Предприятия, оказывающие услуги населению: классификация предприятий сервиса. Индивидуальное обслуживание.
Предприятия, оказывающие услуги населению: классификация предприятий сервиса. Индивидуальное обслуживание.
Любое предприятие сервиса – это устойчивая социальная структура, объединение людей, связанных единством целей в процессе СД.
При классификации предприятий сферы обслуживания используются как общие признаки классификации, так и специфические, присущие только сфере сервиса.
Общие признаки классификации.
Форма собственности
· Частное индивидуальное предприятие. Принадлежит гражданину на праве собственности. Имущество предприятия формируется из имущества гражданина, полученных доходов и других законных источников.
· Частное семейное предприятие. Принадлежит членам семьи на праве общей долевой собственности или в другом порядке, предусмотренном договором между ними.
· Частное юридического лица. Предприятия с долевым (складочным) капиталом, принадлежащим частным лицам в виде паев (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственные товарищества) или пакетов акций (акционерные общества).
· Государственное. Учреждается органами управления Российской Федерации или ее субъектов. Имущество предприятия является федеральной собственностью или собственностью субъекта Федерации.
· Муниципальное. Учреждается органами местного самоуправления. Имущество предприятия образуется за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и (или) вкладов других муниципальных предприятий, полученных доходов и других законных источников. Оно находится в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований.
· Предприятие со смешанной формой собственности. Имущество принадлежит в виде пакетов акций государству и частным лицам Российской Федерации. Второй вариант подобных предприятий - имущество предприятия формируется за счет вкладов физических и (или) юридических лиц Российской Федерации и зарубежных партнеров.
Наличие прав юридического лица.
· Юридические лица
· Предприятие без образования юридического лица
Уровень специализации.
· Специализированные предприятия сферы сервиса.
Предприятия, оказывающие сервисные услуги одной отраслевой группы. Например, предприятие химической чистки и крашения одежды; парикмахерская; фотопредприятие; предприятие автосервиса и т. п.
· Комплексные предприятия сферы сервиса.
Предприятия, оказывающие сервисные услуги различных отраслевых групп. Например, дом бытовых услуг, центры бытовых услуг; предприятия по изготовлению и ремонту швейных и трикотажных изделий и др.
5. Мощность предприятия. Параметрами, которые характеризуют мощность предприятий сферы сервиса, могут быть численность работников, годовой оборот капитала, объем выручки, размеры производственной площади, пропускная способность (парикмахерские, фотоуслуги). В российской практике мощность предприятий принято характеризовать численностью персонала.
· Микропредприятия до 15 человек
· Малые предприятия 15-30 человек
· Средние предприятия 30-50 человек
· Крупные предприятия свыше 50 человек
Форма организации.
· Предприятия с цеховой структурой. Предприятия, в составе которых выделяется полный комплекс структурных подразделений: цех —» производственный участок —» рабочее место.
· Предприятия с бесцеховой структурой. Микро- и малые предприятия, которые в составе своей структуры выделяют только производственный участок и рабочее место либо только рабочие места.
Тип производства.
· Предприятия с единичным типом производства. Предприятия сферы сервиса, выполняющие различные виды услуг по индивидуальным заказам клиентов.
· Предприятия, сочетающие единичный и серийный типы производства. Предприятия сферы сервиса, выполняющие различные виды услуг по индивидуальным заказам клиентов и одновременно изготавливающие отдельные виды товаров мелкими сериями (швейные, трикотажные изделия, мебель, обувь и др.).
Специфические классификационные признаки.
Время действия.
· Предприятия круглосуточного действия. Стационарные предприятия сферы сервиса
· Предприятия периодического действия. Выездные предприятия сферы сервиса.
Предприятия, оказывающие услуги населению: классификация предприятий сервиса. Индивидуальное обслуживание.
Любое предприятие сервиса – это устойчивая социальная структура, объединение людей, связанных единством целей в процессе СД.
При классификации предприятий сферы обслуживания используются как общие признаки классификации, так и специфические, присущие только сфере сервиса.