Структурные звенья аудиторской службы и их функции

Органом управления, регулирующим аудиторскую деятельность в Республике Беларусь, является Аудиторская палата. Основными задачами Аудиторской палаты являются:

· обеспечение государственного регулирования деятельности аудиторских организаций и аудиторов;

· разработка главных направлений развития аудита в Республике Беларусь;

· разработка единой методологической основы, унификации форм и методов проведения аудита;

· изучение рынка аудиторских услуг.

Для успешного решения указанных задач Аудиторская палата выполняет следующую работу:

· осуществляет методологическое руководство аудиторскими организациями и аудиторами;

· ведет учет аудиторских организаций и аудиторов;

· разрабатывает положения и инструкции, регламентирующие деятельность аудиторских организаций и аудиторов;

· разрабатывает методические рекомендации по осуществлению аудита и координации аудиторской деятельности;

· разрабатывает квалификационные требования к аудиторам и порядок занятия аудиторской деятельностью;

· изучает рынок аудиторских услуг и распространяет передовой опыт аудиторской деятельности;

· решает вопросы, связанные с лишением аудиторов лицензий и применением к ним других мер в соответствии с действующим законодательством.

Кроме Аудиторской палаты, основными структурными звеньями, непосредственно занимающимися аудиторской деятельностью, являются аудиторские фирмы и физические лица, имеющие лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью.

Аудиторская фирма – это юридическое лицо, созданное для занятия аудиторской деятельностью и получившее в Аудиторской палате лицензию на право занятия этой деятельностью.

Основными функциями аудиторских организаций (фирм) являются следующие.

1. Экспертиза финансово-хозяйственной деятельности и состояния имущества предприятия. Эта функция является наиболее распространенной в случаях передачи предприятия в аренду, приватизации имущества, его продажи физическим лицам, убыточной работы предприятия и наступления признаков его банкротства.

2. Контрольно-ревизионная деятельность.

3. Контроль достоверности бухгалтерского учета и отчетности. Для подтверждения достоверности показателей баланса и финансовой отчетности аудиторы в обязательном порядке должны проанализировать состояние и достоверность бухгалтерского учета заказчика за весь ревизуемый период. При этом аудиторская организация должна определить уровень организации бухгалтерского учета и соответствие его установленным положениям, проверить правильность бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность и ее результаты, достоверность исчисления себестоимости продукции, работ, услуг, расчета прибыли и ее распределения.

В обязательном порядке производится проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными контрагентами, правильность расчетных операций в иностранной валюте, результатов покупки и продажи валюты на валютных аукционах.

4. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которое обеспечивается аудиторской фирмой по договору с заказчиком в случаях необходимости проведения глубокого исследования состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценки перспектив его развития и конечных результатов, разработки мероприятий по ликвидации убыточности и повышению эффективности производства.

Аудиторские организации также оказывают содействие хозяйственным организациям при создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами. Они принимают участие в обсуждении кандидатур возможных партнеров, сборе имеющейся информации об их деятельности, разрабатывают учредительные документы, подготавливают необходимую документацию для регистрации совместного предприятия, консультируют по правовым и организационно-экономическим аспектам создания совместного предприятия.

5. Научное, методическое, информационное обеспечение деятельности предприятий.

Эта функция исполняется аудиторскими фирмами на договорной основе с заказчиками и направлена на выполнение научно-исследовательских работ, разработку методических указаний по организации учета, анализа внутреннего аудита, планирования и прогнозирования хозяйственной деятельности предприятия.

6. Налаживание правильного бухгалтерского учета. Эта функция осуществляется в случаях, когда само предприятие-клиент не в состоянии организовать учет из-за отсутствия квалифицированных кадров или по другим причинам. При этом аудитором составляются учетные регистры, бухгалтерский баланс и другие формы отчетности по просьбе предприятия на основе имеющейся у него первичной документации.

7. Консультационная функция. Она реализуется аудиторскими фирмами в устной или письменной форме за соответствующую плату и проводится по вопросам организации учета, налогообложения, внешнеэкономическим операциям и расчетам, по правовым вопросам, касающимся деятельности предприятий.

