Услуги, не вошедшие в классификатор АКОС

Исходя из проведенного исследования, можно сказать, что большинство агентств в России все-таки рекламные, они позиционируют себя именно с этой точки зрения. Компания PRОСТО, выпадающая по запросу «PR-агентство Екатеринбурга», характеризует себя следующим образом: «PR-агентство «Просто» − BTL-реклама в Екатеринбурге»45. Можно сделать вывод, что термин «PR» компании нужен для привлечения заказчика, а заказчику − для понимания того, что агентство следит за тенденциями и ему можно доверять.

Рекламные услуги в региональных агентствах максимально детализированы (реклама в поездах, в медицинских центрах, в ЗАГСах – все это выделяется как отдельная услуга).

Иногда региональные агентства строят свою работу всего на одной услуге, Так пятигорское рекламное агентство «Парус» предлагает услуги только по созданию и размещению радиорекламы46. А ростовское агентство «Фонарь» специализируется исключительно на изготовлении и размещении световой рекламы47.

В целом ситуация в некоторых городах, например в Пятигорске, говорит о том, что агентствам нет смысла расширять спектр услуг − достаточно просто развивать уже существующие услуги, знакомые заказчику и приносящие стабильную прибыль. Такой путь развития вполне можно назвать интенсивным.

Рекламное агентство «Пира»48 предлагает заказчику широкий спектр услуг (наружная реклама, видеореклама, видеоэкраны и бегущие строки, полиграфия и т.д.). Агентство делает упор на размещение рекламы: не предлагая разработку комплексной стратегии, акцентирует внимание на каналах и способах донесения рекламного сообщения (видеоэкран в транспорте, бегущая строка с объявлением). Разработка самого рекламного сообщения, рекламной кампании или стратегии в услугах агентства в принципе не значится.

Услуга под громким названием «Технологии XXI века», которая подразумевает производство рекламы особым способом − «интерактивной пленкой обратной проекции» - это просто новый способ донести объявление до аудитории, и именно на него делает ставку агентство. Заказчик может прийти уже с готовой рекламой и просто ее разместить. Данное агентство развивается путем приобретения новых рекламных площадей, которые потом оно сможет предлагать потенциальному клиенту.

Почти каждое агентство в регионах России имеет в описании своих услуг абстрактное понятие «креатив». Оно может включать в себя все что угодно: от создания специального мероприятия, до разработки дизайна упаковки. В екатеринбургском агентстве Deltaplan49 в блоке услуг «креатив» есть как конкретное производство (т.е. полиграфия, сувенирная продукция), так и комплексные решения и творческие концепции.

«Regional Relations, или региональное консультирование» − пункт, не отраженный в классификаторе АКОС. Такую услугу оказывают крупные сетевые агентства, когда заказчик выходит на новый рынок. Она включает в себя обычно абонентское обслуживание на разные периоды действия. Так, например, об этом заявлено на сайте коммуникационного агентства AGT: «Regional Relations − построение двухсторонних и многосторонних коммуникационных каналов в интересах заказчика, учитывающих региональный фактор и специфику межрегионального взаимодействия»50.

Стоит отметить тенденцию, которая свойственна исключительно регионам: крупные, долго работающие на рынке агентства наряду со стандартными услугами занимаются просветительской деятельностью, т.е. оказывают образовательные услуги. Например, новосибирское агентство «Бюро пропаганды» открывает «курсы журналистского мастерства»51, а сетевое агентство PR-partner открывает на сайте услугу «PR-образование», где можно пройти курсы по различным PR-направлениям.

Выводы

В ходе нашего исследования мы обнаружили, что не все функции, зафиксированные в классификаторе АКОС, представлены в региональных коммуникационных агентствах. Также мы отметили большое количество услуг, которые не были учтены в данном классификаторе. Большинство таких услуг − мелкие и, скорее всего, входят в пункты классификатора в качестве частей или этапов выполнения комплекса работ. Однако именно эти услуги хорошо характеризуют современную ситуацию на коммуникационном рынке России и следующие тенденции его развития.

o Наиболее распространены в России рекламные агентства. Существуют два наиболее популярных вида специализации, к которым тяготеют такие агентства: типография и event-менеджмент.

o В региональных агентствах услуги максимально детализированы.

o Появляется более четкая специализация у PR-агентств.

o Появляются новые функции у региональных агентств – образовательные.

o В целом услуги, отраженные в классификаторе АКОС, отражают идеальную картину коммуникационного рынка. Возможно, рынок придет к такой ситуации через какое-то время.

o Большинство коммуникационных агентств предлагает своим заказчикам исследования в качестве первого этапа стратегического планирования. Также во многих агентствах существует оценка эффективности. Агентства выходят на новый уровень работы и несут ответственность за принятые решения. Очевидно, что результат PR-кампании лишь отчасти может быть измерен количественными показателями, другая же часть сводится к субъективной оценке исполнителя или заказчика о проделанной работе и результатах. Но то, что агентства в большинстве своем осуществляют оценку эффективности своей работы, можно считать положительной тенденцией.

Наши рекомендации