Основы финансового менеджмента

21. Сущность, функции и структура финансового рынка. Участники финансового рынка.

Финансовый рынок представляет собой совокупность экономических отношений между всеми его участниками по поводу покупки – продажи финансовых ресурсов, основанных на рыночных принципах: добровольность, равенство, конкуренция, экономическая заинтересованность, возмездность.

В законодательстве РФ финансовый рынок определяется как рынок финансовых услуг; при этом под финансовыми понимаются услуга кредитных организаций, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов и лизинговых компаний.

Финансовая деятельность предприятия неразрывна, связана с функционированием финансового рынка, развитием его видов и сегментов, состоянием его конъюнктуры. В наиболее общем виде финансовый рынок представляет собой рынок, на котором объектом покупки – продажи выступает разнообразные финансовые инструменты и финансовые услуги.

В экономической системе страны, функционирующей на рыночных принципах, финансовый рынок играет большую роль, которая определяется следующими основными его функциями:

1. Активной мобилизацией временно свободного капитала из многообразных источников. Этот свободный капитал, находящийся в форме общественных сбережений, т.е. денежных и других финансовых ресурсов населения, предприятий, государственных органов, не истраченных на текущее потребление и реальное инвестирование, вовлекается через механизм финансового рынка отдельными его участниками для последующего эффективного использования в экономике страны.

2. Эффективным распределением аккумулированного свободного капитала между многочисленными конечными его потребителями. Механизм функционирования финансового рынка обеспечивает выявление объема и структуры спроса на отдельные финансовые активы и своевременное его удовлетворение в разрезе всех категорий потребителей, временно нуждающихся в привлечении капитала из внешних источников.

3. Определением наиболее эффективных направлений использования капитала в инвестиционной сфере. Удовлетворяя значительный объем и обширнейший круг инвестиционных потребностей хозяйствующих субъектов, механизм финансового рынка через систему ценообразования на отдельные инвестиционные инструменты выявляет наиболее эффективные сферы и направления инвестиционных потоков с позиций обеспечения высокого уровня доходности используемого в этих целях капитала.

4. Формированием рыночных цен на отдельные финансовые инструменты и услуги, наиболее объективно отражающим складывающееся соотношение между их предложением и спросом. Рыночный механизм ценообразовании совершенно противоположен государственному, хотя и находится под определенным воздействием государственного регулирования. Этот рыночный механизм позволяет полностью учесть текущее соотношение спроса и предложения по разнообразным финансовым инструментам, формирующее соответствующий уровень цен на них; в максимальной степени удовлетворить экономические интересы продавцов и покупателей финансовых активов.

5. Осуществлением квалифицированного посредничества между продавцом и покупателем финансовых инструментов. В системе финансового рынка получили «прописку» специальные финансовые институты, осуществляющие такое посредничество. Такие финансовые посредники хорошо ознакомлены с состоянием текущей финансовой конъюнктуры, условиями осуществления сделок по различным финансовым инструментам и в кратчайшие сроки могут обеспечить связь продавцов и покупателей. Финансовое посредничество способствует ускорению не только финансовых, но и товарных потоков, обеспечивает минимизацию связанных с этим общественных затрат.

6. Формированием условий для минимизации финансового и коммерческого риска. Финансовый рынок выработал свой собственный механизм страхования ценового риска (и соответствующую систему специальных финансовых инструментов), который в условиях нестабильности экономического развития страны и конъюнктуры финансового и товарного рынков позволяют до минимума снизить финансовый и коммерческий риск продавцов и покупателей финансовых активов и реального товара, связанный с изменением цен на них. Кроме того, и системе финансового рынка получило широкое развитие предложение разнообразных страховых услуг.

7. Ускорением оборота капитала, способствующим активизации экономических процессов. Обеспечивая мобилизацию, распределение и эффективное использование свободного капитала, удовлетворение в кратчайшие сроки потребности в нем отдельных хозяйствующих субъектов, финансовый рынок способствует ускорению оборота используемого капитала, каждый цикл которого генерирует дополнительную прибыль и прирост национального дохода в целом.

Понятие «финансовый рынок» является в определенной мере собирательным, обобщенным. В реальной практике оно характеризует обширную систему отдельных видов финансовых рынков с разнообразными сегментами каждого из этих видов. Современная систематизация финансовых рынков выделяет различные их виды в соответствии со следующими основными признаками:

•по срокам размещения средств:

- рынок денег (средства размещаются на срок в пределах одного года);

- рынок капиталов (средства размещаются на срок свыше одного года).