Для налаживания образцового учета и контроля на обслуживаемых предприятиях аудиторские организации должны осуществлять деловое сотрудничество с местными финансовыми, налоговыми и контрольно-ревизионными органами.

Аудитор – это квалифицированный специалист, аттестованный и имеющий лицензию на право аудиторской деятельности. Он может заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение (контракт).

Как самостоятельные аудиторы, так и аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности и включения в Государственный реестр аудиторов или аудиторских фирм. Она осуществляется на платной договорной основе.

Таким образом, деятельность аудиторов и аудиторских фирм состоит в проведении независимой экспертизы бухгалтерских балансов, финансовой отчетности и соответствии организации бухгалтерского учета действующим нормативным положениям и указаниям по его ведению, а также в оказании услуг по научному, методическому и информационному обеспечению деятельности контролируемых предприятий и организаций.

Ознакомившись с финансовым положением, состоянием хозяйственной деятельности клиента, аудитор должен высказать независимое и компетентное мнение или заключение о фактическом положении дел. Если выявлены нарушения законодательных актов, аудитор должен своевременно предупредить клиента о незаконности его действий и возможных последствиях.

Аудиторские организации и аудиторы-предприниматели могут оказывать своим клиентам сопутствующие аудиту услуги. К ним относятся:

· постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности, консультирование по вопросам бухгалтерского учета;

· консультирование по вопросам налогообложения, финансирования и кредитования;

· управленческое консультирование;

· правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

· оценка стоимости имущества, а также предпринимательских рисков;

· разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

· проведение маркетинговых исследований;

· оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

При необходимости (например, при возникновении имущественных и налоговых споров) аудитор может представлять, защищать и отстаивать своего клиента.

Виды аудита

Аудит может быть внешним (независимая фирма-аудит) и внутренним (ведомственным), создаваемым по желанию и на условиях субъекта хозяйствования (подконтролен ему, а поэтому заменить внешний аудит не может); обязательным, проводимым в случаях, предусмотренных законодательством, и инициативным – по решению субъектов хозяйствования или собственника.

Внешний аудитосуществляется внешними, независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами, занимающимися частной предпринимательской деятельностью, имеющими лицензию на право аудиторской деятельностью, на основе заказов (договоров) с организациями. Отличительной особенностью внешнего аудита является то, что аудиторы, проводящие проверку, не имеют на проверяемом экономическом субъекте никаких личных интересов – не являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта.

Внешняя аудиторская проверка не может проводиться аудиторскими фирмами в отношении экономических проверяемых субъектов, которые являются их учредителями, филиалами, представительствами, а также оказывающими данному субъекту услуги по восстановлению, ведению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Он проводится с целью установления состояния финансово-хозяйственной деятельности и подтверждения достоверности годовой финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта.

Внешний аудит также может быть проведен по инициативе предприятия, фирмы с целью разработки различного рода рекомендаций по улучшению постановки бухгалтерского учета, оптимизации финансовых планов, налогооблагаемых баз, организации и управления деятельностью проверяемого субъекта и его сегментов.

Результаты проведения внешнего аудита аудиторами или аудиторскими организациями оформляются путем составления и представления письменного заключения о состоянии учета, внутреннего контроля в проверяемых организациях, а также о достоверности годового отчета. Могут быть оформлены и представлены экономическому субъекту – заказчику внешнего аудита также различные проекты, схемы, бизнес-планы, справки и другие документы в зависимости от поставленной цели в предмете договора на проведение аудиторской (обязательной или инициативной) проверки. В этом случае организация самостоятельно выбирает аудитора или аудиторскую фирму для проведения проверки.

Внутренний аудитосуществляется специальной службой организации или ее работниками (специалистами), непосредственно подчиненными руководству хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит – это фактически внутрихозяйственный контроль, но по содержанию и методам проведения он имеет много общего с внешним аудитом.

При должной организации внутренний аудит способствует повышению ответственности руководителей структурных подразделений и материально-ответственных лиц организации за выполнение ими своих обязанностей, предотвращению негативных явлений при осуществлении хозяйственных операций, связанных с движением имущества и обязательств экономического субъекта. Кроме того, внутренний аудит в значительной мере является информационной базой для внешнего аудита, проводимого в отдельных хозяйствующих субъектах в обязательном порядке согласно законодательству.

