Решение об условиях приватизации
После утверждения прогнозного плана (программы) приватизации наступает этап подготовки предприятия к приватизации. Эта задача в отношении федеральных предприятий находилась в компетенции Министерства имущественных отношений. В связи с упразднением указанного министерства подготовку предприятий к приватизации, принятие решения об условиях приватизации возложены на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Итогом подготовки предприятия к приватизации является принятие Агентством, его территориальным органом решения об условиях приватизации конкретного предприятия, если только прогнозным планом не предусмотрено, что решение об условиях приватизации принимается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2002 г. N 512*(803) утверждены Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества.
Наряду с решением об условиях приватизации Федеральным агентством, в установленных законом случаях, подготавливаются решения об установлении обременения в отношении имущества, подлежащего приватизации, о дальнейшем использовании имущества, не подлежащего приватизации. Эти решения принимаются одновременно с решением об условиях приватизации.
В отличие от предыдущих законов, Закон о приватизации 2001 г. не предусматривает создание специальной комиссии по приватизации, которая и отвечала за подготовку соответствующих документов - акта балансовой оценки имущества, проекта плана приватизации. В соответствии с Правилами подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества порядок подготовки этих решений в отношении имущественных комплексов унитарных предприятий устанавливался Минимуществом РФ.
Минимущество РФ письмом от 6 июня 2002 г. за N АБ-2/10099 разъяснило порядок приватизации имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий. Минимущество издает распоряжение, в котором определяется:
- конкретное подразделение министерства, территориальные органы, ответственные за подготовку решения об условиях приватизации предприятия, и территориальные органы, уполномоченные принять такое решение (с определением срока принятия решения);
- срок проведения инвентаризации имущества предприятия;
- поручается руководителю предприятия представить в указанный в распоряжении срок оформленные надлежащим образом результаты инвентаризации, промежуточный баланс, план земельного участка.
После представления этих документов Минимущество РФ или его территориальный орган заключают договор с уполномоченной Минимуществом аудиторской организацией - в целях проверки полноты и правильности бухгалтерского баланса предприятия.
На основе представленных предприятием документов Минимущество или его территориальное подразделение оформляют следующие документы:
- состав подлежащего приватизации имущества (по форме - приложению к рассматриваемому письму Минимущества);
- перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации;
- перечень действующих и устанавливаемых при приватизации обременений (ограничений) имущества (в том числе земельных участков), включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия;
- расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов предприятия.
В решении об условиях приватизации должны быть отражены следующие сведения.
Наименование предприятия и другие данные, позволяющие его идентифицировать (характеристика имущества).
Способ приватизации. В случае, если балансовая стоимость активов предприятия не превышает установленного законодательством минимального размера уставного капитала открытого акционерного общества, способом приватизации является продажа на аукционе (с указанием формы подачи предложений о цене - открытая или закрытая) или конкурсе (указываются условия конкурса).
Нормативная цена. При продаже предприятия на аукционе или на конкурсе указывается нормативная цена, т.е. минимальная цена, по которой возможно отчуждение имущества. Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 369 утверждены Правила определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества. Нормативная цена имущественного комплекса определяется в случае, если стоимость чистых активов предприятия вместе со стоимостью земельных участков, рассчитанной по правилам п. 3 ст. 11 Закона о приватизации (по терминологии ст. 11 Закона - балансовая стоимость активов), не превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества (т.е. равна или менее 1000 минимальных размеров оплаты труда). Нормативная цена имущественного комплекса предприятия складывается из балансовой стоимости (стоимость чистых активов и земельного участка), с учетом налога на добавленную стоимость в отношении приобретенных ценностей за вычетом просроченной дебиторской задолженности (п. 2 Правил определения нормативной цены).
Правила не говорят о ситуации, когда нет вообще суммы чистых активов (предприятие убыточно) и, следовательно, расчет нормативной цены невозможен.
Полагаем, что в таком случае есть такие варианты действий государства-собственника:
- собственник может оказать предприятию финансовую помощь, чтобы его можно было бы приватизировать;
- ликвидировать или реорганизовать предприятие. Иначе предприятие ожидает процедура банкротства.
Размер уставного капитала, количество именных обыкновенных акций общества и номинальная стоимость одной акции. В случае преобразования предприятия в открытое акционерное общество в решении об условиях приватизации указывается размер уставного капитала, количество именных обыкновенных акций общества и номинальная стоимость одной акции. При наличии соответствующего решения Правительства РФ указывается, что в отношении общества принято решение об использовании специального права ("золотой акции").
Срок предоставленной рассрочки платежа.
Иные необходимые для приватизации имущества сведения.
Решением об условиях приватизации утверждаются:
1) состав подлежащего приватизации имущества;
2) перечень объектов, не подлежащих приватизации;
3) перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущества;
4) расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов;
5) условия конкурса, если объект отчуждается на конкурсе;
6) в случае преобразования предприятия в ОАО решением об условиях приватизации также утверждается Устав общества, назначается единоличный исполнительный орган управления общества, определяется количественный состав и назначаются члены совета директоров и его председатель.