•по форме организации движения денежных потоков:

- рынок кредитов;

- рынок ценных бумаг;

- страховой рынок;

- валютный рынок;

- рынок золота.

по месту нахождения: — внутренние или национальные (их основная ресурсная база основывается на национальных источниках);

- мировые рынки (ресурсы которых складываются за счет средств резидентов различных государств).

•по участию в проведении сделки посредников:

- рынок без посредников;

- рынок с участием профессиональных посредников (кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании).

•в зависимости от уровня развития:

- развитые;

- развивающиеся.

Рассмотрим подробнее финансовые рынки по форме организации движения денежных потоков.

Кредитный рынок (или рынок ссудного капитала). Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи являются свободные кредитные ресурсы и отдельные обслуживающие их финансовые инструменты, обращение которых осуществляется на условиях возвратности и уплаты процента. Сделки, совершаемые на этом рынке, подразделяются на обслуживающие отчуждаемые (или переуступаемые) финансовые заимствования (коммерческие или банковские переводные векселя, аккредитивы, чеки и т.п.) и неотчуждаемые виды этих заимствований (финансовых кредитов отдельными банками и другими финансовыми институтами конкретным субъектам хозяйствования и населению; коммерческий кредит, оформленный простым векселем и т.п.). В соответствии с практикой ряда стран с развитой рыночной экономикой неотчуждаемые виды заимствований не входят в состав объектов кредитного рынка в связи с тем, что на этом рынке не обеспечивается свободное их обращение, а соответственно и объективные условия формирования цен на них.

Рынок ценных бумаг (или фондовый рынок). Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи являются все виды ценных бумаг (фондовых инструментов), эмитированных предприятиями, различными финансовыми институтами и государством.

В ФЗ «О рынке ценных бумаг» РЦБ определяется как отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента. Функционирование рынка ценных бумаг позволяет упорядочить и повысить эффективность многих экономических процессов, и в первую очередь, — процесса инвестирования временно свободных финансовых ресурсов. Механизм функционирования этого рынка позволяет проводить на нем финансовые операции наиболее быстрым способом и по более справедливым ценам, чем на других видах финансовых рынков. Этот рынок в наибольшей степени поддается финансовому инжинирингу — процессу целенаправленной разработки новых финансовых инструментов и новых схем осуществления финансовых операций.

Страховой рынок. Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступает страховая защита в форме различных предлагаемых страховых продуктов. Потребность в услугах этого рынка существенно возрастает по мере развития рыночных отношений. Субъекты этого рынка, осуществляющие предложение страховой защиты, способствуют аккумуляции и эффективному перераспределению капитала, широко используя накапливаемые средства в инвестиционных целях. Даже в кризисных экономических условиях этот рынок развивается высокими темпами, значительно превышающими темпы развития других видов финансовых рынков.

Валютный рынок. Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступают иностранная валюта и финансовые инструменты, обслуживающие операции с ней. Он позволяет удовлетворить потребности хозяйствующих субъектов в иностранной валюте для осуществления внешнеэкономических операций, обеспечить минимизацию связанных с этими операциями финансовых рисков, установить реальный валютный курс (цену денежной единицы одной страны, выраженную в денежной единице другой страны на определенную дату) по отдельным видам иностранной валюты.

Рынок золота (и других драгоценных металлов — серебра, платины). Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступают вышеперечисленные виды ценных металлов, в первую очередь, золота. На этом рынке осуществляются операции страхования финансовых активов, обеспечения резервирования этих активов для приобретения необходимой валюты в процессе международных расчетов, осуществления финансовых спекулятивных сделок. Этот же рынок удовлетворяет также потребности в промышленно-бытовом потреблении этих металлов, в частной их тезаврации. Такая многофункциональность рынка золота связана с тем, что оно является не только общепризнанным финансовым активом и наиболее безопасным средством резервирования свободных денежных средств, но и ценным сырьевым товаром для ряда производственных предприятий. В нашей стране рынок золота является наименее развитым видом финансового рынка из-за отсутствия даже минимально необходимого нормативно-правового его регулирования.

Характеризуя отдельные виды финансовых рынков, следует отметить, что все вышеназванные виды рынков тесно взаимосвязаны и функционируют в одном рыночном пространстве.

Рынок ценных бумаг является важнейшим сегментом финансового рынка и заслуживает отдельного рассмотрения.

Рынок ценных бумаг – это отношения по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.

