Лицензирование предпринимательской деятельности. Критерии признания предпринимательской деятельности лицензируемой.

С точки зрения правового регулирования лицензирование деятельности любого субъекта гражданского оборота представляет собой определенный вид ограничения прав и свобод. Учитывая, что коммерческие отношения являются одним из видов гражданско-правовых отношений, государственное регулирование в целом и лицензирование в частности представляют собой разновидность правового ограничения, которое основано на п. 2 ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которым гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учетом особенностей предмета коммерческого права лицензированию подлежат только те виды коммерческой деятельности, которые связаны с оптовой торговлей определенными группами товаров.

Все виды деятельности, подлежащие лицензированию в коммерческом обороте, входят в исчерпывающий перечень, содержание которого определяется как Законом о лицензировании, так и иными нормативно-правовыми актами, определяемым федеральным законодательством. Местные органы власти не могут самостоятельно вводить лицензирование продажи товаров.

Статья 12 Закона о лицензировании устанавливает перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. В соответствии с Законом о лицензировании применительно к сфере торговли лицензированию подлежат следующие виды торговой деятельности:

1) распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств;

2) реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

3) реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;

4) торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;

5) реализация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов).

Кроме того, в соответствии со ст. 5 Закона о лицензировании в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство РФ в соответствии с определенными Президентом РФ основными направлениями внутренней политики государства определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, в том числе:

1) МВД России - торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия; торговля патронами к оружию;

2) ФСБ России - реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность; деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

3) Росздравнадзор - деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

4) Росздравнадзор и Россельхознадзор - фармацевтическая деятельность в части деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных;

5) Минпромторг России - деятельность по реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса;

6) Минпромторг России и Федеральное космическое агентство (Роскосмос) - торговля вооружением и военной техникой.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона о лицензировании в коммерческом обороте правила о лицензировании не распространяются на:

а) деятельность в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

б) биржевую деятельность.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <1> (далее - ФЗ N 171-ФЗ) лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

1) по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков; розничной продажи спиртосодержащей продукции;

2) закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.

Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: 1) хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; 2) хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; 3) хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; 4) закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; 5) хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; 6) розничную продажу алкогольной продукции (п. 2 ст. 18 ФЗ N 171-ФЗ). Лицензии на производство и оборот производных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только организациям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям названного ФЗ N 171-ФЗ. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений ФЗ N 171-ФЗ только организациям.

Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков (ч. 2 ст. 9 ФЗ об ОТ). Порядок выдачи, аннулирования и приостановки действия лицензии определяется Положением о лицензировании товарных бирж, которое утверждается Правительством РФ .

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 150-ФЗ "Об оружии" <1> на территории Российской Федерации также подлежит лицензированию приобретение оружия и патронов к нему, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации <2>. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии. Юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, запрещается совмещать продажу в одном торговом зале оружия и иных видов товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию. Лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему (ст. 18 Закона "Об оружии").

Подлежит лицензированию также продажа товаров, правила о лицензировании которых предусмотрены не только Законом о лицензировании, но также рядом других законов и нормативно-правовых актов:

1) продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира

2) продажа лекарственных средств и изделий медицинского назначения <1>;

3) торговля служебным и гражданским оружием и патронами к нему

4) продажа алкогольной продукции, а также поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции <1>;

5) реализация предметов антиквариата <1>;

6) оптовая торговля табачными изделиями <1>;

7) распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей

8) распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров фонограмм на любых видах носителей <1>;

9) лицензирование деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг;

10) лицензирование деятельности на право хранения, фасовки, перевозки и реализации радиофармацевтической продукции и др.

Наши рекомендации