Организация аудиторской службы.

С целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, проводится аттестация в соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.08 г. и Положением о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора № 83н от 20.09.2013 г.

К аттестации допускаются все физические лица, имеющие желание заниматься данной деятельностью и отвечающие следующим требованиям:

1. высшее образование по экономическим или юридическим специальностям, полученное в иностранных и Российских ВУЗах;

2. стаж работы по экономическим или юридическим специальностям не менее 3 лет из пяти последних.

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда.

Аттестация проводится на базе учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов (УМЦ), перечень которых определяется комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Претенденты на получение квалификационного аттестата представляют в УМЦ следующие документы:

1. заявление;

2. нотариально заверенную копию диплома;

3. нотариально заверенную копию трудовой книжки;

4. копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции.

Экзамен для получения квалификационного аттестата проводится в виде тестирования по бухучету, отчетности, финансам и кредиту, основам правового регулирования имущественных отношений и налогообложения физических и юридических лиц.

Аттестат выдается без ограничения срока действия, но при этом аудитор обязан ежегодно проходить курсы повышения квалификации.

Аттестат выдается нескольких видов:

1. В области общего аудита;

2. В области аудита бирж, внебюджетных фондов и страховых организаций;

3. В области аудита кредитных учреждений.

За проведение аттестации взимается плата и при неудовлетворительных итогах не возвращается. При утере аттестата может выдаваться дубликат.

Квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован в следующих случаях:

1. Установлен факт получения аттестата по подложным документам;

2. Вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока.

3. Установлен факт разглашения аудитором аудиторской тайны;

4. Установлен факт, что аудитор в течение 2 лет не занимался аудиторской деятельностью;

5. Установлен факт составления аудитором заведомо ложного аудиторского заключения;

6. Установлен факт, что аудитор нарушает требования о повышении квалификации;

7. Установлен факт, что аудитор систематически нарушает требования законодательства.

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128 от 08.08.01 г. и 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено, что аудиторы, работающие самостоятельно и аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление. Порядок лицензирования аудиторской деятельности в РФ утвержден Постановлением Правительства РФ № 190 от 23.09.02 г.

Соискателем лицензии может быть аттестованный аудитор, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторская фирма.

Лицензия выдается нескольких видов:

1. В области общего аудита;

2. В области аудита бирж, внебюджетных фондов, страховых организаций;

3. В области аудита кредитных организаций.

Аудитор представляет в лицензирующий орган (Минфин РФ) следующие документы:

1. заявление о выдаче лицензии;

2. Квалификационный аттестат;

3. Заверенную нотариусом копию свидетельства индивидуального предпринимателя;

4. Заверенную нотариально копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

5. Квитанцию об оплате;

6. Справку с места жительства.

Аудиторская фирма представляет следующие документы:

1. Заявление;

2. Учредительные документы;

3. Копию свидетельства о государственной регистрации в налоговом органе;

4. Квитанцию об оплате;

5. Справку банка или аудиторское заключение об оплате уставного капитала;

6. Сведения о руководителе и аттестованных аудиторах.

Выдача лицензии аудиторским фирмам осуществляется при соблюдении следующих требований:

1. Аудиторская фирма не должна иметь форму ОАО;

2. Уставный капитал, заявленный в учредительных документах должен составлять не менее 100 МРОТ на дату гос. регистрации аудиторской фирмы;

3. В штате аудиторской фирмы должно состоять не менее 5 квалифицированных аудиторов;

4. В штате фирмы не менее 50% кадрового состава должны составлять граждане РФ, а если руководитель – иностранец, то не менее 75%;

5. фирма должна заниматься только аудиторской деятельностью и сопутствующими аудиту услугами.

За рассмотрение заявления лицензирующий орган взимает плату в 3-кратном МРОТ на дату подачи заявления.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в 10-кратном МРОТ.

Лицензия выдается сроком на пять лет и продлевается неограниченное количество раз.

Лицензия может быть аннулирована в следующих случаях:

1. При неуплате соискателем лицензионного сбора в течение 3 месяцев после принятия решения о выдаче лицензии;

2. При ликвидации фирмы;

3. При выдаче аудиторской фирмой заведомо ложного заключения;

4. При решении суда о прекращении действия лицензии.

Требование лицензирования аудиторской деятельности распространяется только на проведение аудиторских проверок и оценку активов.

Большинство сопутствующих услуг не требуют наличия лицензии.

Осуществление аудиторской деятельности аудиторской фирмой или аудитором без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа в размере от 100 до 300 МРОТ.

Виды аудита

Аудит может классифицироваться по следующим признакам:

1. Исходя из статуса клиента:

1.1. Внешний аудит (проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью оценки финансовой отчетности и оказания сопутствующих услуг).

В зависимости от отраслевых особенностей данный внешний аудит может различаться на:

а) общий аудит;

б) аудит страховых организаций;

в) аудит кредитных учреждений;

г) аудит бирж;

д) аудит внебюджетных фондов.

1.2. Внутренний аудит (проводится ревизионной комиссией, назначенной учредителями предприятия с целью контроля за формированием затрат, выявления отклонений от плановых смет и нормативов, анализа их причин и установления виновных лиц, поиска резервов финансово-хозяйственной деятельности и обеспечения необходимой информацией руководителей предприятия).

2. Исходя из инициативы проведения:

2.1. Инициативный(по желанию администрации клиента);

Инициативный аудит может подразделяться на:

а) комплексный ;

б) тематический.

2.2. Обязательный (ежегодная проверка ведения бухучета и отчетности)

В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит осуществляется для следующих предприятий:

1. Предприятие имеет организационно-правовую форму ОАО;
2. Предприятие является кредитной организацией, страховой фирмой, товарной или фондовой биржей, государственным внебюджетным фондом или инвестиционным фондом.

3. Предприятие, у которого объем выручки от реализации продукции, работ, услуг за год превышает в 500 тысяч раз МРОТ или сумма актива баланса превышает в 200 тысяч раз МРОТ.

4. Предприятие является государственным унитарным или муниципальным унитарным предприятием.

3. Исходя из объектов изучения:

3.1. Финансовый аудит– представляет собой оценку достоверности финансовой информации, отраженной в отчетности.

3.2. Аудит на соответствие требованиям – определение соблюдения на предприятии конкретных правил, норм, законов, инструкций.

3.3. Управленческий аудит – всесторонний анализ деятельности предприятия или какого то вида деятельности предприятия.

4. Исходя из периодичности:

4.1. Первоначальный аудит.

4.2. Повторяющийся или периодический аудит.

5. Исходя из методов проверки:

5.1. Подтверждающий (изучение и подтверждение совершенных хозяйственных операций, оценка бухучета и достоверности отчетности).

5.2. Системно-ориентированный (проведение экспертизы объектов проверки с учетом оценки системы внутреннего контроля).

5.3. Аудит, базирующийся на риске (концентрация проверки в области и объектах контроля, где риски высоки).

Наши рекомендации