Окончание практики и подведение итогов

По окончании производственной практики студенты представляют на кафедру:

- индивидуальное задание;

- личный листок и характеристику (отзыв) о работе студента в период практики с оценкой уровня его теоретической и практической подготовки, отношения к выполнению заданий, дисциплины и т.п.;

- отчет о прохождении производственной практики, состоящий из трех разделов (печатный и электронный носитель).

Требования к структуре и содержанию отчета по производственной практике

Отчет по практике строится в соответствии с программой практики и индивидуальным заданием студента. В отчете должны найти отражение ответы на все поставленные в индивидуальном задании вопросы.

Отчет должен состоять из трех разделов и включать:

- 1 раздел - отчет по производственной практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности:

- название предприятия; историю развития предприятия; характеристику (краткое описание) организации; виды выпускаемой продукции (работ, услуг); структуру и органы управления; описание структурного подразделения организации, служившего местом практики (его положение в организации, сфера деятельности, результаты работы) и т.д.;

- 2 раздел - отчет по производственной практике: научно-исследовательской работе:

- анализ положение, занимаемого предприятием в отрасли; изучение документации, нормативной базы предприятия в зависимости от специфики деятельности; основные показатели деятельности предприятия (в том числе характеристика материалов и общий анализ экономических, финансовых показателей деятельности как организации в целом, так информация по конкретному подразделению, в котором проходил практику студент); анализ постановки экономической, организационной и управленческой деятельности на предприятии и т.д.

- 2 раздел –отчет по производственной преддипломной практике:

- всесторонний анализ деятельности предприятия, являющейся предметом исследования в ВКР; оценку перспектив развития предприятия; заключительные выводы, предложения и рекомендации, сделанные студентом по результатам исследования системы управления, организационной структуры, процессов принятия управленческих решений, проведенного анализа экономических показателей деятельности организации или его отдельного подразделения в соответствии с тематикой ВКР.

Также отчет может быть дополнен приложениями. В данные приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

К отчету прилагаются макеты документов, расчеты и таблицы, подготовленные с использованием собранных на месте практики материалов, с которыми работал студент в период практики, заполненные реальными или примерными показателями и использованные им для анализа деятельности организации или ее подразделения - места практики.

По своему содержанию отчет должен быть приближен к теме ВКР. Отчет сдается на кафедру вместе с документами по практике, включая характеристику от организации – базы практики. После проверки и предварительной оценки руководителя отчет защищается на кафедре перед кафедральной комиссией.

Образец содержания отчета по производственной практике представлен в Приложении 7, а также в Приложении 8 отражены рекомендации по составу отдельных элементов отчета.

Требования к оформлению отчета по практике:

– среда – Microsoft Word;

– объем отчета — 30–40 страниц компьютерного текста без учета приложений;

– гарнитура шрифта – «Times New Roman»;

– размер шрифта - 14пт.;

– междустрочный интервал – полуторный;

– цвет шрифта - черный;

– параметры страницы - формат бумаги А4, поля сверху и снизу — 2 см, справа — 1 см, слева 3 см;

– выравнивание – по ширине страницы;

– нумерация страниц - в нижней части листа арабскими цифрами с выравниванием по центру;

– отчет подшивается в папку;

– бланк титульного листа отчета по производственной практике (см. Приложение 3).

При выполнении отчета необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему отчету. Опечатки, графические неточности, повреждения листов не допускаются.

Также стоит обратить внимание на следующие аспекты при оформлении отчета по производственной практике:

1) Заголовки разделов располагаются на странице с выравниванием по центру. Заголовки разделов, подразделов, таблиц и рисунков не должны размещаться на другой странице по отношению к связанному с ними тексту.

2) Таблицы, рисунки и прочие наглядные материалы, иллюстрирующие содержание отчета, могут располагаться как в тексте, так и выноситься в приложения. Все наглядные материалы и таблицы должны иметь заголовок и быть пронумерованы. Нумерация осуществляется по порядку в пределах главы, при этом номер будет состоять из двух арабских цифр, разделенных точкой (например, таблица 1.1.). Первая цифра показывает номер главы, вторая – номер иллюстрации в главе. Может использоваться и сквозная нумерация, если таблиц (рисунков) в тексте немного. Нумерация различных наглядных материалов осуществляется отдельно.

Подпись рисунка располагается непосредственно под рисунком, с выравниванием по центру. Под рисунком ставится надпись «Рис.» и порядковый номер арабскими цифрами, далее название рисунка.

Заголовок таблицы должен отражать ее содержание. Размещается он над таблицей, пишется с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится, выравнивание заголовка на странице по центру. Над заголовком, строчкой выше, в правом верхнем углу пишется с прописной буквы слово «Таблица» с ее порядковым номером.