Вместе с тем между внутренним и внешним аудитом имеются существенные различия в уровнях независимости, целях и по времени проведения проверок. Потребность во внутреннем аудите все чаще возникает в средних и крупных организациях, что связано с усложнением законодательных актов, регулирующих механизмы экономических методов управления и экономические отношения субъектов предпринимательства с их партнерами, сегментами и государством. Кроме того, внутренний аудит необходим для предотвращения нерационального расхода, хищений материальных и денежных ресурсов организации, своевременного предупреждения и своевременной разработки рекомендаций по выходу из финансовых трудностей, т.е. внутренний аудит – это постоянный контроль за эффективностью управления деятельностью организации и ее структурных подразделений.

Реализация контрольных функций внутренними аудиторами регламентируется отраслевыми инструкциями, разрабатываемыми министерствами и ведомствами.

Внутренний аудит за производственной и финансово-коммерческой деятельностью организаций осуществляется специальными должностными лицами, состоящими в штатах контрольно-ревизионных подразделений соответствующих министерств и ведомств. Численность их устанавливается исходя из количества подведомственных организаций, деятельность которых подлежит проверке. Кроме того, в крупных организациях создаются специальные службы контроля, в сферу деятельности которых входит проверка правомерности и достоверности проведенных хозяйственных операций.

В зависимости от решаемых задач и поставленной цели аудит подразделяется на финансовый, согласованный (регулярный), управленческий и общественный.

Финансовый аудит– это проверка бухгалтерского баланса и финансовой отчетности на достоверность и объективность содержащейся в них информации. При этом должно быть проверено соответствие всех документов и регистров, отражающих хозяйственные и финансовые операции, требуемым стандартам, установленным в основном внешними аудиторами.

Согласованный, или регулярный, аудит осуществляется по требованию руководства организации для получения информации о соблюдении конкретных процедур, норм или правил деятельности. Осуществляется в основном внутренними аудиторами.

Управленческий, или производственный, аудит используется для проверок качества управленческой деятельности, прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности организации и перспектив ее развития. Осуществляется внутренними аудиторами.

Общественный аудит(проверка) предназначен для сбора и публикации обширной информации для широкой общественности. Такие проверки могут проводиться по заданиям общественных организаций и фондов (охрана окружающей среды, определение минимальной потребительской корзины и др.).

Аудит может быть добровольным и обязательным.

Добровольный аудитпроводится по инициативе субъекта хозяйствования. Масштаб, характер, объем и содержание такого аудита определяются потребностью клиента.

Обязательный аудитпредусматривается действующим законодательством, когда субъект хозяйствования обязан пригласить внешнего аудитора для подтверждения достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности. Ежегодной обязательной аудиторской проверке подлежат: коммерческие банки, страховые компании, организации с иностранными инвестициями; товарные и фондовые биржи, банки и небанковские финансовые организации, а также организации, осуществляющие посредническую и коммерческую деятельность по ценным бумагам, деятельность инвестиционного фонда, депозитария; открытые и закрытые акционерные общества.

Результатом аудиторской деятельности является аудиторское заключение по: состоянию и содержанию годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; достоверности и полноте годового баланса банков, фондов, бирж, компаний, обществ и других субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и видов деятельности; потенциальным возможностям субъектов по приему инвестиций и участию в осуществлении инновационных проектов; своевременности и полноте формирования уставного фонда предприятий; целевому использованию кредитных ресурсов и инвестиций; финансовому состоянию (например, эмитентов ценных бумаг; государственных предприятий при отчуждении имущества, сдачу его в аренду в процессе приватизации; субъектов хозяйствования, признаваемых несостоятельными или банкротами).

Аудиторское заключение составляется в двух частях – аналитической и итоговой. В аналитической указываются заказчик и период проверенной деятельности предприятия, приводятся результаты экспертизы постановки бухгалтерского учета и отчетности, состояние внутреннего контроля, отмечаются факты неустраненных нарушений и др.; в итоговой части содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Каждая часть подписывается аудитором в отдельности и заверяется печатью.

Затраты на проведение аудита относятся на себестоимость продукции (товара, работ, услуг) и приравниваются к материальным затратам.

Наши рекомендации