Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 10 страница

В отраслевой структуре инвестиций большая часть приходится на промышленность, развитие инфраструктуры транспорта и связи, а также сельское хозяйство. С этой точки зрения регионы имеют свои особенности. Среди экономических регионов наибольшей долей промышленных инвестиций обладает Западный Казахстан, в транспорте и связи – Восточный и Северный Казахстан, в сельском хозяйстве – южные области.

Наиболее резкие диспропорции в региональном развитии проявляются между городской и сельской местностью, экономическая деятельность которой представлена в основном аграрным сектором. Основными проблемами сельских регионов выступают высокий уровень безработицы, низкий уровень жизни населения, высокая доля занятости в сельском хозяйстве, неразвитая инфраструктура, большие территории, слабая связь населенных пунктов с рынками сбыта, периферийное расположение многих сельских районов и сел (аулов) и значительная отдаленность их от центров, суровые природные и климатические условия, острый дефицит водных ресурсов, экологические проблемы Арала, Балхаша, Семипалатинского полигона, интенсивное освоение нефтегазовых месторождений и техногенное воздействие военных полигонов.

Выводы

Во всех странах мира на социально-экономическое развитие регионов оказывают влияние различия в географическом положении, природно-климатических условиях, демографической ситуации, истории развития и другие факторы. Каждое государство стремится улучшать жизненный уровень в отсталых регионах, то есть проводить региональную политику, направленную на выравнивание условий и возможностей для их социально-экономического развития, и тем самым способствовать повышению уровня и качества человеческого потенциала.

Региональная политика в развитых странах – основное средство государственного регулирования развития социально-экономических процессов в проблемных регионах для устранения социальной и экологической напряженности.

Современное состояние развития регионов в Казахстане отражает основные особенности переходного периода. Развивающаяся система регулирования регионального развития и региональной политики становится важнейшим фактором успеха всего процесса устойчивого развития
республики. Целью региональной политики нашего государства является эффективное использование потенциала ресурсов, природных и человеческих, устранение неприемлемых различий в экономическом благосостоянии регионов.

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 10 страница - student2.ru

Вопросы для повторения

1. Что включает в себя понятие «государственное регулирование регионального развития»?

2. Какие Вы знаете документы государственной региональной политики? Какие законы и нормативные акты регулируют
региональное развитие в Казахстане?

3. Назовите основные средства реализации региональной экономической политики.

4. Какие инструменты применяются в Казахстане для регулирования регионального развития?

5. Как используются макроэкономические регуляторы регионального развития?

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 10 страница - student2.ru

Вопросы для обсуждения

6. Влияют ли природные условия на темпы экономического развития и на производственную специализацию территорий? Какие именно природные особенности в наибольшей мере ограничивают экономические возможности стран и народов? Приведите примеры.

7. Охарактеризуйте современную экологическую ситуацию в Казахстане, назовите проблемные ареалы, приведите примеры зон экологических бедствий и катастроф.

8. Одинаково ли пострадали Западный и Северный регионы Казахстана в результате кризисных явлений переходного периода? Обоснуйте ответ.

Ситуация для анализа

В республике Казахстан существуют значительные различия в соотношениях городского и сельского населения. Посмотрите таблицу 1 и приведите примеры самых «городских» и самых «сельских» областей. Объясните причины различий в уровне урбанизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента страны народу Казахстана «Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год», Астана, апрель 2002 г.

2. Программа Правительства Республики Казахстан на 2002–2004 гг.

3. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 г., утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 г. №735, Астана, 2001 г.

4. Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003–2005 гг., утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 5 июня 2002 г. №889, Астана, 2002 г.

5. Концепция региональной политики Республики Казахстан, утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан в декабре 2002 г.

6. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан до
2015 г., Астана, 2003 г.

7. Жусупов С.Е., Айткалиев Р.А., Мухамедкаримова З.Х. Сельские районы Казахстана: новые аспекты типологии / ПРООН. – Алматы: S-принт, 2002.

