Перечень вопросов к зачету и экзамену

  1. Тотальная глобализация и международный бизнес.
  2. Необходимые и достаточные условия развития глобализации, концепция Триады.
  3. Глобализация рынков, глобализация товаров.
  4. Развитие международного бизнеса в условиях глобализации.
  5. Условия развития международного бизнеса.
  6. Этапы интернационализации международного бизнеса
  7. Градиенты интернационализации международного бизнеса
  8. Теория прямых зарубежных инвестиций
  9. Теория интернационализации производства
  10. Теория международного производства
  11. Структура и содержание среды международного бизнеса
  12. Социокультурные измерения среды международного бизнеса
  13. Политико-правовые измерения среды международного бизнеса
  14. Экономические измерения среды международного бизнеса
  15. Партнёрство в международном бизнесе: независимость и взаимозависимость.
  16. Различия между странами, теория подобия стран.
  17. Основные формы организации международного бизнеса
  18. Финансово–промышленные группы: организационная структура.
  19. Национальные особенности создании я финансово–промышленных групп.
  20. Интегрированные банковские структуры( банковские филиалы, дочерние банки, ассоциированные банки, банковские холдинговые компании).
  21. Международные компании: модели и типология
  22. Международные стратегические альянсы и механизмы их организации
  23. Стратегические решения по международной деятельности
  24. Алгоритм стратегического планирования
  25. Организация стратегического планирования
  26. Управление в международном бизнесе: сущность и особенности.
  27. Управление людскими ресурсами международной компании.
  28. Управление финансами и инвестициями в международной компании.
  29. Понятие конкурентоспособности и её роль на международном рынке
  30. Детерминанты конкурентного преимущества страны
  31. Детерминанты конкурентного преимущества отрасли
  32. Детерминанты конкурентного преимущества фирмы
  33. Важнейшие направления и факторы развития международного бизнеса
  34. Инновационный бизнес.
  35. Логистика в международном бизнесе
  36. Агропромышленный бизнес
  37. Топливно–энергетический комплекс
  38. Машиностроительный комплекс
  39. Металлургический комплекс
  40. Военно–промышленный комплекс

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Работа над изучением данной учебной дисциплины предполагает владение некоторым общим и профессиональным кругозором, сформировавшимся за все годы обучения, поэтому, в целях получения системного представления о предмете исследования, рекомендуется не ограничиваться только материалами лекций и списком литературы по данной дисциплине, но обратиться к конспектам лекций, предыдущих курсов. Особенно полезно повторение материалов теоретических курсов, таких как: экономическая теория, макроэкономика, статистика, философия.

Овладение данной учебной дисциплиной будет более успешным если посещение лекций, будет претворяться ознакомительным чтением литературы по теме лекции. В этом случае вы не только автоматически зафиксируете предлагаемый преподавателем материал, но сможете обсудить наиболее проблемные вопросы предлагаемой темы, обратить внимание на наиболее сложные моменты и, как следствие, правильно расставить акценты.

Сведения, полученные на лекции лучше всего фиксировать в виде схемы, ключевых слов и \ или тезисов. Не стремитесь успеть записать всё, что говорит преподаватель, так как в этом случае вы не сможете проследить логику изложения материала, а это означает, что при подготовке к практическому занятию или тесту нужно начинать изучение данной темы с самого начала.

При подготовке к практическому занятию следует сделать конспект ответа. Все теоретические положения необходимо подкреплять фактическими данными. К таким данным следует отнести статистические материалы, данные опросов, наблюдений, экспертные оценки, опыт работы компаний и т.д.

Устный ответ должен начинаться с формулировки проблемы, продолжаться раскрытием её содержания и заканчиваться выводами, содержащими, в том числе и вашу оценку представляемой проблемы. Представление материала при устном ответе должно быть интересным, хорошо подготовленным, проходить в хорошем темпе и вызвать дискуссию. Только при таком подходе студент сожжет рассчитывать на максимальное количество баллов, предусмотренных для этого вида работ. Максимальная продолжительность устного ответа 15 минут.

