Информация о предприятии заявителе
Информация о предприятии заявителе
Данный раздел бизнес-плана заполняется только для действующих предприятий
Здесь необходимо отразить информацию по следующим пунктам
1. Информация о создании и развитии предприятия
2. Основные виды деятельности.
3. Имущество предприятия.
4. Результаты деятельности.
Данную таблицу необходимо заполнять, основываясь на данных реальной управленческой отчетности.
№ | Показатель | 2012 г. | 2013 г. |
1. | Валовый доход (выручка)* | ||
1.1. | В т.ч. поступления от реализации товаров (работ, услуг) | ||
1.2. | Суммы, полученные от реализации имущества, используемого в предпринимательской деятельности | ||
1.3. | Прочие доходы | ||
2. | Расходы всего, в т.ч. | ||
2.1. | Материальные расходы | ||
2.2. | Амортизационный отчисления (отчисления на обновление основных средств) | ||
2.3. | Расходы на оплату труда | ||
2.4. | Среднесписочная численность работников, в том числе социально незащищенных (указать в скобках) | ||
2.5. | Прочие расходы | ||
3. | Уплаченные налоги, пошлины, сборы, и др. отчисления, с расшифровкой вида налога | ||
3.1. | Налог на доходы физических лиц, удерживаемый работодателем из фонда оплаты труда | ||
3.2. | Страховые взносы во внебюджетные фонды | ||
3.3. | Прочие уплаченные налоги (расшифровать) | ||
3.4. | Пенни, штрафы | ||
4. | НДС** | ||
к уплате | |||
к возмещению | |||
Расходы по уплате процентов за пользование за пользование кредитными ресурсами (не включенные в прочие расходы, в пределах определенных ст. 271 НК РФ) | |||
6. | Совокупный (чистый) доход =1 - 2 - 3 - 4 - 5 |
*авансовые платежи включаются в состав дохода (выручки) только в том случае, если в их счет произведена отгрузка продукции (выполнены услуги, работы).
**включается в случае, если валовый доход (выручка) исчислен с учетом НДС.
Для организаций и предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения, величину НДС не указывать. В случае использования ставки по единому налогу в размере 6% (объектом налогообложения выступают доход организации) в пункте 2 указываются оценочные значения данных показателей.
5. Наличие задолженности перед работниками по оплате труда и бюджетом по налогам и сборам.
Идея проекта
Здесь необходимо сформулировать суть предлагаемой бизнес-идеи с акцентом на ее социальные аспекты, уникальность и инновационность.
Каждое дело - будь то создание нового предприятия, его расширение, новое направление в деятельности изначально создается под реализацию какой-то идеи.
Социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем.
Социальное предпринимательство | = | решение актуальных проблем общества | + | успешный самостоятельный бизнес | + | инновации |
Поэтому идея социального предпринимательства сочетает в себе две составляющие: идею самостоятельного успешного бизнеса и социальную миссию.
Бизнес-идея проекта
Здесь нужнов доступной и сжатой форме объяснить, на чем основана уверенность инициатора проекта в реальной возможности создания нового бизнеса.
Далеко не каждая бизнес-идея может со временем перерасти в полноценный стабильно функционирующий бизнес.
Наиболее часто встречающиеся ошибки при выборе бизнес-идеи:
1. «Мы создаем бизнес, потому что хотим стать владельцами бизнеса» Кто-то создает бизнес, чтобы сделать лучший ресторан итальянской кухни в городе. У него есть шанс на успех. Кто-то создает бизнес, чтобы производить качественную плитку и продавать ее по всей стране. У него тоже есть шанс на успех.
Создаем бизнес, чтобы заработать много денег»
Здесь стоит процитировать Д. Фрейзер-Робинсона: "Делание денег - не цель компании. Цель компании - обслужить потребителя, клиента. Деньги - это результат".
Если вся идея бизнеса – в том, чтобы благодаря ему собственник заработал много денег, такое предприятие обречено изначально. Каждый бизнес создается ради получения прибыли. Но клиенты обеспечивают вам прибыль, так как получают что-то полезное и ценное для себя. Они не будут платить вашей компании просто потому, что вам хочется заработать много денег.