8. Мухамедкаримова З.Х., Жусупов С.Е., Айткалиев Р.А. Развитие села в Казахстане: Атлас / ПРООН. – Алматы: S-принт, 2002.

9. Мухамедкаримова З.Х. Исследование сельских депрессивных районов: Сб. мат. межд. конф. – Астана: Министерство экономики РК, 2002. – С.34.

10. Тажин М., Тажимбетов М. Региональная социология: Учебное пособие. – Алма-Ата: Атамура – Казак университетi, 1993.

11. Голиков Н.Ф., Двоскин Б.Я., Спектор М.Д. Проблемы расселения населения Казахстана. – Алма-Ата: Наука, 1989. – 248 с.

12. Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: Экономика, 1998.

13. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1993.

14. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М., 2000.

15. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. – СПб.: Михайлова В.А., 1998. – 659 с.

16. Панарин А.С. Философия политики: Учебное пособие. – М.: ИФ РАН, 1996.

17. Иванов И.Д. Европа регионов. – М.: Международные отношения, 1998.

18. В.Л. Бабурин, Ю.Л. Мазуров. Географические основы управления: Учебное пособие. – М.: Дело, 2000.

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 10 страница - student2.ru

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 10 страница - student2.ru Планирование и прогнозирование социально-экономического развития общества требуют всестороннего учета специфических проблем расселения населения и его распределения по территории страны. Без изучения различных видов миграции населения невозможно вскрыть многие закономерности развития общества, а следовательно, и эффективно управлять социальными процессами.

Генеральный директор Международной организации по миграции Брансон Маккинли считает, что миграция станет одной из основных проблем политического регулирования в XXI в. В нашем уменьшающемся мире все больше и больше людей будет рассматривать миграцию, временную или постоянную, как путь к расширению возможностей в сфере занятости, образования, свободы и т.д. Правительствам следует разработать эффективную миграционную политику и практику. Управляемая должным образом миграция может способствовать процветанию, развитию и взаимопониманию народов. Учитывая влияние миграции на человеческое развитие, целесообразно определить причины миграции, ее последствия и миграционную ситуацию в Казахстане.

Изучение миграции вызвано необходимостью:

- получения сведений о численности и составе населения в конкретных условиях, месте и времени;

- выявления причин миграции, а также влияния миграции на
динамику численности и состав населения (особенно трудовых
ресурсов);

- всестороннего анализа как внутренних миграционных процессов населения, так и внешних, обусловленных социальными, экономическими, политическими, экологическими и другими факторами, чутко реагирующими на любое изменение в экономике и политике страны.

Для того чтобы понять, каким образом миграция может влиять на человеческое развитие, рассмотрим понятие миграции, ее виды и терминологию, связанную с ней.

23 – 3/43
Миграцией населения называется процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Поскольку миграция населения складывается из миграционных потоков, данное понятие употребляют и во множественном числе – «миграции», «международные миграции» и т.д.

Миграционный поток складывается из совокупного числа мигрантов (или миграций), имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение данного периода, отрезка времени; один из показателей направления миграции. Например, из общего числа прибывших в какой-либо регион можно выделить потоки прибывших из каждого другого региона. Выделяют прямые и обратные миграционные потоки. Больший по размерам из двух направленных навстречу друг другу миграционных потоков
обозначают как доминирующий поток, а менее интенсивный – как противоположный. Разница между доминирующим и противоположным
потоками называется чистым потоком между двумя районами, сумма доминирующего и противоположного потоков – обменом населения между двумя районам. Анализ миграционных потоков, который проводится с помощью различных коэффициентов, необходим для определения эффективности миграционных связей.

Миграция населения является частью территориальных перемещений. Один из основных критериев идентификации миграции населения – пересечение административных границ территорий (государства, области, города и т.д.). На этой основе выделяют прежде всего внешнюю миграцию (эмиграцию и иммиграцию) и внутреннюю миграцию.

Внешняя миграция (международная)связана с пересечением государственной границы – это въезд населения за пределы страны, называемый эмиграцией, и въезд в страну, называемый иммиграцией.