В Гражданском кодексе РФ ценная бумага определяется как документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Российское законодательство делит участников рынка ценных бумаг на следующие группы:

1) Эмитент – юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

2) Инвестор – лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

3) Фондовые посредники – юридические лица, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на РЦБ.

4) Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг – организации, выполняющие все остальные функции на РЦБ, кроме функций купли-продажи.

5) Государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг – высшие органы государственной власти, осуществляющие разработку основных направлений развития РЦБ; утверждающие стандарты эмиссии ценных бумаг; разрабатывающие и утверждающие единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; устанавливающие порядок и осуществляющие лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; осуществляющие контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, которые можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие любому рынку, и специфические функции, которые отличают его от остальных рынков.

К общерыночным функциям относятся:

•коммерческая — связана с получением прибыли от операций на данном рынке;

•ценовая, обеспечивающая процесс формирования рыночных цен, их постоянное движение, и т.д.;

•информационная — на ее основе рынок производит и доводит до своих участников информацию об объектах торговли;

•регулирующая — связана с созданием правил торговли и участия в ней, порядка разрешения споров между участниками, установлением приоритетов и образованием органов управления и контроля.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

•перераспределительная – обеспечивает перелив денежных средств между отраслями и сферами деятельности, перевод сбережений из непроизводительной в производительную форму и финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе;

•страхование ценовых и финансовых рисков – осуществляется на основе нового класса производных ценных бумаг — фьючерсных и опционных контрактов.

Структура РЦБ в своей основе имеет не тот или иной вид ценной бумаги, а способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. В связи с этим РЦБ подразделяются на:

1.Первичный и вторичный РЦБ. На первичном рынке движение ценной бумаги происходит от эмитента к ее первому владельцу (иначе эта процедура называется размещением). Вторичный рынок – обращение ценной бумаги от первого владельца ко всем последующим.

2.Организованный и неорганизованный РЦБ. На организованном рынке обращение ценных бумаг осуществляется на основе твердо установленных правил между лицензированными профессиональными участниками. Неорганизованный рынок – обращение ценных бумаг осуществляется без соблюдения единых правил.

3.Биржевой и внебиржевой РЦБ. Биржевой рынок характеризуется наличием строгих правил; всегда является организованным. Внебиржевой может быть организованным или неорганизованным.

4.Традиционный и компьютеризированный РЦБ. На компьютеризированном рынке отсутствуют физические места, где встречаются продавцы и покупатели ценных бумаг. Присутствует полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания.

5.Кассовый и срочный РЦБ. Кассовый (cash, spot) – это рынок с немедленным исполнением сделок (online), либо в течение одного – двух рабочих дней. Срочный – это рынок, на котором момент сделки и момент исполнения сделки не совпадает и варьируется от двух рабочих дней до трех месяцев.

Рынок ценных бумаг — регулятор многих стихийных процессов в рыночной экономике. Каналы перетекания капитала, обеспечивают прилив капитала к местам его необходимого приложения. Одновременно происходит отток капитала из «перегретых» отраслей и регионов. Это ведет к размещению капитала в производствах, необходимых обществу, возникает оптимальная структура общественного производства.

Основы кадровой политики и кадрового планирования

22. Приоритетные направления и правовые основы государственной кадровой политики РФ. Их влияние на кадровую политику организации.

Под государственной кадровой политикой понимается общенациональная стратегия формирования, развития, востребованности и рационального использования профессионального потенциала общества, кадров (персонала).

Государственная кадровая политика РФ — одно из приоритетных направлений деятельности государства по координации мероприятий, проводимых в целях развития и совершенствования всего трудового потенциала страны. Она ориентируется на социальное регулирование, охватывающее все общество и общественные отношения, оказывает влияние на установление приоритетов социальных ценностей и общественные устремления в профессиональной сфере. Государственная кадровая политика РФ направлена на формирование дееспособных трудовых коллективов, целесообразное и рациональное использование трудовых ресурсов страны, включает разработку общих принципов работы с людьми, их воспитание, обучение, общеобразовательную, специальную профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации. Важнейшей функцией государства при реализации его руководящей роли в кадровой политике является оптимальный подбор и расстановка кадров, их развитие, создание условий для поддержания необходимого профессионального уровня во всех сферах хозяйственного и культурного созидания.