Если таблица не умещается на стандартном листе бумаги, ее можно представить с продолжением на следующей странице, где пишется «Продолжение таблицы 1.1» или «Окончание таблицы 1.1». Название таблицы на новой странице не повторяется. В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Если данные отсутствуют, то ставится тире или слово «нет». На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Примечания и сноски к таблицам должны быть отпечатаны непосредственно под соответствующей таблицей. Сноски к цифрам в таблице обозначаются только звездочками.

3) При использовании в отчете по практике формул порядковый номер формулы приводится в круглых скобках справа от нее. Под формулой пишут слово «где», а затем расшифровывают ее составляющие в последовательности, в которой они приведены в формуле (каждая составляющая с новой строки).

4) При использовании в отчете цитат, заимствований цифрового материала, мнений других авторов обязательны библиографические ссылки на первоисточники. При ссылке на издание, включенное в список литературы, после упоминания о нем или цитаты, в квадратных скобках проставляют номер, под которым это издание значится в списке использованной литературы, приводимом в конце отчета, при цитировании – также номер страницы. Например: [33], [15, с.2].

В конце отчёта размещается библиографический список, где использованные студентом источники располагаются по алфавиту фамилий авторов. Для оформления списка рекомендуется пользоваться ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Порядок написания библиографического списка соблюдается следующий: законодательные акты; статистические сборники; учебники, учебные пособия, статьи в журналах (по алфавиту в соответствии с фамилией первого автора); литература на иностранных языках, электронные ссылки (название ссылки (Режим доступа: ссылка)). Нумерация источников в списке должна быть сплошной.

Защита отчета по практике

Защита отчета о практике проводится в форме собеседования студента со специально созданной комиссией, в состав которой включаются преподаватели кафедры, научный руководитель студента и ответственный за организацию и проведение практики на кафедре. В процессе защиты отчета по практике студент должен изложить основные результаты проделанной работы, выводы, к которым он пришел, предложения и рекомендации, подготовленные для практического применения. Оценка защиты отчета по практике производится по каждому разделу отчета по практике по четырехбалльной шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно (студент получает три оценки по итогам прохождения производственной практики).

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ

Требования к содержанию Индивидуального задания по практике

Индивидуальное задание составляется на специальном двухстороннем бланке (Приложение 4), содержащем информацию об индивидуальном задании и перечне заданий, подлежащих разработке на практике, в котором представлено:

1. Тема выпускной квалификационной работы;

2. График прохождения производственной практики;

3. Перечень заданий подлежащих разработке на практике с учетом ранее перечисленных задач для каждого этапа.

Требования к содержанию Характеристики студента.

Характеристика составляется на специальном бланке (обратная сторона личного листка) и имеет следующую структуру (Приложение 5):

1. Подтверждение факта прохождения практики в организации, включая полное наименование организации, должность (если была), период, за который характеризуется студент.

2. Краткая характеристика работы студента (достигнутые результаты, как себя зарекомендовал):

- приобретённые практические навыки и умения в профессиональной сфере;

- описание характера и содержания работы, проводимой студентом по поручению руководителя, в том числе в рамках специализации;

- перечень подразделений организации, в которых студент работал;

- отношение студента к выполняемой работе, степень выполнения поручений, качественный уровень и степень подготовленности студента к самостоятельному выполнению отдельных заданий.

3. Характеристика личных и деловых качеств студента (компетенции):

- личные и деловые качества, которые проявил студент во время практики (например, аналитические способности, инициативность, ответственность, внимательность), характеристика профессиональной компетентности студента (владение им теоретическими знаниями, их глубина, умение применять на практике);

- умение контактировать с клиентами, сотрудниками, руководством организации.

4. Характеристика качества подготовленного отчёта:

- наиболее важные результаты проведённого исследования; выявленные проблемы; предложения по их решению; практические выводы и рекомендации.

5. Рекомендации:

- краткое заключение. Рекомендации о дальнейшей работе. Предложение постоянной работы в организации.

6. Итоговые оценки за прохождение практики по четырехбалльной системе.

7. Дата составления характеристики, подпись руководителя практики от организации (с указанием Ф.И.О., должности, структурного подразделения, контактного телефона), заверенная печатью организации.

Образец заполнение Характеристики представлен в Приложении 6.

