Саморегулирование и лицензирование предпринимательской деятельности.

Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О саморегулируемых организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)

Статья 2. Понятие саморегулирования

1. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

2. Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

3. Для целей настоящего Федерального закона под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Саморегулирование в предпринимательском праве может быть

рассмотрено как элемент механизма правового регулирования

предпринимательских отношений, в рамках

которого участники этих

отношений с целью регламентации и организации собственного поведения и

установления взаимных прав и обязанностей в пределах, установленных

государством, воздействуют на свое поведение путем закрепления

обязательных для себя правил п

оведения. Саморегулирование, как элемент

механизма правового регулирования предпринимательских отношений,

определяется через институционное (как особый субъект права

саморегулируемая организация) и регулятивные (как корпоративные акты,

договоры, одност

оронние сделки) средства

, и порождает характеристику

саморегулирования как деятельности субъектов с целью регламентации и

организации собственного поведения. Саморегулирование отражает

потребности субъектов общественной жизни в альтернативном (по отношени

ю

к государственному) правовом регулировании отношений, и с этой точки

зрения рассматривается как «опосредующее звено» между государством и

предпринимателями.

Следует отметить, что саморегулирование может быть рассмотрено не

только как деятельность (именно в таком аспекте законодателем определяется

данное понятие), но и как правовой институт. Саморегулирование (как

правовой институт) представляет собой совокупно

сть правовых норм,

регулирующих отношения по разработке и установлению стандартов и правил

предпринимательской или профессиональной деятельности, а также по

осуществлению контроля за соблюдением требований указанных стандартов и

правил

. В нем объединяются

нормы самых разных отраслей права. С этой

точки зрения саморегулирование является комплексным правовым

институтом, сочетающим различные средства правового регулирования.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Статья 2. Цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности

1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

3. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Наши рекомендации