Эссе представляет собой письменную форму ответа, в которой представлена индивидуальная позиция автора по одному из вопросов темы. В преамбуле необходимо сформулировать проблему, относительно которой будет сформулирована авторская позиция. В заключении, необходимо сделать обобщение, в котором чётко отражается авторская позиция по данной проблеме. При написании эссе необходимо помнить, что это творческая работа, поэтому «переписывание» лекционных или других учебных материалов не допускается.

При выполнении презентации требуется учитывать, что данный вид работы представляет собой иллюстрацию к рассматриваемой проблеме, что предполагает использование значительного количества цифрового материала, представленного в виде графиков, демонстрирующих определённые тенденции или указывающие направления развития, диаграмм, демонстрирующих структуру систем или явлений, а также важность отдельных элементов данных систем, гистограмм, позволяющих провести сравнительный анализ, а также таблиц, которые используются для исследования динамики процессов и явлений. В презентации допускается использование схем и рисунков, систематизирующих материала и \ или позволяющих более чётко представить суть проблемы. При этом все используемые для презентации материалы должны быть подписаны и содержать ссылку на источник фактических данных. Для подписи используется слово «рисунок…название.», которое располагается под диаграммой или схемой, далее делается ссылка на источник данных. Таблицы подписываются сверху, а в нижнем левом углу располагается ссылка на источник данных.

Использование в презентации текстовых документов должно быть минимальным.

  1. Методические указания по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов по курсу «международный бизнес» осуществляется в форме решения ситуационных задач, представленных в методичке. Решение каждой задачи предполагает ответы на вопросы, содержащиеся в «условии» задачи. Ответы должны быть лаконичными, чёткими, обоснованными. В конце каждого ответа Ваши рассуждения должны заканчиваться общим выводом если при решении задачи использовалась специальная литература или статистические данные, то в конце работы необходимо представить список литературы, сноски на который сделаны по тексту работы.

Задачи принимаются на кафедру строго в соответствии с тематикой практических работ. Сдача решений в конце семестра не допускается.

  1. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

Требования к курсовой работе

Требования к введению

Во введении показывается актуальность темы и проблем, связанных с ней. При этом указываются авторы, в исследованиях которых рассматривается данная тема и основные аспекты, в которых эта тема исследуется. Показывается круг вопросов, не получивших достаточное освещение, что и обусловило выбор темы.

После изложения проблем, которые автор предполагает более подробно осветить, формулируется цель работы и основные задачи. При этом следует добиваться, чтобы цель и задачи корреспондировались с формулировкой основного результата работы и важнейших выводов, к которым пришел автор, приводимых в заключении курсовой работы.

Далее в работе указывается ее структура, объем, количество таблиц, рисунков, количество использованных источников, количество приложений.

В качестве меры воспитания у студента уважения к своей и чужой интеллектуальной собственности рекомендуется в конце "Введения" сделать оговорку, подтверждающих авторство содержащихся в работе материалов и отсутствие в тексте заимствований на которые нет ссылок.

Рекомендуется, наряду с ознакомлением рекомендаций по выбранной теме ознакомиться с рекомендациями по смежным темам. Это позволит глубже изучить и раскрыть исследуемую проблему.

Требования к первой главе

Первая глава курсовой работы посвящается теоретическим основам темы, а также изложению состояния исследуемой проблемы в экономике России. При этом необходимо использовать международные сравнения, изложению тенденций по этой проблеме в мировом хозяйстве в целом и хозяйстве ведущих стран мира.

В работах, имеющих выраженный теоретический аспект, необходимо изложить положения экономической теории по данной проблеме. Кроме того, уместно обратиться к положениям общей теории систем и теории организации экономических систем для того, чтобы определить теоретические подходы к решению возникающих (обозначенных) проблем.

Показателем качества проведенного исследования является анализ источников литературы по данной проблеме и определение основных подходов к решению имеющихся проблем.

Логику изложения первой главы целесообразно построить по схеме "от общего к частному". Поэтому удобно разбить каждую главу курсовой работы на 3-4 раздела. Следует стремиться, чтобы тема последнего раздела каждой главы были близки с темой последующей главы.