ООН рекомендует следующие критерии определения международных мигрантов из числа прибывающих и выбывающих лиц:

международный мигрант – лицо, которое сменило страну обычного проживания. Страна обычного проживания – это страна, в которой проживает данное лицо, то есть страна, в которой человек имеет жилье, где как правило, проводит ежедневный период отдыха. Краткосрочные поездки за рубеж на отдых, в отпуск, к друзьям и родственникам по делам, для лечения или в целях совершения религиозного паломничества не меняют страну обычного проживания данного лица;

долгосрочный мигрант – лицо, прибывающее в страну, которая не является страной его обычного проживания, на период не менее одного года, так что страна прибытия фактически становится новой страной его обычного проживания. Для страны выбытия это лицо будет являться долгосрочным эмигрантом, а для страны прибытия – долгосрочным иммигрантом;

краткосрочный мигрант – лицо, прибывающее в страну, которая не является страной его обычного проживания, сроком на период не менее 3 месяцев, но более одного года, за исключением случаев, когда приезд в данную страну связан с отдыхом, отпуском, посещением друзей и родственников, деловыми целями, лечением и религиозным паломничеством. Для целей статистики международной миграции страной обычного проживания краткосрочных мигрантов в течение периода пребывания считается страна прибытия.

Квнутренней миграции населения относится перемещение в пределах одной страны между административно-территориальными единицами. Различают миграцию сельского населения, городского, межгородскую миграцию и миграцию в сельской местности:

· «село – село» – миграция населения из одного сельского района в другой и состоит из перемещений торговцев, пастухов и сельскохозяйственных работников как на короткую, так и на длинную дистанцию. В странах с преобладанием сельского производства, таких как Индия, Таиланд и большинство стран Африки, этот вид миграции является доминирующим;

· «село – город» – миграция населения из сельских районов в города вследствие бедности, невысоких доходов сельского хозяйства, низкой продуктивности, роста населения, сокращения на производстве, неравного распределения земли, деградации окружающей среды и относительного недостатка экономических возможностей. Ожидается, что за следующие 20 лет городское население развивающегося мира увеличится почти на миллиард. Это основной тип миграции развивающегося мира на сегодняшний день;

· «город – город» – миграция населения из одного города в другой в основном в целях занятости. Это основная форма миграции в высокоурбанизированных странах (Северная Америка и Европа);

· «город – село» – миграция населения из города в село либо в целях нового поселения, либо в качестве возвращения мигрантов.

При изучении внутренней (внутриреспубликанской) миграции различают межобластнуюивнутриобластную, межрайоннуюивнутрирайонную миграции. С переездом людей из одних мест в другие по различным причинам на длительное время или бессрочно изменяется численность населения. Наряду с бессрочными и длительными переселениями имеют место сезонная и маятниковая миграции.

Важную роль играет классификация миграции населения по причинам, основными среди которых являются экономические и социальные (перемещения в поисках работы, получение образования, в связи с замужеством и т.п.), а также политические, национальные, религиозные, военные, экологические и другие причины. Следствием возросшего влияния последних стало значительное увеличение числа беженцевивынужденных переселенцев в 90-х годах ХХ в. В современных условиях, когда многими странами приняты законы, регулирующие миграционные процессы, снимающие ограничения и гарантирующие право граждан на выезд за границу и въезд в страну, статистика миграции населения пополнилась новыми категориями: беженец, иммигрант, эмигрант, переселенец, репатриант (см. глоссарий).

По способу реализации миграция населения делится на организованную, осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их помощью, инеорганизованную (индивидуальную, самостоятельную), которая осуществляется силами и средствами самих
мигрантов. В зависимости от того, как предпринимаются перемещения людей (по собственному желанию и/или вопреки такому), миграция населения делится на добровольную и принудительную.

На процесс принятия решения о миграции влияют объективные (различные в уровне жизни населения разных территорий) и субъективные (психологические) факторы, когда индивиды оценивают целесообразность миграции и принимают личностные решения.

Объективные факторы миграции распределяются по 3 группам: неуправляемые, постоянно действующие факторы, временные (регулируемые переменные) факторы, которые могут регулироваться косвенным воздействием.