Инновационность
В проекте обязательно наличие инновационной оставляющей, это может быть новый подход к решению существующей социальной проблемы, производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.
Цели проекта
Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться организация.
Цели должны быть:
1) Позитивны. Чего Вы хотите, а не чего Вы НЕ хотите.
2) Конкретны и осязаемы. Можно увидеть, услышать, пощупать и т.п.
3) Измеримы. Можно отследить продвижение и достижение.
4) Достижимы лично Вами и/или Вашей командой.
5) Согласованы между собой и с другими целями.
6) Определены во времени.
Кроме того, обязательно нужно прописать социальные цели.
Конкретные цели (пример финансовые и имиджевые - "добиться такого-то объема продаж при рентабельности не менее 20%", "стать - по итогам таких-то рейтингов первой или второй фирмой в регионе на данном рынке") тестируются миссией (идеей проекта - насколько достижение этих целей будет способствовать движению в сторону образа "светлого будущего"?)
Средством достижения этого является определение одной цели для каждой составляющей вашего бизнеса: рынок, финансы, производство, люди и т.д. Эти цели должны четко определять желаемый результат (например, увеличивать объем продаж на 20% ежегодно).
Когда все цели сформулированы, охарактеризуйте пути их достижения.
Пример заполнения таблицы целей
Компоненты бизнеса | Цели | Стратегия |
Рынок | Увеличить объем продаж на 20% | за счет проникновения на другие внутренние рынки и экспорта в страны СНГ (Россия, Белоруссия) |
Финансы | Улучшить соотношение между акционерным капиталом и долгом | с тем, чтобы около 35% необходимого капитала обеспечивалось акционерами |
Производство | Улучшить качество продукции | путем внедрения автоматизированной системы контроля качества |
Персонал | Повысить квалификацию работающих | путем организации кружков качества, специальных курсов, стажировок |
Ценовая политика | Сохранить доступный, однако достаточно высокий уровень цен, ассоциирующийся у покупателей с высоким уровнем качества продукции | путем проведения специальной рекламной компании |
Распределение | Перейти от двухуровневого к одноуровневому каналу распределения продукции. | открыв сеть региональных фирменных магазинов |
Социальные цели | Повысить уровень жизни инвалидов, работающих на предприятии увеличив уровень заработной платы на 20% (для работников сдельщиков) | путем роста производства и реализации продукции на 10% |
5. Какие проблемы будут препятствовать успешному решению перечисленных задач?
Все проблемы, с которым может столкнуться предприятие, условно можно разделить на два блока:
- внешние по отношению к предприятию (конкуренция, падение спроса, изменение покупательских предпочтений, отношения с гос. структурами, рост ставок налогов и отчислений)
- внутренние (личные качества руководителя: амбиции, компетенция; ресурсы бизнеса: дефицит финансовых, материальных, трудовых ресурсов, слабая организация работы предприятия и др.)
Формулировка проблемы | Источник возникновения | |
Внешние | ||
Внутренние |
6. Какие действия и когда Вы предпримите для преодоления этих проблем и достижения цели проекта?
Маркетинговая стратегия
В данном разделе нужно ответить на два основных вопроса:
- что мы будем продавать и нужен ли этот продукт покупателю;
- как мы будем его продавать (план маркетинга).
Анализ рынка
В данном разделе необходимо дать описание существующего рынка и его потенциала роста. Вы должны продемонстрировать, что для Вашего товара (услуг) рынок сбыта действительно существует, и что Вы можете воспользоваться возможностями, которые он предоставляет.
Данные по рынку также помогут вам изучить ваших потенциальных покупателей и их потребности.
Исследование должно носить как макроэкономический, так и локальный (местный) характер, чтобы в ходе его прочтения, у инвестора сложилось корректное представление об уровне спроса на продукцию внутри конкретного региона.
Данные по рынку можно получить из следующих источников.
