроходцами
• Отвечать на глобальные вызовы и рисковать
• Безопасность и качество товаров
• Честность и этичность бизнеса
• «Есть, дышать, спать с авиацией»
Citicorp [176]
• Экспансионизм — в размерах, количестве услуг, географическом присутствии
• Быть впереди, лучше, больше, прибыльнее, креативнее
• Автономия и предпринимательство (посредством децентрализации)
• Меритократия38
• Наступательность и уверенность в себе
Ford [177]
• Люди — источник нашей силы
• Товары как «конечный результат наших усилий» (мы делаем автомобили)
• Прибыль как средство и мера нашего успеха
• Изначальная честность и вовлеченность (Примечание. Такова последовательность в документе 1980 года. В разные периоды истории порядок менялся.)
General Electric [178]
• Повышение уровня жизни посредством технологий и инноваций
• Скоординированный баланс ответственности перед потребителями, работниками, обществом и акционерами (четкая иерархия отсутствует)
• Персональная ответственность и возможности для роста
• Честность и вовлеченность
Hewlett-Packard [179]
• Технический вклад в то, чем мы занимаемся («Корпорация существует, чтобы вносить свою лепту»)
• Уважение и возможности для сотрудников, включая возможность участвовать в успехе компании
• Польза и ответственность перед сообществами, в которых мы работаем
• Качество по разумной цене для потребителей
• Прибыль и рост как средства, необходимые для реализации других ценностей и целей
IBM [180]
• Уделять внимание сотруднику
• Не жалеть времени, чтобы сделать потребителя счастливым
• Доводить начатое до конца, во всем стремиться к совершенству
Johnson & Johnson [181]
• Компания существует, чтобы «облегчать боль и страдания»
• «У нас есть иерархия ответственности: сначала потребители, затем сотрудники, в-третьих, общество и, в-четвертых, акционеры» (см. приведенное в книге кредо)
• Вознаграждение по заслугам и личные возможности для роста
• Децентрализация — творчество — производительность
Marriott [182]
• Дружеский сервис и высочайшее качество (клиенты — наши гости); «вдали от дома люди должны чувствовать себя желанными гостями в кругу друзей»
• Люди — ценность номер один, относитесь к ним хорошо, остальное приложится
• Трудиться упорно, но на радость
• Постоянное самосовершенствование
• Преодоление трудностей воспитывает характер
Merck [183]
• «Мы занимаемся бизнесом, направленным на сохранение и улучшение человеческой жизни. Все наши действия должны оцениваться с точки зрения успехов в достижении этой цели»
• Честность и вовлеченность
• Ответственность компании перед обществом
• Новые научные разработки, никакого подражания
• Безусловное совершенство во всем
• Прибыль как следствие работы, которая приносит пользу обществу
Motorola [184]
• Компания существует «для честного служения обществу посредством производства товаров и услуг высочайшего качества по приемлемым ценам»
• Постоянное самообновление
• Выявление «своих скрытых творческих способностей»
• Постоянное совершенствование во всем — в идеях, качестве, удовлетворении потребителей
• Уважение достоинства каждого работника
• Честность, вовлеченность и этичность во всех аспектах бизнеса
Nordstrom [185]
• Обслуживание клиентов превыше всего
• Упорный труд и производительность
• Постоянно совершенствоваться, никогда не останавливаться на достигнутом
• Безупречная репутация, ощущение особенности происходящего
Philip Morris [186]
• Отстаивание права личной свободы выбора (курить, приобретать любые товары)
• Побеждать, быть лучше других
• Поощрение личной инициативы
• Вознаграждение по заслугам, невзирая на половую, расовую и классовую принадлежность
• Упорный труд и самосовершенствование
Procter & Gamble [187]
• Безупречная продукция
• Непрерывное самосовершенствование
• Честность и справедливость
• Забота и уважение к личности
Sony [188]
• Испытывать радость от изобретения, разработки и применения технологий, приносящих пользу обществу
• Поднимать японскую культуру и национальный статус
• Быть первопроходцами, идти своим путем, достигая невозможного
• Уважать и поощрять способности и творчество каждого человека
Wal-Mart [189]
• «Мы существуем, чтобы приносить пользу нашим потребителям», то есть делать их жизнь лучше посредством низких цен и большего ассортимента. Все остальное вторично
• Плыть против течения, выступать против общепринятых истин
• Партнерство с сотрудниками
• Работать со страстью, приверженностью, энтузиазмом
• Не позволять себе стоять на месте («Волка ноги кормят»)
• Достигать все более высоких целей
Walt Disney [190]
• Цинизм недопустим
• Фанатическое внимание к последовательности действий и деталям
• Постоянный прогресс посредством творчества, воображения и фантазии
• Фанатически соблюдать и защищать «волшебный» образ Disney
• «Приносить радость миллионам», прославлять, воспитывать и пропагандировать «истинные американские ценности»
Таблица содержит наиболее исторически последовательную идеологию каждой великой компании. Мы не просто перефразировали содержание самых свежих деклараций о ценностях, миссии, видении и целях этих компаний (если такие декларации имелись) и никогда не пользовались одним источником; мы стремились обнаружить признаки исторической преемственности многих поколений руководителей.