В первую группу факторов миграции входят географическое положение местности и ее природные компоненты: метеорологические, географические, фито- и зоогеографические и т.д. Высокие перепады температуры, заболоченность почвы, землетрясения, наводнения в большей мере способствуют оттоку населения.

Вторая группа включает в себя факторы, которые могут быть изменены постепенно. Это уровень освоенности территорий, в том числе
создание производственной и социальной инфраструктуры, половой, возрастной, этнический состав населения.

К третьей группе факторов текущего регулирования относятся увеличение заработной платы, установление или отмена определенных льгот, кадровая политика, изменение в национальной политике и т.д. В относительно стабильной социально-политической обстановке для этой группы факторов наибольшее значение имеют условия жизни населения и его трудообеспеченность.

При изучении миграции населения ее нередко делят на разные социальные группы. Наибольшее влияние на развитие общества оказывает
миграция рабочей силы. Она охватывает перемещение населения в трудоспособном возрасте и иногда называется трудовой миграцией. Понятие учебная миграция подразумевает передвижения (главным образом молодежи) в связи с получением образования.

Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах.

Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения – обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального распределения, в том числе в индустриальные центры и осваиваемые районы. Тем самым миграция населения способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства. Однако последствия миграции населения противоречивы. Она оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции населения людей. Кроме того, массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру (жилье, здравоохранение и т.д.), тем самым миграция населения косвенно влияет на уровень жизни коренных жителей. Она может вызвать обезлюдение и экономический регресс в одних районах и чрезмерную концентрацию населения в других. Внешняя миграция населения нередко сопровождается дискриминацией иностранной рабочей силы, обусловливает усиление социальных конфликтов.
Государственное вмешательство в миграцию населения с помощью региональной и миграционной политики (особенно в области международной миграции населения, притоков в крупные города) не устраняет стихийности и имеющихся отрицательных последствий этого процесса.

Миграция населения оказывает весьма значительное влияние на демографическую структуру населения. Из-за неодинаковых масштабов и
интенсивности различают немедленное и долговременное воздействие миграции населения (по полу и возрасту и др.) на динамику населения в местах выхода и вселения мигрантов. Долговременное влияние связано с ролью миграции населения в воспроизводстве населения. Поскольку в процесс миграции населения вовлекается население главным образом
трудоспособного возраста, особенно молодежь, население в районах значительного притока растет более быстрыми темпами, формируется возрастная структура, характеризующаяся высокой долей молодых возрастных групп. Наоборот, в районах с постоянным оттоком населения сокращаются темпы его прироста, нередко происходит абсолютное сокращение численности населения, в составе населения повышается доля лиц старших возрастных групп. Из-за различий в уровне подвижности мужчин и женщин возможна диспропорция в половом составе населения в районах выхода и вселения мигрантов.

Миграция населения оказывает большое влияние и на социальную структуру, размещение и расселение населения, этнический состав. Таким образом, детальное изучение миграции позволяет частично составить картину об экономическом, социальном, экологическом и инфраструктурном развитии того или иного региона.

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 10 страница - student2.ru С распадом Советского Союза и крушением социалистической системы в странах СНГ и вне его наблюдался всплеск миграционных перемещений населения. Это в большей степени было обусловлено расширением возможности возвращения отдельных этнических групп на свою историческую Родину и их уменьшением во второй половине истекшего десятилетия. Так, в Республике Казахстан превалировала эмиграция населения как в соседние страны СНГ, так и в страны дальнего зарубежья (см. табл. 3–4).

Международная миграция населения Казахстана в 1991–2001 гг. приведена в таблице 2.

Таблица 2. Международная миграция населения Казахстана
в 1991–2001 гг. (по данным талонов статистического учета), чел.

  Год Всего В том числе
  страны СНГ* другие страны
  сальдо миграции иммигранты эмигранты иммигранты эмигранты иммигранты эмигранты
–57686  
–156261  
–219025  
–406679  
–238495  
–175538  
–261388  
–203039  
–128355  
–123195  
–94249  
                                 

*1991–1994 гг. со странами Балтии.