1) данные Росстата (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/) здесь публикуются данные по России, а также можно найти ссылки на сайты территориальных органов статистики для поиска информации по вашему региону;
2) сведения справочного характера в отраслевых и профессиональных журналах, отчетах в периодической печати и средствах массовой информации, информационных источниках, представленных в сети Интернет;
3) годовые и ежеквартальные отчеты эмитентов крупных компаний действующих на вашем рынке (компании в форме акционерного общества, как правило, на своих сайтах размещают отчеты, в которых можно найти данные по рынку;
4) маркетинговые исследования (часть из них размещается в свободном доступе, например на сайте РБК http://marketing.rbc.ru/industry/1203741.shtml
5) необходимую информацию можно поискать в местных торговых палатах, отраслевых и торговых ассоциациях, отраслевых министерствах и институтах;
6) личные наблюдения, опрос будущих клиентов и конкурентов.
В подразделе должен быть представлен анализ текущего состояния рынка, включающий:
1. Потенциал рынка (текущий и потенциальный (прогнозный) объем рынка).
Потенциал рынка показывает, какое количество товаров (услуг) при определенных условиях может быть предложено рынку, сколько товаров (услуг) рынок сможет поглотить. Потенциал рынка подразделяется на производственный и потребительский. Производственный потенциал рынка характеризует предельные возможности предложения товаров (услуг). Потребительский потенциал – предельные возможности спроса (потребления) товаров (услуг).
Сравнение производственного и потребительского потенциала позволяет выявить объем неудовлетворенного спроса.
Можно также привести прогнозные показатели на годы реализации проекта.
2. Динамика рынка
Появление новых игроков, динамика объёма продаж, ключевые изменения и тенденции, текущую стадию жизненного цикла рынка.
3. Данные о сезонности спроса или предложения.
Сезонность - регулярные изменения спроса и предложения в зависимости от времени года.
Здесь необходимо указать периоды повышения и падения спроса пи предложения, от каких факторов это зависит.
Желательно показать сезонность на графике.
4. Какие факторы влияют на спрос и предложение
5. Какова средняя прибыльность соответствующей продукции/услуг? (данные по отрасли)
Информацию по данным пунктам можно поискать в отраслевых обзорах, маркетинговых исследованиях или использовать данные по конкурентам.
6. Трудность вхождения на рынок
Здесь нужно описать барьеры входа в отрасль (включая законодательные ограничения, ограничения доступа к ключевым ресурсам, ограничения по масштабу производства).
7. Ваши конкуренты
В данном разделе необходимо описать своих потенциальных конкурентов и показать, в чем состоят их слабые и сильные стороны. Вы должны собрать информацию по следующим параметрам:
- Какие из фирм-конкурентов работают в Ваших рыночных сегментах?
- Каков размер этих фирм, стаж работы на рынке?
- Каков уровень цен на товары (услуги) Ваших конкурентов?
- Каким образом конкуренты находят своих покупателей - реклама, каналы сбыта, другие формы продвижения?
8. Какие Ваши товары (услуги) будут иметь конкурентные преимущества перед другими производителями аналогичных товаров (услуг)?
По итогам анализа конкурентов составляется следующая таблица
Область сравнения | Ваше предприятие | Конкурент 1 | Конкурент 2 | Конкурент 3 |
Продуктовая линейка (ассортимент) | ||||
Качество | ||||
Уникальность | ||||
Цены | ||||
Надежность | ||||
Реклама | ||||
Имидж (известность потребителю) |
SWOT-анализ
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Сильные и слабые стороны предприятия или идеи относятся к внутренним факторам, это те характеристики, которые могут быть проконтролированы предпринимателем, на которые он может оказать воздействие. Они обычно относятся к настоящему времени.
1. Сильные стороны – S - конкурентные преимущества компании, то, в чем она преуспела или чем обладает. При определении сильных сторон необходимо ответить на вопрос "Какие факторы увеличивают рыночный потенциал фирмы, предоставляет ей дополнительные возможности?"
2. Слабые стороны – W - отсутствие чего-либо важного для функционирования компании (к примеру: опыта работы в данной области, слабая подготовленность персонала, проблемы со здоровьем у сотрудников, изношенность имеющегося оборудования, аварийность здания, проблемы с обеспечением пожарной безопасности и т.д.) или то, что компании удается делать хуже конкурентов, что ставит ее в относительно неблагоприятные условия.
