Социально-экономическая характеристика предприятия
Составить социально-экономическую характеристику предприятия возможно только на основе всестороннего анализа деятельности предприятия, для этого необходимо изучить ассортимент выпускаемой продукции, товаров, услуг (дать подробное описание продукту), спрос и предложение, рынки сбыта; группы потребителей, факторы, определяющие конкурентное преимущество предприятия на рынке и другие элементы, влияющие на организацию хозяйственной деятельности.
Студентам необходимо изучить функциональную структуру предприятия, дать подробную характеристику ее звеньев с указанием целей и задач функциональных подразделений. После детального анализа функциональной структуры приступить к изучению организационной структуры, рассматривая функции ее звеньев и их иерархическую взаимосвязь.
Важно рассмотреть и дать экологическую характеристику хозяйственной деятельности предприятия - виды воздействий на состояние окружающей среды при осуществлении хозяйственной и управленческой деятельности. Требования экологической безопасности, предъявляемые к осуществляемой деятельности. Меры предупреждения и устранения загрязнения окружающей среды производственными отходами, виды используемых в производственном процессе природных ресурсов, а также виды контроля за их рациональным использованием.
Особым направлением сбора исходной информации является изучение производственного потенциала предприятия по следующим пунктам:
· Основные средства и внеоборотные активы: состав и структура основных средств; характеристика их состояния и использования; амортизационная политика предприятия; показатели эффективности использования основных средств; источники финансирования капитальных вложений.
· Оборотные средства: виды запасов и затрат; виды материальных ресурсов и их классификация. Состав издержек производства и реализации продукции, их классификация по экономическому содержанию.
· Трудовые ресурсы: охарактеризовать профессионально-квалификационный состав и структуру кадров: промышленно-производственный персонал, категории промышленного персонала; непромышленный персонал.
· Финансовые ресурсы: необходимо дать общую оценку активов и источников их образования. Изучить структуру денежного оборота (доля наличного и безналичного). Охарактеризовать применяемые формы расчетов. Проанализировать достоинства и недостатки наличных и безналичных расчетов, определить факторы, влияющие на выбор формы расчетов. Охарактеризовать направления расходования финансовых ресурсов, операции и события, которые влияют на финансовое положение предприятия.
Если местом прохождения практики является производственное предприятие, изучение системы управления предполагает также рассмотрение особенностей и принципов организации производственного процесса:
· Производственная структура и инфраструктура предприятия: изучить формы построения цехов и производственных участков; организацию складского, транспортного хозяйства.
· Технологический процесс: изучить стадии производственного процесса; последовательность выполнения технологических операций, длительность производственного цикла, режимы работы оборудования. Охарактеризовать состояние автоматизации производственного процесса.
· Трудовой процесс: изучить организацию рабочих мест, требования, предъявляемые к организации рабочих мест, правила и нормы охраны труда и техники безопасности; формы организации труда, уровень производительности труда.
· Качество продукции: изучить структуру и функции органов, обеспечивающих управление качеством продукции. Изучить методы измерения и контроля качества продукции. Выявить факторы, влияющие на качество продукции.
Целесообразно будет провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия – выручки от реализации, себестоимости продукции, прибыли от основных видов деятельности, среднесписочной численности персонала, стоимости производственных фондов, причем в динамике, чтобы в последствии сделать вывод о сложившейся тенденции отдельных показателей: доходности активов, собственного капитала и т.д.
Студенту необходимо изучить систему управления предприятием: организацию учета, планирование, маркетинговую, финансовую службы.
Систему учета необходимо рассматривать как систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов, которая предполагает наличие на предприятии разных видов учета: финансового, управленческого, налогового.
Основой системы учета на предприятии является четко отлаженный документооборот. Необходимо изучить какие первичные документы обеспечивают отражение совокупности хозяйственных операций, отражаемых в финансовом, управленческом и налоговом учете, а также целесообразным будет изучение графика и схемы документооборота, круг лиц, ответственных за оформление документов, порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив и в результате студент должен четко представлять себе схему обмена информацией между различными функциональными подразделениями. Также студент- менеджер должен понимать, кто на предприятии является пользователем той или иной информации. Напомню, что управленческий учет учитывает потребности менеджеров и владельцев компаний, фирм в оперативной информации по контролю и анализу деятельности; финансовый – отражение фактов хозяйственной деятельности предприятия по стандартам бухгалтерского учета, с целью формирования финансовой и налоговой отчетности; налоговый учет обеспечивает формирование первичных документов налогового учета по различным налогам и сборам; ведение регистров налогового учета; формирование форм налоговой отчетности; налоговое планирование с целью оптимизации налогообложения.
В части организации системыпланированиянеобходимо изучить ресурсную политику предприятия по формированию и расходованию всех видов ресурсов, а именно: изучить технологию планирования, осуществляемую на предприятии: методы, используемые при разработке планов; систему планов предприятия; установление их взаимосвязи; систему проведения анализа стратегических прогнозов развития предприятия. Изучить элементы финансового планирования. Ознакомиться со способами планирования с применением прикладного программного обеспечения на базе ПЭВМ. В результате чего студент приобретает навыки планирования ресурсного обеспечения деятельности предприятия; планирования производства и сбыта продукции; планирование издержек и финансовых результатов деятельности предприятия; планирование научно-технического и социального развития предприятия.
На основе данных, полученных на этапе знакомства с исследуемым предприятием, нужно отметить степень необходимости организации специальной службы на предприятии – маркетинга. Отметить роль маркетинга по совершенствованию системы организации производства и сбыта. Если таковая имеется, необходимо изучить организационную структуру маркетинговой службы и определить ее тип: по функциям маркетинговой деятельности, по продукту, по регионам, по группам потребителей. Изучить и охарактеризовать принципы ценовой, рыночной, товарной, ассортиментной политики предприятия, охарактеризовать факторы макро и микросреды,влияющие на поведение потребителя по отношению к даннойорганизации.