Государственная кадровая политика РФ охватывает совокупность социально-экономических и политических задач, решение которых осуществляется на правовой основе. Вопросы государственной кадровой политики РФ находят свое отражение в законодательных и иных правовых актах, содержащих нормы и положения, регулирующие те или иные кадровые аспекты. К ним относятся Конституция РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления? программные и методические документы Правительства РФ, а также иные нормативные правовые акты, относящиеся к данной сфере государственного регулирования. Государственная кадровая политика РФ неразрывно связана с государственным управлением, при котором кадровая работа является его составной частью и по сути решающей. Она ведется, главным образом, по трем основным направлениям:

1) в области государственных предприятий, учреждений, организаций (объединений, фирм, концернов, компаний и т.д.);

2) в системе государственной службы (на уровне федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления);

3) в области негосударственных предприятий (акционерных, частных, арендных предприятий, фирм и т.д.).

Сущностное содержание государственной кадровой политики РФ заключается в непосредственной деятельности государственных органов, кадровых служб и должностных лиц, которые воплощают на практике и проводят в жизнь конкретные мероприятия по ее осуществлению. Они реализуют государственную кадровую политику РФ посредством определения численности при наборе и подготовке работников и специалистов различных категорий для отраслей народного хозяйства; установления перечней специальностей и специализаций, степени потребности в них; путем квалификационных требований, стандартов и нормативов; методами стимулирования и ограничений, а также всеми другими способами, имеющимися в распоряжении государства.

Современная государственная кадровая политика РФ должна быть научно обоснованной, исторически конкретной, учитывающей насущные потребности общества в кадрах, иметь плановый и перспективный характер. Она должна базироваться на науке об обществе, управлении, руководствоваться демократическими принципами, учитывать мировоззренческие и идеологические представления людей, состояние государства, возможности осуществления намеченных целей его развития. Выбор целей государственной кадровой политики РФ должен производиться исходя из интересов личности, общества и государства, особенностей демографического и культурно-исторического развития, а также уровня занятости, безработицы, образования и других факторов.

На основе государственной кадровой политики РФ в каждом государственном органе, на государственном и частном предприятии может разрабатываться своя конкретная кадровая политика, вытекающая из целей задач и основных функций соответствующего органа управления. Здесь кадровая политика проводится через аппарат (администрацию), его структуры и персонал. Государственная кадровая политика РФ затрагивает все категории работающих, но для работников частных предприятий, общественных организаций, а в известной мере и для занятых на государственных предприятиях и организациях она не может быть столь же императивной, как для государственных служащих в органах власти.

Кадровая политика государственной службы — это деятельность органов власти, их руководителей, работников кадровых подразделений по реализации кадровой стратегии, направленная на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию и стимулирование к выполнению задач, стоящих перед государственными органами.

Основные направления ее включают в себя:

• выработку стратегических направлений в развитии госслужбы с учетом тенденций и перспектив развития общества и государства и в интересах личности;

• установление системы обеспечения госслужбы надежными, профессиональными специалистами, которые в своей повседневной деятельности не только могли бы выполнять стоящие перед ними задачи, но и своим поведением способствовали бы росту уважения и авторитета органов государственного управления и государства в целом, добиваясь понимания и поддержки народа;

• создание необходимых социальных и материальных условий деятельности, а также правового регулирования в соответствии с нормами законодательства, контроля за выполнением должностных функций, исключая всякую возможность нарушений трудовой дисциплины, злоупотреблений служебным положением и коррумпированности госаппарата;

• поддержание в коллективах государственных органов такого морально-психологического климата, который бы не только обеспечивал эффективное выполнение обязанностей по госслужбе, но и способствовал бы развитию позитивных личностных качеств работников, формировал бы рациональные служебные отношения;

• создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации персонала госаппарата, формирование условий для творческого роста на рабочем месте;

• определение порядка и регулирования процесса подбора, перемещения, продвижения, оценки, стимулирования и ответственности госслужащих.

Конкретное воплощение общенациональная стратегия находит в кадровой политике субъектов управления и ее неотъемлемой части — практике работы с кадрами в госаппарате (управлении персоналом).

Из содержания кадровой политики видно, что ее исследование и реализация могут быть осуществлены с различных позиций, в частности институциональной, функциональной, нормативной, технолого-управленческой; только совокупность результатов и комплексный анализ дают системность кадрового обеспечения государственной службы.

