Сущность, цели, задачи, функции управления прибылью

Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования, а также планирования и конроля прибыли в организации.

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Исходя из этой цели можно сформулировать систему основных задач управления прибылью:

1. Обеспечение оптимального размера формируемой прибыли с учетом необходимости минимизации налоговых выплат из прибыли и сохранения возможностей к инвестиционному развитию бизнеса за счет собственных источников средст.

2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Опрделяется допустимый уровень риска, детерминирующий агрессивную, умеренную (компромиссную) или консервативную политику осуществления тех или иных видов деятельности или проведения отдельных операций.

3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибыли организации должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет текущей деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного развития предприятия.

4. Обеспечение выплаты за счет прибыли необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам бизнеса. Этот уровень при успешной деятельности организации должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала.

5. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным источником формирования финансовых ресурсов организации, ее размер определяет потенциальную возможность будущего развития бизнеса.

6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Темп возрастания рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной организацией в отчетном периоде. Каждая организация сама определяет систему критериев оптимального распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части.

7. Обеспечение эффективных программ участия персонала в прибыли. Программы участия персонала в прибыли, призванные гармонизировать интересы собственников предприятия и его работников, должны с одной стороны стимулировать трудовой вклад этих работников в формирование прибыли, а с другой стороны – обеспечивать достаточно приемлемый уровень их социальной зашиты.

Система управления прибылью реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции подразделяются на две основные группы:

1. Функции управлению прибылью как управляющей системы:

1.1 Разработка целенаправленной комплексной стратегии управления прибылью оргаизации. В процессе реализации этой функции формируется система целей и целевых показателей формирования и использования прибыли на долгосрочную перспективу; определяются пириоритетные задачи по управления прибылью, разрабатывается система мероприятий по их достижению.

1.2 Создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по формированию и использованию прибыли.

1.3 Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих принятие обоснованных управленческих решений в отношении прибыли организации.

1.4 Осуществление анализа прибыли.

1.5 Планирование прибыли.

1.6 Осуществление выполнения принятых управлеческих решений в области формирования, распределения и использования прибыли.

2. Функции управления прибылью как специальной области управления организации :

2.1 Управление формированием прибыли.

2.2 Управление распределением и использованием прибыли.

Конкретизация перечисленных функций управления прибылью в организации в значительной степени определяется видом экономической деятельности организации, ее размерами, а также конкретными организационно-правовыми формами хозяйствования.

Процесс управления прибылью организации основывается на определенном механизме. Механизм управления прибылью представляет собой совокупность элементов воздействия на процесс разработки и реализации решений в области управления прибылью.

В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы:

1. Система регулирования финансовой деятельности:

1.1 Государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли: налоговое регулирование; регулирование механизма амортизации основных средств и нематериальных активов, регулирование размеров отчислений в резервные фонды, создаваемые в соответсвии с законодательством и др.

1.2 Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия. Спрос и предложение на товарном и финансовом рынках формируют уровень цен на продукцию, цену кредитов, доходность ценных бумаг и т. п.

1.3 Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самой организации, например ее уставом, системой внутренних нормативов и требований по вопросам формирования, распределения и использования прибыли.

2. Система внешней поддержки финансовой деятельности организации: государственное финансирование, предоставление государственных гарантий, кредитование, страхование рисков и др.

3. Система финансовых рычагов: налоги, амортизационные отчисления, дивиденды, пени, штрафы, проценты по кредитам и депозитам и прочие экономические рычаги.

4. Система финансовых методов – основных способов и приемов, с помощью которых обосновываются решения в области управлени прибылью: метод диверсификации, метод хеджирования, амортзации активов, метод дисконтирования стоимости и проч.

5. Система финансовых инструментов – контратных обязательтв, обеспечиващих механизм реализации решений в области управления прибылью:

- платежные инструменты (платежные поручения, платежные требования, аккредитивы и т. п.);

- кредитные инструменты (векселя, кредитные договоры и т. п.);

- депозитные инструменты (депозитные сертификаты, депозитные договоры и т. д.);

- инструменты инвестирования (акции, облигации и т. п.);

- инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и др.).

Наши рекомендации