В выводах по первой главе целесообразно сконцентрировать внимание на наиболее значимых постулатах экономической теории поданной теме, а также на важнейших тенденциях по исследуемой проблеме в хозяйствах ведущих стран мира, мировом хозяйстве с изложением важнейших особенностей (совпадении и отклонении от выявленных закономерностей) российской экономики.

Требования ко второй главе

Вторая глава имеет выраженный аналитический характер. В ней осуществляется количественный и качественный (логический) анализ статистических данных и данных из иных источников (публикаций). Основным итогом исследований по второй главе должны стать выявленные закономерности в виде укрупненных численных моделей поведения исследуемых параметров изучаемой экономической системы.

Здесь возможно применения различных методов численного анализа с применением стандартных пакетов прикладных программ, включая корреляционные, оптимизационные с анализом модели на чувствительность.

В числе обязательных выводов по второй главе должны быть формулировки прогноза поведения экономической системы (народного хозяйства, его отрасли, сферы экономической деятельности) по исследуемой проблеме.

Целесообразно сравнить результаты с прогнозными оценками других авторов.

Результаты промежуточных расчетов, описание исходных данных уместно оформить в виде приложений, сославшись на них в тексте.

Численному анализу поведения исследуемой экономической системы должен предшествовать ее качественный анализ. Как и в иных разделах, показателем качества работы является сравнение различных мнений, оценок различных авторов (источников) с приведением собственных суждений при их аргументации.

В выводах по второй главе следует сосредоточиться на результатах проведенного комплексного (качественного, количественного и по возможности многостороннего) исследуемой темы в ее прикладном аспекте. Важно, чтобы эти выводы послужили основой для выработки (в третьей главе) предложений по решению выявленных проблем.

Уместно, наряду с данными по народному хозяйству страны в целом, использовать данные по исследуемой проблеме на территории региона, в котором проживает (работает, учится) студент - автор курсовой работы.

Требования к третьей главе

Третья глава по своему содержанию должна быть посвящена обобщению проблем и перспектив их решения, а также предложений по их решению. Целесообразно сосредоточиться на формулировке практических проблем, их анализу на составляющие (отдельные задачи), которые могут быть решены с применением известных методов государственной экономической политики, учитывая собственный (отечественный) опыт и опыт других стран. Следует особое внимание уделить исследованию сложившихся направлений в государственной политике по исследуемой проблеме, оценить их эффективность, определить новые направления в совершенствовании организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов государственного регулирования.

Требования к заключению

В заключении работы приводятся в сжатом виде основные выводы и результаты, достигнутые лично автором. Формулируются предложения по решению задач, сформулированных во введении.

3.6. Требования к оформлению списка источников

Обязательным требованием к курсовой работе является наличие в ней ссылок на литературу в квадратных скобках с указанием номера в списке. Наличие некорректных ссылок является основанием для возврата работы на доработку.

Источники приводятся в алфавитном порядке. список источников оформляется в соответствии с действующим ГОСТом. Использованные источники из ИНТЕРНЕТ приводятся в конце списка. Не допускается включение в список источников, на которые нет ссылок в работе.

Отсутствие в списке литературы источников текущего календарного и учебного года является признаком недобросовестности автора.

3.7. Требования к оформлению курсовой работы и порядок представления к защите

Титульный лист курсовой работы оформляется по правилам, принятым в ЧиБГУЭП. Работа подписывается студентом на титульном листе напротив его фамилии с указанием даты сдачи на кафедру.

Курсовая работа передается секретарю кафедры, который регистрирует ее в журнале учета.

В конверт на обороте первого листа обложки помещается лист для рецензии. В верхней части листа приводится тема курсовой работы, фамилия, имя, отчество студента, группа.

После получения рецензии и замечаний по курсовой работе, в случае, если она допущена к защите, студент в письменном виде готовит ответы по замечаниям, которые прилагаются в конце работы и нумеруются.

В случае, если курсовая работа к защите не допущена, она представляется после доработки повторно как новый документ.

Наши рекомендации