При определении сильных и слабых сторон рассматриваются следующие факторы:
- организационные (организационно-правовая форма, наличие помещений собственных или арендованных);
- маркетинговые (место расположения, маркетинговый комплекс, рынок, его сегмент; конкуренты; чем продукт (услуга) будет отличаться от конкурентной),
- технические (производственные фонды: состояние и ресурсы),
- финансовые (соотношение собственных и заемных средств);
- кадровые (навыки и профессиональные недостатки, насколько бизнес отвечает идеям, знаниям и умениям предпринимателя).
Например, сильными сторонами может быть:
- наличие собственного помещения;
- новизна продукта (услуги), высокое качество товара (оказываемого сервиса), известный товарный знак или знак обслуживания, хорошая упаковка;
- дешевое сырье; передовая технология производства;
- наличие собственных средств достаточных для финансирования текущих расходов;
- высокий профессионализм;
Слабыми сторонами могут быть:
- отсутствие склада;
- слабая реклама;
- большая доля заемных ресурсов, проценты по которым увеличивают себестоимость продукции;
- отсутствие профильного образования, уникальных специалистов в областях "ключевых компетенций", низкое качество менеджмента.
К внешним характеристикам относят то, что компания изменить не в силах, но может создать комплекс мер по устранению этой проблемы.
3. Возможности – O - потенциал, который предоставляет компании внешняя среда.
Например, появление новых рынков, резкий рост спроса на продукцию компании, научно-технические достижения, ведущие к появлению новых технологий, государственная поддержка, отсутствие конкуренции в данном сегменте, дешевый региональный ресурс (к примеру, у вас энергоемкое производство, а в вашем регионе электроэнергия самая дешевая в России); удачное географическое расположение, позволяющее удешевить производство, повысить посещаемость (к примеру, ваша торговая точка расположена на улице с высокой проходимостью) и т.д.
4. Угрозы – Т - потенциальная опасность, которая угрожает компании со стороны внешней среды.
Например, инфляция, резкое падение спроса на продукцию компании, неблагоприятные демографические изменения, проблемы с поставками сырья и материалов (перебои в подачи электроэнергии, единственный поставщик важного ресурса), проблемы с государственными органами (рэкет милиции, высокая степень бюрократизации процесса согласования) и т.д.
Основные элементы внешней среды, которые нужно рассмотреть, включают в себя:
§ Законодательные/регулирующие/политические силы. Действия властей в виде исполнения политики, а также требования законодательного и регулирующего характера, которым должны подчиняться компании;
§ Общественные силы (различные общественные союзы и организации);
§ Экономическая ситуация. Общее состояние экономики, влияние общего состояния экономики, под воздействием которого формируется покупательский спрос;
§ Конкуренция. Природа и масштаб конкурентной угрозы. Особое внимание необходимо уделить следующим моментам: интенсивность конкуренции, угроза появления новых конкурентов, потребности покупателей на рынке, давление со стороны товаров-заменителей
Сильные стороны – S | Слабые стороны – W |
Возможности – O | Угрозы – T |
План маркетинга
описание программы Ваших действий по доведению товаров (услуг) до покупателей и расчет затрат необходимых для ее осуществления.
Для того, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных, предприятию необходимо иметь план маркетинга. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию. Если при оценке объемов сбыта не приводятся все мельчайшие подробности, как он будет достигнут, то это неизбежно вызовет недоверие со стороны инвестора.
Внимание! Если Вы не продаете Ваш товар непосредственно конечному потребителю, а используете такие каналы, как оптовые торговцы, дистрибьюторы и т.п. Вы должны разработать два маркетинговых плана, потому что Вы имеете два рынка: рынок конечных потребителей и рынок посредников. Эти два рынка могут иметь свои, особенности, которые должны быть поняты и учтены Вами.
В данном разделе Вы должны определить:
1. Ценовую политику и планируемый уровень цен
Иногда неправильное ценообразование может отогнать потенциальных покупателей.
Вы можете установить слишком высокие цены, тем самым отпугнув часть потенциальных покупателей, или установить слишком низкие, но тогда пострадает уже ваша прибыль.