На основании и в соответствии с решением об условиях приватизации составляется передаточный акт, который по содержанию соответствует составу подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия. Приложениями к передаточному акту являются расчет балансовой стоимости активов предприятия и перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия.
В отличие от продажи частных предприятий, когда передаточный акт составляется и подписывается сторонами сделки одновременно в момент или после заключения договора купли-продажи в письменной форме (ст. 560, 563 ГК РФ), передаточный акт при приватизации предприятия составляется и подписывается от передающей стороны не продавцом (РФФИ), а Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом или его территориальным органом (не одновременно с покупателем). Другая сторона - покупатель подписывает передаточный акт как победитель конкурса после заключения с ним договора, полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса, а победитель на аукционе - после заключения с ним договора и полной оплаты имущества (абз. 15 ст. 16, п. 16 ст. 20 Закона о приватизации).
По своей юридической природе решение об условиях приватизации является актом органа исполнительной власти, детализирующим и конкретизирующим прогнозный план (программу) приватизации. По отношению к конкретному предприятию решение об условиях приватизации представляет собой программу (план) приватизации конкретного предприятия.
Объекты приватизации
Объекты приватизации - это то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации 2001 г. Как уже указывалось, ряд объектов выведен из сферы действия этого Закона: они отчуждаются на основе других федеральных законов.
Но Закон о приватизации не содержит перечня объектов, подлежащих приватизации на основе норм данного Закона.
Анализ положений Закона о приватизации все же дает основания для вывода: основными объектами приватизации являются имущественные комплексы унитарных предприятий и принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции открытых акционерных обществ.
Другие виды имущества, указанные в Законе о приватизации, либо входят в состав имущества предприятия (объекты социально-культурного и коммунального назначения), либо хотя и не принадлежат унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, но приватизируются одновременно с имущественным комплексом (земельные участки, которыми предприятие как юридическое лицо пользуется на законном основании, например является арендатором по договору аренды).
Так, прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества соответственно на 2003, 2004, 2005 гг. не предусматривают иных объектов приватизации, кроме имущественных комплексов унитарных предприятий и принадлежащих Российской Федерации акций открытых акционерных обществ.
Объекты приватизации, подпадающие под действие Закона о приватизации, отличаются следующими особенностями (признаками):
1) их отчуждение в частную собственность затрагивает интересы работников, трудового коллектива предприятия в целом. Обеспечение этих интересов диктует необходимость в специальном регулировании. Так, п. 5 ст. 14 Закона о приватизации запрещает унитарному предприятию-субъекту со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации и до момента перехода права собственности на имущественный комплекс к покупателю или до момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества сокращать численность работников этого предприятия. Статья 17 Закона о приватизации посвящена социальным гарантиям работникам акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;
2) сделке приватизации предшествует включение объекта в прогнозный план (программу) приватизации и принятие решения об условиях приватизации конкретного объекта компетентным органом исполнительной власти;
3) приватизация носит возмездный характер;
4) функции продавца федерального имущества от имени Правительства РФ могут выполнять специализированные государственные учреждения (ст. 6 Закона о приватизации). Эти функции возложены Правительством РФ на Российский фонд федерального имущества (РФФИ);
5) По правилам Закона о приватизации отчуждаются объекты, составляющие государственную, муниципальную казну. Имущество, закрепленное за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не входит в понятие "казна". Унитарные предприятия распоряжаются этим имуществом от своего имени, в установленных случаях - с согласия собственника, и на эти отношения Закон о приватизации не распространяется.
В зависимости от того, включены ли конкретные объекты в прогнозный план (программу) приватизации или особенности их приватизации учитываются при приватизации имущественных комплексов, в состав которых они входят, можно выделить самостоятельные объекты приватизации. Самостоятельными объектами приватизации являются прежде всего сами государственные предприятия как имущественные комплексы. Напомним, что ГК РФ различает государственное, муниципальное унитарное предприятие как субъект права - юридическое лицо (ст. 113 ГК РФ) и предприятие как объект права.
Предприятие как объект - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В его состав входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, в том числе здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также исключительные права (на фирменное наименование, товарный знак, на изобретение и др.).
Несмотря на то что в имущественный комплекс входит как недвижимое, так и движимое имущество и даже долги и права по обязательствам, предприятие в целом признается недвижимостью (ст. 132 ГК РФ).
Между тем несколько ранее в ст. 130 ГК РФ дается понятие недвижимости как вещей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, имеются в виду земельные участки и все, что прочно с ними связано (в том числе здания, сооружения, многолетние насаждения, леса).
Ясно, что законодатель приравнял предприятие к недвижимости, чтобы ввести в гражданский оборот имущественный комплекс как единый объект вещного прав, который в целом может выступать в качестве предмета договора купли-продажи.
Если предприятие принадлежит на праве собственности физическому или юридическому лицу, оно отчуждается, сдается в аренду его собственником на основе общих норм ГК РФ (ст. 559 - Договор продажи предприятия, ст. 656 - Договор аренды предприятия).
Отчуждение государственных предприятий в собственность физических и юридических лиц производится по законодательству о приватизации. Нормы ГК РФ применяются лишь субсидиарно - к отношениям по отчуждению, не урегулированным Законом о приватизации (п. 4 ст. 3 Закона).