Дать характеристику ценовой политике предприятия:
· Зависимость цены от качества
· Метод ценообразования
· Основные задачи организации при ценообразовании
· Стимулирующая роль цены в процессе продвижения товара на рынок
Выявить каналы товародвижения:
· Уровни каналов товародвижения, источники поступления товаров
· Оптимальность каналов товародвижения
· Характеристика средств рекламы
· Стимуляция сбыта
· Процесс обслуживания
Выясните особенности функционирования на предприятии вышеперечисленных служб: используемая технология обработки информации - какая информация и каким образом поступает к лицам, принимающим решения; как она готовится, контролируется, обрабатывается, используется; какие структуры обеспечивают руководство информацией; какие системы контроля за деятельностью подразделений используются на предприятии, характер и степень взаимодействия специалистов. Выясните, кто является представителями высшего менеджмента, их права и распределение ответственности за принятые решения. Выделите области ответственности и полномочий управленческого персонала (администрации), области интересов и полномочий собственников. Изучите, какие отчеты, справки готовят специалисты служб вышестоящему звену управления, периодичность их подготовки, порядок и условия рассмотрения, условия принятия управленческих решений. Проследите, существует ли система оценки принятых решений с точки зрения их последствий, оправдавшихся ожиданий и т.д.;
Управление персоналом одна из составляющих практического менеджмента, которая оказывает существенное влияние на формирование деловой атмосферы на предприятии и, в конечном счете, определяет стремление всех сотрудников к достижению цели его деятельности.
Охарактеризуйте кадровую политику предприятия, условия приема сотрудников на работу. Попытайтесь оценить по степени важности качества, которые более всего ценит руководитель в подчиненном (профессионализм, ум, честность, порядочность). Особо необходимо остановиться на мотивации трудовой деятельности: типы и способы мотивации труда на предприятии; основные мотивы труда работников; дайте оценку справедливости вознаграждения и степени удовлетворенности работников полученными вознаграждениями. Рассмотрите связь руководитель-подчиненный: схему коммуникационной сети предприятия, ее тип, примеры формальных и неформальных коммуникаций. Выявите факторы, мешающие коммуникациям, дайте рекомендации по их устранению. Приведите примеры организационных решений. Выявите факторы, которые влияют на процесс принятия решений. В рамках деятельности управления коллективом необходимо рассмотреть факторы, влияющие на развитие коллектива; наличие формальных и неформальных групп; взаимосвязь неформальных лидеров с руководителем; тип личности руководителя; его стиль управления и; организацию личной работы. Оцените целесообразность и эффективность используемого подхода к управлению, по возможности попытайтесь определить, насколько успешна управленческая деятельность на предприятии. Выясните, в каком подразделении, какие специалисты занимаются вопросами менеджмента персонала, и какие именно функции выполняют. Для примера приведем ряд функций, которые должны быть реализованы на предприятии в части регулярного менеджмента персонала: анализ производственного поведения сотрудников, анализ потребности в работниках, подбор и сохранение персонала организации, его профессиональное развитие, оценка деятельности персонала с точки зрения реализации целей организации, мотивационная политика, оценка компетентности персонала.
Для выполнения пунктов программы практики в качестве источников информации студент должен использовать не только учетную документацию, аналитические справки, сводки, подготовленные специалистами экономических служб, но и беседы со специалистами-практиками, разработку анкет и опрос сотрудников.
На завершающем этапе обработки и анализа информации, студент должен сделать вывод о наличии или отсутствии регулярного менеджмента на предприятии; определить существуют ли критерии, позволяющие отслеживать во времени развитие всех элементов менеджмента; есть ли четкое понимание на всех уровнях управления на каких рынках предприятие присутствует и почему; как предприятие собирается повышать качество собственного продукта, моделировать свой бизнес в будущем.
Требования к оформлению отчета
Отчет выполняется на листах формата А 4 машинописным или ручным способом, предоставляется в собранном (сброшюрованном) виде. На титульном листе указываются наименования министерства, образовательного учреждения. Пишется заголовок «Отчет по практике менеджмента», место прохождения практики, фамилия и инициалы студента, составившего отчет, фамилия и инициалы руководителя практики от академии. При оформлении отчета компьютерным способом, стиль форматирования текста должен иметь следующие характеристики: шрифт- любой нехудожественный; размер шрифта – 14 пунктов; параметры абзаца – отступ 5 печатных знаков; одинарный межстрочный интервал. Обязательна сквозная нумерация страниц, непосредственно над текстом, в центре страницы. Номер страницы указывается без точки, каких-либо дополнительных символов.
Текстовую часть отчета следует иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами, рисунками, формами первичной документации.
Графический материал, поясняющий текст, располагается непосредственно под текстом. Общим требованием к его оформлению является наличие обозначения, располагаемого слева – Рисунок 1, Диаграмма 1.
Формы первичной документации, таблицы большого формата, договоры, приказы, формы статистической, бухгалтерской, налоговой отчетности, дополняющие содержание текста отчета оформляются в качестве приложений к нему. Приложения располагают в конце отчета в порядке ссылок на них. В верхнем поле листа – приложения должно присутствовать слово «Приложение» и его номер.
Образец оформления титульного листа отчета по практике менеджмента
Министерство Образования И НАУКИ Российской федерации
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
Место прохождения практики | |
Выполнил(а) студент(а) гр. | |
Руководитель практикой от академии |