По данным Агентства РК по статистике.

Из межгосударственных миграционных связей наиболее активным для Казахстана был обмен со странами СНГ. В течение 2001 г. в эти страны эмигрировало 71,3% от общего числа эмигрантов и иммигрировало из стран СНГ в республику 93,3% мигрантов.

Миграция населения Казахстана со странами СНГ (2000–2001 гг.) приводится в таблице 3.

Таблица 3. Миграция населения Казахстана со странами СНГ, чел.

Страна Сальдо миграции Иммигранты Эмигранты
2001 г. 2000 г. 2001 г. 2000 г. 2001 г. 2000 г.
Казахстан –56331 –85851
Азербайджан
Армения
Беларусь –1966 –2955
Грузия
Кыргызстан
Молдова –17
Россия –73721 –90014
Таджикистан
Туркменистан
Узбекистан
Украина –692 –1050

По данным Агентства РК по статистике.

Сохраняется положительное сальдо миграции населения с Узбекистаном, Туркменистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном и в то же время отрицательное сальдо миграции по-прежнему с Россией, Республикой Беларусь и Украиной.

Таблица 4 показывает миграцию населения Казахстана с отдельными странами за период 2000–2001 гг.

Таблица 4. Миграция населения Казахстана с другими странами (не СНГ), чел.

Страна Сальдо миграции Иммигранты Эмигранты
2001 г. 2000 г. 2001 г. 2000 г. 2001 г. 2000 г.
Казахстан –37918 –37344
Германия –38312 –35737
Иран
Израиль –627 –1223
Китай
Монголия
США –428 –500
Турция
Канада –316 –208

По данным Агентства РК по статистике.

В целом состояние с миграцией населения в республике за десятилетний период представлено в таблице 5.

Таблица 5. Республиканская миграция населения в 1991–2001 гг., чел.

Год Республиканская миграция В том числе
межобластная областная

По данным Агентства РК по статистике.

За рассматриваемый период произошли большие изменения во внутриреспубликанской миграции населения. Так, внутриобластная миграция уменьшилась с 275,5 тыс. чел. в 1991 г. до 123,2 тыс. чел. в 2001 г. (то есть сократилась в 2,2 раза), межобластная – соответственно с 155,8 тыс. чел. до 136 тыс. чел. (или сократилась на 12,7%).

В настоящее время внешней миграцией вымываются из республики прежде всего те слои населения, которые могли бы стать основой формирования среднего класса – гаранта стабильности и разумного консерватизма в любой цивилизованной стране. Люди с высшим образованием, неоконченным высшим и средним специальным образованием в трудоспособном возрасте составляют абсолютное большинство выезжающих из Казахстана. Это обстоятельство негативно влияет на качественную сторону развития трудовых ресурсов республики.

Экономический ущерб Казахстану наносит не только стоимость образования эмигрантов, но и то, что они представляют собой действительно средние по материальной обеспеченности слои сегодняшнего казахстанского социума. Социологические исследования, проводившиеся не только в Казахстане, но и в России, Армении, Беларуси, на Украине, показывают, что на смену страны проживания решаются, как правило, семьи и отдельные личности, когда они имеют состояние не менее 3–5 тыс. долл. США на одного члена семьи.

Непрерывно растущая эмиграция наиболее подготовленных кадров интеллигенции и рабочего класса из Казахстана ослабляет возможности выхода республики из общего социального кризиса, значительно обостряет проблему имущественного неравенства и социальной стратификации вообще.

В социально-демографическом плане внешняя миграция, вымывая население в детородном и приближающимся к нему возрасте, способствует его старению, обостряя тем самым проблемы пенсионного фонда для бюджета республики. Совместное воздействие миграции, развала системы здравоохранения, увеличение детской и материнской смертности, рост генетической и социальной заболеваемости ведут к ослаблению и истощению генофонда всех этносов республики (включая казахский), лишая их потенциальных лидеров экономического, политического, духовного и прочего развития.

Наши рекомендации