Исследование направлений социальной ответственности компании

Теоретическое обоснование:

ОАО «Норильский никель» – крупнейший в мире производитель никеля и палладия, один из крупнейших производителей платины и меди. Помимо этого Норильский никель производит сопутствующие металлы – кобальт, хром, родий, серебро, золото, иридий, рутений, а также селен, теллур и серу.

Основными видами деятельности предприятий являются поиск, разведка, добыча, обогащение и металлургическая переработка полезных ископаемых, производство, маркетинг и реализация цветных и драгоценных металлов.

Корпоративная социальная ответственность для компании «Норильский никель» – это часть развития бизнеса. Своеобразным воплощением или индикатором стратегического видения этого понятия является разработка стратегии управления персоналом. Хотя она и названа достаточно привычным образом. В этой стратегии воплощается идеологию корпоративной социальной ответственности. Стратегия управления персоналом, в свою очередь, увязана со стратегиями развития производства компании до 2020 г.

В качестве базового документа для исследования выступит «Отчет о корпоративной социальной ответственности компании «Норильский Никель», представленный на официальном сайте компании.

Исследование можно провести в следующих направлениях:

• Добросовестная деловая практика — это направление социальных программ компании, которое имеет целью содействовать принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании. При условии работы компании по всем вышеуказанным аспектам направления степень социальной активности определяется как высокая. Если деловая практика осуществляется по двум направлениям, то степень социальной активности будет средняя, а при распространении добросовестной деловой практики по одному направлению степень социальной активности низкая.

• Природоохранная деятельность и ресурсосбережение — это направление социальных программ компании, которое осуществляется по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду (программы по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасного производственного процесса, организации экологически безопасных транспортных перевозок). При условии работы компании по пяти или четырем аспектам направления степень социальной активности определяется как высокая. Если природоохранная деятельность и ресурсосбережение ведется в компании по трем направлениям, то социальной активности компании – средняя. Если при ведении природоохранной деятельности и ресурсосбережении работа компании идет менее чем по трем аспектам, то степень социальной активности является низкой.

• Развитие местного общества — это направление социальных программ компании, которое осуществляется на добровольной основе и призвано внести вклад в развитие местного общества. При развитии местного сообщества социально-ответственные компании работают по следующим аспектам: социальные программы и акции поддержки социально незащищенных слоев населения, оказание поддержки детству и юношеству, поддержка сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, спонсирование местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержка социально-значимых исследований и кампаний, участие в благотворительных акциях. При работе компании по шести-восьми аспектам степень социальной ответственности организации будет высокой. Если компания выбирает четыре-пять направлений, то степень социальной ответственности можно назвать средней, а при работе менее чем по четырем направлениям – низкой.

• Развитие персонала — это направление социальных программ компании, которое проводится в рамках стратегии развития персонала, с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников. Стратегия развития персонала включает следующие аспекты: обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников в принятии управленческих решений. При условии работы компании по пяти или шести вышеуказанным аспектам направления степень социальной активности определяется как высокая. Если развитие персонала ведется в компании по трем и более направлениям, то социальной активности компании – средняя. Если при развитии персонала работа компании идет менее чем по трем аспектам, то степень социальной активности является низкой.

• Социально ответственная реструктуризация — это направление социальных программ компании, которое призвано обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, прежде всего в интересах персонала компании. При наличии данного направления в работе компании степень социальной активности высокая, при отсутствии данного аспекта в работе организации мы наблюдаем низкую степень социальной активности.

• Социально ответственное инвестирование — инвестирование, заключающееся не только в извлечении финансовых доходов, но и в реализации социальных целей, обычно путем инвестирования в компании, действующие с соблюдением этических норм. При наличии данного направления в работе компании степень социальной активности высокая, при отсутствии данного аспекта в работе организации мы наблюдаем низкую степень социальной активности.

Задание

Изучить направления социальной ответственности компании и предложить дополнительные направления.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте направления деятельности компании «Норильский Никель».

2. Чем характеризуется добросовестная деловая практика.

3. В чем заключается природоохранная деятельность и ресурсосбережение.

4. Охарактеризуйте такое направление КСО, как развитие местного общества.

5. Назовите особенности таких направлений КСО, как развитие персонала, социально ответственная реструктуризация и социально ответственное инвестирование.

Литература:[1, 2, 4, 5, 11, 12].

Практическое занятие 4

Наши рекомендации