Саморегулирование и лицензирование предпринимательской деятельности.
Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О саморегулируемых организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)
Статья 2. Понятие саморегулирования
1. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
2. Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.
3. Для целей настоящего Федерального закона под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Саморегулирование в предпринимательском праве может быть
рассмотрено как элемент механизма правового регулирования
предпринимательских отношений, в рамках
которого участники этих
отношений с целью регламентации и организации собственного поведения и
установления взаимных прав и обязанностей в пределах, установленных
государством, воздействуют на свое поведение путем закрепления
обязательных для себя правил п
оведения. Саморегулирование, как элемент
механизма правового регулирования предпринимательских отношений,
определяется через институционное (как особый субъект права
–
саморегулируемая организация) и регулятивные (как корпоративные акты,
договоры, одност
оронние сделки) средства
, и порождает характеристику
саморегулирования как деятельности субъектов с целью регламентации и
организации собственного поведения. Саморегулирование отражает
потребности субъектов общественной жизни в альтернативном (по отношени
ю
к государственному) правовом регулировании отношений, и с этой точки
зрения рассматривается как «опосредующее звено» между государством и
предпринимателями.
Следует отметить, что саморегулирование может быть рассмотрено не
только как деятельность (именно в таком аспекте законодателем определяется
данное понятие), но и как правовой институт. Саморегулирование (как
правовой институт) представляет собой совокупно
сть правовых норм,
регулирующих отношения по разработке и установлению стандартов и правил
предпринимательской или профессиональной деятельности, а также по
осуществлению контроля за соблюдением требований указанных стандартов и
правил
. В нем объединяются
нормы самых разных отраслей права. С этой
точки зрения саморегулирование является комплексным правовым
институтом, сочетающим различные средства правового регулирования.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
Статья 2. Цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности
1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
3. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.