23. Типы кадровой политики организации

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА - это система принципов и норм, на которых строится работа с персоналом в компании
Классификации кадровой политики:
1. По степени активности
1.1. Пассивная кадровая политика: руководство и кадровая служба не имеют четкой программы действий в отношении персонала; кадровая работа ведется в режиме экстренного реагирования без попыток понять причину.
1.2. Реактивная кадровая политика: руководство и кадровая служба располагают средствами диагностики ситуации и адекватной экстренной помощи по решению возникших проблем, однако возникают трудности с прогнозом развития ситуации.
1.3. Превентивная кадровая политика: руководство и КС имеют обоснованный прогноз развития ситуации в будущем, но не имеют средств влияния на нее.
1.4. Активная кадровая политика: руководство и КС имеют не только прогноз развития ситуации, но и средства воздействия на нее, как в настоящем, так и в будущем
2. По степени открытости:
2.1. Открытая: компания может нанимать новых сотрудников на любой должностной уровень в случае их соответствия предъявляемым требованиям; такая политика применяется компаниями, ориентированы ми на быстрый рост и выход на передовые позиции
+
- такой политики: недостаточным уровень лояльности сотрудников
2.2. Закрытая: организация принимает новых сотрудников с низшего должностного уровня, а внутренние замещения происходят из числа своих сотрудников; используется компаниями, которые ориентированы на создание определенной корпоративной атмосферы, духа преемственности и причастности, а также работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов
СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ:
1) какими компания видит и хочет видеть своих сотрудников
2) политика в отношении организационных стандартов и личностного фактора
3) политика в области вознаграждения
4) политика найма
5) политика в области развития персонала и карьеры
6) политика оценки достижений
7) политика стабилизации кадрового состава
В крупных компаниях кадровая политика обычно декларируется и фиксируется в корпоративных документах.
Считается, что письменное оформление кадровой политики позволяет:
а) наглядно изложить взгляды администрации;
б) убедить персонал в ее доброй воле;
в) внести прозрачность в процесс принятия кадровых решений.
В небольших фирмах кадровая политика существует в виде официальных установок владельцев, она нигде не записывается (письменно не фиксируется)

Принципы кадровой политики:

1) осознанность

2) справедливость

3) последовательность кадровой политики

4) дифференцированность

24. Этапы разработки и критерии оценки кадровой политики организации

Кадровая полимтика -- совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому её считают ядром системы управления персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения её работниками своих функций. Она находит своё отражение в таких нормативных документах,как -- правила внутреннего распорядка, коллективный договор.

Кадровая политика разрабатывается с учетом внутренних ресурсов, традиций организации и факторов внешней средой. Кадровая политика является частью политики организации и должна полностью соответствовать концепции ее развития. Формирование кадровой политики можно разбить на этапы.

На первом этапе осуществляется формирование целей и за­дач кадровой политики. Нормирование и программирование - согласование принципов и целей работы с персоналом с принципами и целя­ми организации, разработка программ, пу­тей достижения целей кадровой работы, установленных на первом этапе. Цели и задачи кадровой политики определяются исходя из основных положений нормативно-правовых документов, из совокупности целей и задач по обеспече­нию эффективного функционирования организации и входящих в нее подразделений. Основной целью кадровой политики является полное ис­пользование квалификационного потенциала персонала. Эта цель достижима посредством предоставления ка­ждому работы в соответствии с его способностями и квалификацией.

На втором этапе проводится мониторинг персонала - разрабатываются процедуры диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Этот этап состоит из трех блоков: 1) качественные требования к работникам, которые определяются исходя из описания рабочего места и требований к претенденту на должность; 2) количественные требования, которые связаны с определе­нием потребности в персонале по должностям, квалификационным характеристикам и т.п.; 3) основные принципы кадровой политики по наиболее важ­ным направлениям: подбору и расстановке персонала, формированию и подготовке резерва на должности, оценке степени развития персонала, оплате труда, использованию кадрового потенциала и т.п.

На третьем этапе определяется выбор основных форм и ме­тодов управления персоналом, разрабатывается инструментарий кадрового планирования.

На четвертом этапе разрабатывается план кадровых меро­приятий, определяются сроки и ответственные исполнители этих мероприятий. На разработку и состояние кадровой политики организации влияют внутренние и внешние факторы.

Внутренние факторы это цели и структура организации, морально-психологический климат в кол­лективе.

Внешние факторы - это трудовое законодательство, перспекти­вы развития рынка труда, взаимоотношения с профсоюзом и др. С учетом этих факторов кадровая политика организации развивается в рамках ограничений, установленных внешним воздействием на организацию, и определяется состоянием внутренних факторов. Данное обстоятельство приводит к различным видам кадровой политики организаций.

Наши рекомендации