Сколько покупатели заплатят за ваши товары или услуги? Как известно, цена является результатом соотношения спроса и предложения. Чем дефицитнее вещь, тем больше за нее готовы заплатить. Однако есть и другой подход: чем дешевле товар, тем большее его количество вы продадите. Вам предстоит принять решение, каким образом проникнуть на рынок.
Существует две наиболее распространенные стратегии установления цен:
- «низкая прибыль и большой объем»
- «высокая прибыль и малый объем».
Давайте рассмотрим один пример. Допустим, ваши совокупные расходы, связанные с какими-нибудь товарами или услугами, составляют 10 000 рублей. Если вы продаете свой товар или услугу за 11 000 рублей, то, продав 10 000 единиц товара или услуги, вы получите прибыль в размере 10 миллионов рублей. Но если вы продаете их, допустим, за 15 000 рублей, то вы сможете продать только 2000 единиц товара или услуги. Однако вы получите прибыль в том же самом размере – 10 миллионов рублей.
Как правило, крупные супермаркеты с большим количеством филиалов ориентированы на малую прибыль и большой объем (то есть получение прибыли за счет большого объема продаж), а небольшие магазины, предлагающие эксклюзивные дорогие товары, придерживаются противоположной ценовой политики.
Вам предстоит решить, какую ценовую политику вы будете проводить. Ваш выбор во многом будет зависеть от того, каким видом бизнеса вы занимаетесь, от рынка, который вы обслуживаете, а также от активности ваших конкурентов, с которыми вы столкнетесь.
Если вы пока не имеете представления о том, какой вид ценовой политики окажется правильным с точки зрения успеха вашего бизнеса, то, возможно, ответы на приведенные ниже вопросы помогут вам принять решение.
низкая прибыль и большой объем | высокая прибыль и небольшой объем |
Высокая конкуренция в сфере вашего бизнеса Покупатели ваших товаров или услуг являются людьми, чутко реагирующими на изменение цены Вы будете развивать свой бизнес в относительно небогатом районе Покупатели могут обойтись без ваших товаров или услуг | Ваши покупатели нуждаются в особых товарах высоком качестве и, быть может, повышенном внимании Вы будете развивать свой бизнес в богатом районе Покупатели будут считать вас основным поставщиком |
Окончательная цена зависит от следующих факторов:
ü цены конкурентов на аналогичный товар или товары – заменители;
ü цены, определяемые спросом на данный товар;
ü себестоимость продукции + целевая прибыль;
ü ваше положение на рынке (известность покупателю, рекламный бюджет);
ü уникальные качества товара, которые вы можете обеспечить.
Внимание! Если Вы реализуете свой товар через посредников, то ваша цена должна быть на порядок ниже чем цена, по которой продукт/услугу приобретает конечный покупатель, так как оптовый покупатель-посредник также хочет заработать на продаже вашего товара.
Совет: Ориентироваться на потребителей, которые в первую очередь смотрят на цену, и никуда дальше – рискованное занятие. Чтобы привлечь покупателя, совсем не обязательно делать товар или услугу дешевыми. Дешевизна товара часто бывает основным мотивом покупки, но далеко не всегда. Если товар стоит слишком дешево, это может очень негативно сказаться на объемах реализации и вызвать подозрения у покупателя о низком качестве. Цены можно легко сбросить, а поднять их затем будет гораздо труднее.
В заключение данного подраздела нужно заполнить следующую таблицу:
№ | Наименование продукции, услуг | Ед. изм. | Цена без НДС*, руб. | НДС | Цена с НДС, руб. |
1. | |||||
2. | |||||
… |
*Если Ваше предприятие не является плательщиком НДС, то последние 2 графы таблицы не заполняются
Целесообразно также указать:
ü прирост цен во второй и последующий год реализации проекта;
ü сезонные колебания цен (если товар/услуга являются сезонными);
ü систему скидок.
Сезонные колебания цен можно показать в следующей таблице*
№ | Наименование продукции, услуг | Номер календарного месяца | |||||||||||
1. | |||||||||||||
2. | |||||||||||||
… |
* При отсутствии сезонных колебаний цен данная таблица не заполняется
Цены указываются в процентах для каждого календарного месяца годового цикла. За 100% принимается цена, приведенная в предыдущей таблице.