Сравним - гражданин или юридическое лицо как собственники продают предприятие по индивидуальной договоренности с конкретным покупателем, а в процессе приватизации предприятие продается на конкурсе, аукционе.
При отчуждении частного предприятия кредиторы, даже предупрежденные о продаже, могут потребовать досрочного исполнения либо прекращения обязательств и возмещения убытков, либо признания договора продажи предприятия недействительным. При приватизации предприятия такие последствия не применяются.
До продажи частного предприятия кредиторы состояли в обязательственных правоотношениях не с предприятием (оно в данном случае только объект права), а с собственником этого предприятия.
Именно поэтому уже после продажи предприятия продавец и покупатель несут солидарную ответственность перед кредиторами по долгам, которые, будучи включенными в состав предприятия, были переведены на покупателя без согласия кредиторов (ст. 562 ГК РФ).
Государство, муниципальные образования по долгам приватизированных предприятий не отвечают.
Собственник частного предприятия как должник по обязательствам, связанным с его личностью, должен сам исполнить обязательство, он, таким образом, не вправе передавать подобные обязанности другим лицам, в том числе в составе имущественного комплекса (п. 1 ст. 559 ГК РФ).
Что касается приватизации, то по обязательствам, не учтенным в передаточном акте, государство, муниципальные образования ответственности не несут (п. 2 ст. 27 Закона о приватизации).
Итак, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).
Как выше отмечалось, речь при этом идет об имуществе, не переданном государством-собственником в хозяйственное ведение или оперативное управление унитарным предприятиям и учреждениям.
Имущественным комплексом в целом унитарное предприятие распоряжаться не может, соответственно вопрос о приватизации предприятия решается государством-собственником самостоятельно, и на это не требуется ни согласия трудового коллектива предприятия, ни его директора. Отметим, что на первом этапе приватизации, по Закону 1991 г., возможные варианты приватизации предприятия согласовывались с трудовым коллективом.
Другим имуществом, которое как самостоятельный объект приватизации предусматривается в прогнозном плане (программе) приватизации, являются принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
В Законе отражены также особенности приватизации других объектов - земельных участков, на которых предприятия находятся; находящихся на балансе унитарного предприятия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов культурного наследия.
Так, земельные участки, хотя они учитываются за балансом предприятия, поскольку используются ими либо на праве аренды, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, включаются в состав имущественного комплекса предприятия (ст. 11 Закона о приватизации).
Однако по смыслу ст. 27, 28 Закона о приватизации в итоге оформляется два договора: продажи предприятия и отчуждения земельного участка. Покупателю имущественного комплекса земельный участок, занятый предприятием, продается без конкурса и аукциона, при этом не по рыночной стоимости, а по цене выкупа, установленной субъектами РФ. До этого цена выкупа определяется исходя из указанных в ст. 28 Закона о приватизации минимальных сумм.
Надо, однако, иметь в виду, что еще не произошел раздел земли между собственниками - РФ и субъектами РФ. Поэтому на практике, в Москве, например, покупатели предприятий пользуются земельными участками под ними, как правило, на основе аренды.
Продажа объектов культурного наследия сопровождается возложением на покупателя охранного обязательства. Приобретая их, покупатели знают, что это связано с обременениями по содержанию, сохранению, использованию (включая реставрационные работы, ремонт) объектов.
Находящиеся на балансе унитарного предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта), коммунально-бытового назначения, если они используются в интересах жителей соответствующего поселения, в составе имущественного комплекса не приватизируются, а передаются в установленном порядке в муниципальную собственность (п. 1 ст. 30 Закона).
Подобные объекты, используемые только в рамках самого предприятия, в интересах его работников, могут быть приватизированы. При этом обязательным условием приватизации является использование их по назначению, но не более пяти лет с момента приватизации.
Как объекты культурного наследия, так и социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут остаться в распоряжении государства, не включаться в состав имущественного комплекса и в дальнейшем приватизироваться как самостоятельные объекты.
В зависимости от формы собственности выделяются объекты государственной и муниципальной собственности. Объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами муниципальной власти самостоятельно, но в порядке (по правилам), предусмотренном Законом о приватизации.
В зависимости от возможности и порядка приватизации различается имущество, которое:
а) может находиться только в государственной или муниципальной собственности (например, в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. "О почтовой связи" не подлежит приватизации имущество организаций федеральной почтовой связи);
б) приватизация которого ограничена (унитарные стратегические предприятия и акции стратегических акционерных обществ включаются в прогнозный план приватизации только после принятия решения Президента РФ об исключении унитарного предприятия из перечня стратегических или о прекращении, уменьшении доли участия РФ в стратегических акционерных обществах; акции открытого акционерного общества "Газпром", РАО "ЕЭС России" включаются в прогнозный план (программу) приватизации на основании федерального закона);
в) приватизируемое в общем порядке и приватизируемое в особом порядке (например, приватизируемые объекты культурного наследия с обременениями, возлагаемыми на покупателя в виде соблюдения охранных обязательств).