Сущность, цели, задачи управления.
Управление в широком смысле – это воздействие на объект для перевода из одного состояния в другое, или для поддержания его в заданном состоянии.
Объектом управления является система управления, которая состоит из органов, служб, кадров управления, нацеленных определенными функциями и использующих различные методы и технические средства, для выполнения этих функций.
Необходимость в управлении возникает всегда, когда есть общественный труд, для согласования действий отдельных работников. Управление является важным инструментом организации производства, обеспечивающим достижение цели. Управление начинается с момента выбора конечной цели, и осуществляется при проектировании организации, строительстве, функционировании, реконструкции и модернизации предприятия.
Управление представляет собой, что и как должно быть сделано, в какие сроки, и сколько это будет стоить.
Т.о. управление можно охарактеризовать, как сознательную, непрерывную, целенаправленную деятельность, по достижению конечных целей, путем рационального использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов.
Принцип управления – это баланс между централизацией и децентрализацией управления, он предполагает сочетание единоначалия и коллияльности в управлении, и привлечение к управлению трудящихся.
Принцип научности управления – предполагает познание, и все более широкое использование в практике управления экономических законов.
Принцип системного подхода – предполагает согласованность взаимоувязки отдельных групп, задач и их решений.
Принцип сочетания прав, обязанностей, ответственности (каждый человек имеет права и несет ответственность).
Принцип иерархичности и обратной связи – предполагает создание многоуровневой системы управления, в которой контроль за выполнением решений, осуществляется путем обратной связи.
Принцип частной свободы – все инициативы исходят от свободно-действующих экономических субъектов.
Среди функций управления, самыми важными для фирмы являются:
1.функции общего управления – определяющие порядок деятельности предприятия, взаимодействие предприятия с внешним миром.
2.функция специализированного управления – это функция делится на 3 группы:
1.технологические функции – заключаются в разработке рациональных систем производства продукции, транспортировки, хранение продукции.
2.обеспечивающие функции – предусматривают выполнение требования технологии, путем обеспечения производства, необходимым сырьем, материалами.
3.координирующие функции из специализированных – они обеспечивают прогнозирование развития предприятия, планирование его деятельности, организацию производства, контроль.
Для реализации специализированных функций, существуют службы, состоящие из специалистов и вспомогательных работников, во главе, которых стоят главные специалисты.
Среди объектов управления различают национальные, иностранные, смешанные и международные фирмы.
В иностранных фирмах капитал принадлежит предпринимателям этой страны. А в иностранных фирмах капитал принадлежит иностранным предприятиям. Смешанные фирмы создаются путем слияния активов, разных стран и выпуска акций, вновь созданной компании, либо путем обмена акциями между компаниями.
Международные фирмы – это национальные фирмы, сфера деятельности, к4оторых распространятся на зарубежные страны.
Их отличительные особенности:
1.наличие дочерних предприятий, и филиалов за рубежом;
2.наличие специализации в пределах на зарубежные национальные рынки;
3.контроль и координация за деятельностью предприятий;
Филиалы занимаются сбытом, работая под контролем материнской компании. Дочерние фирмы выступают от своего имени и за свой счет. Материнская компания не несет ответственности за выполнение обязательств дочерних предприятий, но определяет ее специализацию.
Транснациональные корпорации (ТНК) –это фирмы, которые имеют производственные мощности за рубежом.
Особенности ТНК:
1.большие масштабы собственности и хозяйственной деятельности, в т. ч. и за рубежом, высокая степень транснационализации производства и капитала;
2.превращение ТНК в многоотраслевые концерны;
3.расширение внутрифирменного обмена;
Важной характеристикой ТНК в последние годы является, участие ТНК, в развитии оффшорного бизнеса.
Оффшор - обозначает страну или территорию, законодательство которых, при определенных условиях позволяет освобождать, зарегистрированные фирмы от налога на прибыль.
Те страны, в которых создаются оффшоры, получают в свой бюджет определенную пошлину, ежегодные суммы от зарегистрированных фирм.
По уровню налогообложения, страны делятся на 3 группы:
1.кредитные промышленные страны (налог на прибыль – 35%);
2.страны, при которых высокая ставка на прибыль, пользуются льготами – таможенный режим, механизм перевода за границу, по деятельности компаний определенных типов (Швейцария);
3.страны, которые называются «налоговый рай». Здесь значительно снижены налоги на прибыль и упрощена регистрация. В основном это Карликовые страны Европы, бывшие колонии, а также свободные экономические зоны;
Организационная структура управления компаний, зависит от жизненного цикла.
Этапы жизненного цикла:
1.Начальным этапом интернационализации (обычно в малом бизнесе), выступает экспорт или предшествующий ему импорт. Развитие экспортной и импортной деятельности, приводит к созданию обособленного, экспортного отдела компаний.