Если проект предполагает наличие социальной группы потребителей необходимо указать % на который будет снижена основная цена для данной группы (например, 50% от существующей цены).
А также долю продукции/услуг которая будет реализовываться данной группе.
2. Каналы сбыта
Как Вы будете продавать свой товар?
Дайте характеристику методов реализации Ваших товаров (услуг): самостоятельно, через посредников, по предварительным заказам и т.д.
Наименование покупателя | Объем закупок, в натуральном выражении | Достигнутые договоренности | Цены и % скидки (если есть) | Условия расчетов | Периодичность закупок |
Договор Соглашение о намерениях Устное соглашение | Предоплата или рассрочка платежа | Ежемесячно Ежеквартально другое |
3. Продвижение и реклама
Расшифруйте, каким образом вы будете доводить до покупателей информацию о Ваших товарах: прямая почтовая рассылка, рекламные объявления в газете, справочниках, по радио, щитовая реклама или иные рекламные каналы
При выборе варианта продвижения вы должны четко знать ответы на следующие вопросы:
- Как покупатели узнают о Вашей продукции?
- Каким образом Ваш потенциальный клиент обычно покупает подобные товары и услуги? Где? В каких объемах?
- Кто принимает решение о покупке?
- Где и как он получает информацию (журналы, газеты, ТВ)?
4. Бюджет маркетинга
Сколько денег Вы предполагаете выделить на рекламу и иные формы продвижения Вашего предприятия на рынке?
В качестве приложений для раздела «Маркетинговая стратегия», могут быть предоставлены прайс-листы конкурентов, фотографии их товара, копии аналитических статей, распечатки статистических данных и т.д.
По плану маркетинга в приложении необходимо представить договоры на сбыт продукции/оказание услуг или соглашения о намерениях.
Период (месяц) | 2-й год | 3-й год | ||||||||||||
Мероприятие 1 | ||||||||||||||
Мероприятие 2 | ||||||||||||||
… | ||||||||||||||
Бюджет маркетинга, руб. |
Производственный план
В данном разделе описывается, каким образом компания планирует осуществлять производство продукции или оказание услуг и поставлять их потребителю, а также указывается потребность в материальных и трудовых ресурсах в процессе производства продукции или оказания услуг.
При разработке плана производства во времени рекомендуется придерживаться следующей схемы:
- первый год – планирование помесячное;
- второй год – планирование поквартальное;
- третий и последующие годы – планирование по годовым показателям.
Месторасположение
Здесь необходимо ответить на вопрос: «Насколько правильно выбрано месторасположение предприятия, исходя из близости к клиентам, поставщикам сырья, доступности рабочей силы, транспорта и иных соображений?»
Прежде всего, для того, чтобы начать осуществлять деятельность нам необходимо определиться с местом, где деятельность будет осуществляться. Важность факторов, влияющих на выбор места, будет зависеть как от общего направления бизнеса (розничная торговля, обслуживание, производство), так и от предполагаемого масштаба деятельности.
Вам следует осуществлять отбор по следующим критериям:
- стоимость места (покупка или аренда – первостепенный вопрос);
- местоположение по отношению к главным транспортным магистралям и системам обслуживания;
- размер и качество помещения, включая прилегающий участок;
- наличие и близость инфраструктуры (транспорт, рынки и т.п.);
- возможность расширения;
- энергообеспечение (вода, тепло, электроэнергия);
- место для парковки
- подъездные дороги;
- другие критерии.
Следующим вопросом должен стать вопрос доведения найденного помещения до необходимых условий и состояния, отвечающих требованиям, как законодательства (пожаробезопасность, выполнение экологических норм и нормативов), так и техническим характеристикам деятельности. О таких работах необходимо помнить и что всегда повлечет дополнительные затраты:
• общее состояние помещения
• необходимость ремонта (перепланировка, косметический ремонт и др.)
• вывоз строительного мусора
• условия для проводки электричества
• состояние канализационной системы
Все эти аспекты в зависимости от вида деятельности так или иначе потребуется приводить в соответствие.