СЛОВА ИЛИ ДЕЛА?
Можем ли мы быть уверены, что ключевые идеологии великих компаний — это не просто набор красивых банальностей, ничего не значащие слова, предназначенные для успокоения, манипуляции и введения в заблуждение? Имеется два ответа. Во-первых, как убедительно доказывает социальная психология, когда люди публично высказывают некоторую точку зрения, они склонны в дальнейшем придерживаться ее, даже если до сих пор они ее и не разделяли [191]. Само формулирование ключевой идеологии (что в значительно большей степени свойственно дальновидным компаниям, нежели компаниям сравнения) влияет на поведение и заставляет поступать в соответствии со сделанным заявлением.
Во-вторых, что более важно, компании с видением не просто провозглашают идеологию. Они предпринимают шаги, направленные на распространение этой идеологии в организации и преодоление зависимости от конкретного руководителя. Ниже мы увидим, что:
• в великих компаниях более тщательно, чем в компаниях сравнения, воспитывают сотрудников в духе ключевой идеологии, создавая настолько сильные культуры, что идеология в них практически принимает форму религии;
• в великих компаниях более скрупулезно, чем в компаниях сравнения, подходят к отбору и воспитанию высшего руководства, основываясь на их соответствии ключевой идеологии;
• в великих компаниях более, чем в компаниях сравнения, стремятся достичь соответствия между ключевой идеологией и целями, стратегией, тактикой и организационным строением.
Конечно, великим компаниям приверженность идеологии не всегда дается легко. Джек Уэлч из General Electric так описал трудности жизни, когда постоянно борются прагматизм и идеализм, или, как он это назвал, «цифры и ценности»:
«Цифры и ценности. Никто не знает правильного ответа — во всяком случае, не я. Те, кто разделяет наши ценности и при этом достигает требуемых цифр, продвигаются вперед и вверх. Тем, кто разделяет ценности, но не достигает цифр, предоставляется еще одна возможность. С теми, у кого нет ни того, ни другого, все понятно. Проблема с теми, кто добивается цифр, но не разделяет ценности… Мы пытаемся их убеждать, мы боремся с ними, мы мучаемся с такими людьми»[192].
На самом деле великие компании не всегда демонстрировали образцовое соответствие своим идеологиям. Например, GE совершила ряд этических и юридических проступков в 1950-е и 1960-е годы, включая скандальный договор на поставку оборудования с несколькими коммунальными компаниями в 1955-м. В 1991 году в Цинциннати Procter & Gamble предприняла тайные шаги заполучить записи телефонных разговоров в надежде вычислить (и, естественно, наказать) людей внутри компании, которые вступили в контакт с репортером Wall Street Journal[193]— явное пренебрежение своими широко разрекламированными ценностями «уважения к личности». Даже Johnson & Johnson, с ее знаменитым кредо, временами приходилось изо всех сил бороться за поддержание жизнеспособности и использования как определяющей силы. В 1979 году, 36 лет спустя после написания кредо, J&J предприняла попытку серьезного переосмысления того, как деятельность компании с ним соотносится. Рассказывает тогдашний CEO Джим Бурк:
«Мои предшественники страстно верили в кредо, но в 1979-м далеко не все менеджеры были привержены ему… Поэтому я собрал совещание с 20 ключевыми руководителями и бросил им вызов. Я сказал: „Вот кредо. Если мы не будем следовать ему, давайте сорвем его со стены… Либо мы будем по нему жить, либо избавимся от него“… К концу совещания их понимание кредо и вера в него существенно укрепились. Впоследствии мы встречались с небольшими группами менеджеров J&J по всему миру, чтобы обсудить этот вопрос»[194].
Успешные компании далеко не всегда безупречны. Но, как показывают примеры с реанимацией кредо в J&J и мучениями GE по поводу цифр и ценностей, в целом великие компании придают большое значение существованию ключевой идеологии и следованию ей. И — вновь ключевой момент — в этом они значительно превосходят компании сравнения.