2.дальнейшее развитие компаний и ее международных операций (до уровня среднего бизнеса), обуславливает необходимость создания зарубежного торгового представительства, а также зарубежных дочерних компаний, находящихся в системе централизованного управления и контроля, со стороны штаб-квартиры.
3.для среднего и большого бизнеса предполагает такие масштабы и сложности внешнеэкономической деятельности, при которых естественно учреждать региональные рыночные центры. Эти рыночные центры, играют роль своеобразного фильтра управления, между штаб квартирой и ее зарубежными предприятиями, что способствует к адаптации различным региональным рынкам.
4.усложнение международных операций, приводит к появлению матричных организационно-управленческих структур. МНК в таких организационных структурах, используют с одной стороны системы довольно жестко контролируемых штаб квартир, зарубежных компаний, а также системы автономных дочерних компаний, сочетая т. о. централизацию и автономизацию.
5.происходит переход глобализации, что означает появление новой децентрализованной, планетарной или сферической системы.
Планетарная, сферическая, децентрализованная система – самая сложная и новая система, основанная на совокупности автономных бизнес единиц, или их называют центры прибыли.
Для примера первых глобальных компаний, выступают компании Nestle, Coca Cola и др. В современном бизнесе значительная часть МНК имеет сферическую структуру управления.
В МНК выделяют, несколько уровней принятия решений:
1.нижний уровень – уровень тактических решений;
2.средний уровень – уровень оперативных решений;
3.высокий уровень – уровень стратегических решений;
Наиболее распространенными организационно-управленческими структурами являются: макропирамида, зонтик и интергламерат.
Макропирамида – представляет собой международную компанию, располагающую четко выраженным стратегическим центром, из которого вырабатываемые в централизованном порядке решения по стратегическому планированию, распространяются во все подчиненные или подконтрольные подразделения.
Несмотря на то, что информационные потоки между штаб квартирой и дочерним предприятием имеют двухнаправленный характер. На самом деле управляющие зарубежными предприятиями, подразделениями, распоряжаются и контролируют только местным управленческим персоналом, местным потенциалом. В их ведении находится принятие оперативных и тактических решений. Локальные менеджменты работают в рамках строгих стандартов, определяющих основные рабочие характеристики, подчиненных им зарубежных предприятий. Деятельность компаний в целом, ориентирована на результаты.
Даная структура в различных случаях, может оказаться не гибкой. Часто такой компании не хватает, маркетингового чутья на зарубежных рынках. Прочие функции (НИОКР, управление персоналом, производство) подчинены централизованному планированию.
Т. о. структура международной компании, типа макропирамиды отличается жестким централизованным планированием, а с другой стороны жестким централизованным контролем, за выполнением тактической и оперативной деятельности.
Недостатки этой структуры устраняются макроструктурой, которая называется зонтик. Принцип построения зонтика, состоит в дифференцированном подходе штаб квартиры, международной компании зарубежным целевым рынком, что предполагает достаточно высокую степень автономии зарубежных предприятий, в том числе и на уровне принятия стратегических решений. Зонтичная структура управления, основана на том, что мировой рынок, не смотря на глобализацию, во многом гетерогенен. Головная штаб квартира сохраняет за собой, лидирующую роль, формулируя общую постановку стратегических задач, и обеспечивая помощь рекомендаций и поддержку своим зарубежным предприятиям. В штаб квартире сосредоточены наиболее квалифицированные и талантливые сотрудники, которые полностью обеспечивают компании синергетический эффект. Они оказывают профессиональные услуги, в русле общей стратегии.
Материнская компания (большой брат), позволяет зарубежным предприятиям, эффективно реагировать на локальную идиосинкразию и ксенофобию.
Интергламерат – означает, что в главной штаб квартире сосредоточено, только стратегическое управление. Здесь происходит обоснование стратегии, разрабатываются стратегические планы, и осуществляется контроль за их выполнением. Главная штаб квартира не осуществляет ни тактических, ни оперативных действий. Главная ее цель максимизация прибыли, инвестированный капитал по всему миру. Такая структура способствует международной экспансии интергламерата.
Признаки интергламерата:
1.штаб квартира управляет финансовыми потоками, поскольку ее основной интерес, заключается в повышении эффективности интеркорпоративного инвестирования.
2.центральный аппарат штаб квартиры не велик. Представлен в основном профессионалами высокого класса.
3.прослеживается вертикальная связь, между центром и подразделениями, при этом связь по горизонтали очень слабая (т.е. одноуровневая).
4.социальные и демографические вопросы решаются тогда, когда это может повлиять на решение бизнеса.
5.центр интергламерата, как правило, располагается в таком городе, месте, где можно эффективно решать вопросы налогов, финансов и логистики.