Персонал
В данном подразделе указывается потребность компании в трудовых ресурсах, необходимых в процессе реализации проекта.
Для работы необходимо нанять людей. Процесс найма работников проводится на тех же принципах, что и процесс выбора оборудования или материалов. Цель - минимальные затраты на нужную работу. Решение о том, сколько и каких работников следует нанять, должно быть основано на советах, почерпнутых из всевозможных источников. В основном это, конечно, будет зависеть от того, на какой объем реализации запланирован. Необходимо четко изложить, что требуется от нанимаемого работника и сколько за это планируется платить.
Удобно принятые решения представить в виде таблицы, отражающей должность, количество работников, а также суммы или условия труда. Такие таблицы называют штатным расписанием:
Должность | Основные функциональные обязанности | Оклад (сдельная расценка), руб. | Метод премирования | Затраты на набор и обучение, руб. |
Обычно в целях планирования персонал группируют по следующим категориям:
1. Основной производственный.
2. Вспомогательный производственный.
3. Административно-управленческий.
4. Сбытовой.
Если проект предполагает трудоустройство социальной группы работников отдельно необходимо расписать:
- количество сотрудников;
- должности;
- оплату труда (в среднем за месяц исходя из оклада или сдельных показателей и премиальной части). Она должна быть не ниже среднего уровня оплаты труда на рынке вашего региона для соответствующих специалистов;
- условия труда;
- режим работы.
Примечание: начисления на заработную плату (взносы во внебюджетные фонды) рассчитываются в составе налогов, а также указываются при расчете прибылей и убытков в финансовом плане проекта.
Прочие текущие затраты
В данном разделе описываются затраты не связанные напрямую с процессом производства продукции/оказания услуг:
№ | Наименование статей накладных расходов в расчете на месяц | Норма исчисления (%) или сумма (руб.) | База исчисления |
1. | Общехозяйственные | ||
… | |||
2. | Административные | ||
… | |||
3. | Сбытовые | ||
… | |||
4. | Прочие расходы |
При этом в состав накладных расходов не включаются следующие элементы: заработная плата, амортизация, налоги, проценты и лизинговые платежи. Эти элементы затрат указываются в других разделах бизнес-плана.
В данном подразделе указываются те расходы, которые еще не были упомянуты в предыдущих разделах Производственного плана и носящие текущий (периодический, постоянный характер). Расходы, осуществляемые единовременно, как то покупка оборудования, относятся к капитальным (инвестиционным) и будут приведены в следующем подразделе.
База исчисления статьи накладных расходов должна соответствовать ее экономическому смыслу, а именно: возможна зависимость накладных расходов от выручки, заработной платы, стоимости оборудования и т.п. Например, расходы на содержание склада пропорциональны величине запасов, сбытовые расходы зависят от объема реализации и т.п. Если такая зависимость имеет место, то данную статью накладных расходов следует описывать через норму (%) и базу исчисления величины расходов. Условно-постоянные накладные расходы задаются суммой затрат в месяц.
Ниже приведен примерный перечень статей накладных расходов, условно разбитых на три категории:
Общехозяйственные:
- затраты на содержание и ремонт зданий и сооружений производственного назначения;
- затраты на аренду объектов основных производственных фондов;
- затраты на аренду земли сельскохозяйственного назначения;
- затраты по эксплуатации оборудования;
- текущий ремонт оборудования и транспортных средств;
- внутризаводские транспортные затраты, связанные с производственными процессами;
- затраты на охрану окружающей среды;
- затраты на переработку, утилизацию и удаление отходов;
- платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ;
- затраты на охрану труда;
- затраты на текущую подготовку и переподготовку кадров.
Административные:
- страхование собственности (имущества);
- аренда земли (кроме земель сельскохозяйственного назначения);
- затраты на содержание обеспечивающих служб и подразделений (без затрат на оплату труда);
- затраты на содержание административных зданий (отопление, освещение, канализация, водоснабжение, вентиляция, и т.д.);
- оплата лицензий на право деятельности;
- затраты на социально-бытовые нужды;
- командировочные затраты;
- представительские расходы;
- оплата расходов на связь;
- ка