Приложение 1

(образец)

МиниОбрНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

(СПбГЭУ)

Садовая ул., д. 21, г. Санкт-Петербург,

Россия, 191023

Тел./факс (812) 310-40-78

e-mail: [email protected] http://www.finec.ru

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



На основании предварительной договоренности ректорат университета просит Вас принять студента (студентов) на производственную практику, в соответствии с учебным планом по следующим направлениям подготовки и графику:

№ п\п ФИО Курс Направление (профиль) Календарный период практики
1. Сидоров Антон Петрович «Экономика» (Экономика предприятий и организаций) с 13.04 по 24.05.2016 г.

Начальник Управления планирования

и развития А.К. Бобылева

Приложение 2

ДОГОВОР № от

на проведение практики (стажировки)

Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт- Петербургский государственный экономический университет» (СПбГЭУ), именуемый в дальнейшем «Университет» в лице Начальника Управления планирования и развития карьеры БОБЫЛЕВОЙ АЛЕКСАНДРЫ КОНСТАНТИНОВНЫ, действующего на основании доверенности №________ от _____________, с другой стороны___________________________________________

______________________________, именуемое в дальнейшем «Предприятие»/

«Учреждение»/ «Организация» в лице ___________________________________, действующего на основании ___________________________________ заключили между собой договор о проведении практики студентов и магистрантов Университета:

1. ПРЕДПРИЯТИЕ, УЧРЕЖДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗУЕТСЯ:

1.1. Предоставить университету в соответствии с графиком учебного процесса места для проведения практики (стажировки) студентов и магистрантов. Количество студентов и магистрантов по специальностям (направлениям подготовки) _____________ обсуждается в течение учебного года и фиксируется индивидуальными документами по практике (направление, индивидуальное задание, личный листок).

1.2. Создать необходимые условия для выполнения практикантами программы (индивидуального задания) практики. Не допускать использования студентов- практикантов на должностях, не предусмотренных программой практики и не соответствующих специальностям студентов. Индивидуальное задание на практику студентов составляется совместно руководителем практики от Университета и руководителем практики от Предприятия/ Учреждения/ Организации.

1.3. Назначать квалифицированных специалистов для руководства практикой.

1.4. Предоставить студентам-практикантам возможность пользоваться экономической, технической и другой документацией, необходимой для успешного освоения студентами программы практики и выполнения ими индивидуальных заданий, а также обеспечить студентов-практикантов рабочими местами.

1.5. Обеспечить учет выхода студентов на практику. Сообщать о случаях нарушения студентами трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка Предприятия /Учреждения/ Организации в Управление планирования и развития карьеры.

1.6. Обеспечить студентам условия безопасной работы на каждом рабочем месте. Проводить обязательные инструктажи по охране труда: вводный и на рабочем месте с оформлением установленной документации.

1.7. Расследовать несчастные случаи, если они произойдут со студентами в период практики на предприятии, в учреждении, организации в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

1.8. По окончании практики дать характеристику работы каждого студента-практиканта и отзыв о качестве подготовленного им отчета.

2. УНИВЕРСИТЕТ ОБЯЗУЕТСЯ:

2.1. За 15 дней до начала практики представить Предприятию/ Учреждению/ Организации для согласования программы (индивидуальные задания) практики и календарные графики прохождения практики.

2.2. Представлять Предприятию/ Учреждению/ Организации утвержденные списки практикантов или кандидатов для прохождения практики, для дальнейшего отбора специалистами Предприятия/ Учреждения/ Организации.

2.3. Направить на Предприятие/ в Учреждение/ Организацию студентов в сроки, предусмотренные календарным планом проведения практики.

2.4. Выделить в качестве руководителей практики наиболее квалифицированных преподавателей.

2.5. Оказывать работникам Предприятия/ Учреждения/ Организации - руководителям практики студентов методическую помощь в организации и проведении практики.

2.6. Расследовать и учитывать несчастные случаи, если они произойдут со студентами в период прохождения практики.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА

3.1. Стороны несут ответственность за свои обязательства по организации и проведению практики студентов в соответствии с действующим законодательством.

3.2. Все споры, возникающие между сторонами по настоящему договору, разрешаются в установленном порядке.

3.3. Договор вступает в силу после его подписания Университетом, с одной стороны, и Предприятием/ Учреждением/ Организацией, с другой стороны.

Срок действия договора ___________________ года

3.4. Юридические адреса сторон:

УНИВЕРСИТЕТ: ОРГАНИЗАЦИЯ:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт- Петербургский государственный экономический университет» Юридический адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.21. Телефон: 310-40-78 ИНН 7840483155 ОГРН 1129847034570  

Подписи сторон:

Университет: Начальник Управления планирования и развития карьеры ____________________А.К. Бобылева М.П. Организация:       М.П.

Приложение 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Направление 38.03.01 Экономика

Факультет экономики и финансов

Кафедра экономики и управления предприятиями

ОТЧЕТ

Наши рекомендации