Оперативные меры решения социально-экономических проблем

Организационные Информационные Рыночные Общественные
лицензирование деятельности коммерческих компаний; независимая эко-логическая экспер-тиза проектов; сертификация качества товаров; разработка планов социально-экономи-ческого развития; местные или общероссийские референдумы. опрос мнения тру-дового коллектива; обобщения зару-бежного опыта; изучение откликов прессы; оценка (самооценка) деятельности; прикладные социо-логические исследо-вания решения ком-плексных соци-ально-экономи-ческих задач. модернизация или разработка новых товаров; повышение качест-ва продукции и услуг; расширение сбыто-вой сети; развертывание фирменной торгов-ли; освоение произ-водства продукции по индивидуальным заказам. завоевание доверия властей и общест-венности; долговременные отношения с проверенными партнерами; освоение экологи-чески чистых и ресурсосберегающих технологий; активизация спонсорской и благотворительной деятельности.

Основными организационными мерами создания цивилизованной рыночный среды коммерческой компании могут стать:

проверка соответствия персонала, оборудования, помещений и технологии работ при лицензировании видов деятельности коммерческой компании;

независимая экологическая экспертиза проектов, способных оказать воздействие на условия жизни населения и окружающую среду;

экспериментальная проверка технологий и продукции на опытных участках, сертификация качества товаров в соответствии с установленными стандартами и нормами;

разработка перспективных планов социально-экономического развития территорий, согласование проектов с выделяемыми ресурсами, контроль за соблюдением интересов местного населения;

местные или общероссийские референдумы по наиболее сложным и противоречивым проектам, затрагивающим экономические, правовые и социальные аспекты развития территорий.

Для определения отношения трудового коллектива к внедряемым инновационным технологиям могут проводиться:

опрос мнения ведущих специалистов или всего трудового коллектива о вариантах инноваций и возможных социально-экономических последствиях;

обобщения отечественного или зарубежного опыта решения аналогичных социально-экономических проблем с учетом особенностей российской действительности и специфики деятельности коммерческой компании;

изучение откликов прессы работниками службы связей с общественностью, анализ результатов выставок, ярмарок, распродаж, встреч с потребителями товаров, презентаций и экскурсий по производственным участкам;

итоги самостоятельной оценки (самооценки) деятельности коммерческой компании и ее основных подразделений, выявление перспектив совершенствования структуры, технологии, оснащения и условий труда;

проведение прикладных социологических исследований по наиболее сложным проблемам развития организации и направлениям решения комплексных социально-экономических задач.

Результаты прогнозирования оказывают определенное влияние на выбор вариантов управленческих решений, а также позволяют руководству заблаговременно предусмотреть меры по локализации, смягчению или устранению негативных социально-экономических последствий. В качестве основных мер по стабилизации поведения работников и всего трудового коллектива могут предусматриваться:

переподготовка специалистов для работы по новым технологиям как силами самой коммерческой компании, так и путем обучения в специализированных учебных заведениях или направления на стажировку за рубеж;

создание новых рабочих мест для высвобождаемых работников, освоение: новых сегментов рынка, взаимодействие со службой занятости по трудоустройству увольняемых при массовом сокращении;

комплексное размещение специализированных производств, обеспечивающих максимально полное использование трудовых ресурсов территории, независимо от пола и возраста;

учреждающее развитие объектов социальной сферы при развертывании производств на территории или же применение вахтового методы работы при временном освоении природных ресурсов в регионах с неблагоприятными условиями для постоянного проживания семей;

забота о создании нормальных бытовых условий на производстве, обеспечивающих долговременную работоспособность персонала и исключение травматизма.

Устойчивое положение на рынке, удержание постоянных покупателей и расширение деятельности коммерческой компании в занимаемых сегментах способны обеспечить:

своевременная модификация существующих или разработка новых товаров, отвечающих потребностям и запросам потенциальных потребителей, а также соответствующих современному уровню научно-технического прогресса;

непрерывное повышение качества продукции и услуг, создание необходимой сети гарантийного обслуживания и ремонта изделий, замена бракованных изделий по первому требованию покупателей;

расширение сбытовой сети, заключение дилерских договорных отношений, создание филиалов или дочерних компаний на территориях с постоянным и значительным спросом на товары;

развертывание фирменной торговли за счет создания собственной сети магазинов с высоким качеством обслуживания и требуемым перечнем услуг;

освоение производства по индивидуальным заказам потребителей за счет поддержания резерва производственных мощностей и быстрой переналадки оборудования для выпуска продукции высокого качества и повышенной сложности в соответствии с рыночным спросом.

Создание и поддержание имиджа коммерческой компании на рынке продукции, работ и услуг предполагает последовательную работу руководства с представителями административных органов и широкой общественностью в направлениях:

устранение допущенных нарушений законодательства и проведение превентивных мер по их профилактике в целях сокращения штрафных санкций и завоевания доверия властей и общественности;

строгий отбор деловых партнеров с учетом не только их положения на рынке, но и общественной репутации, поддержание долговременных договорных отношений с проверенными фирмами;

вложения финансовых средств в освоение экологически чистых технологий производства, строительство очистных сооружений и монтаж современного малогабаритного очистного оборудования;

переход к ресурсосберегающим технологиям, сокращение отходов производства за счет использования вторичных ресурсов и глубокой переработки сырья;

активизация спонсорской и благотворительной деятельности в общественно значимых сферах, участие в озеленении и обустройстве территории, поддержание деловых взаимовыгодных контактов с представителями власти и общественных организаций.

Действительность мер руководства по прогнозированию социальных последствий управленческих решений и устранению возможных негативных социально-экономических явлений повышается при активной работе специалиста по связям с общественностью, который заблаговременно выявляет слабые стороны коммерческой компании и помогает найти нужные компромиссы между разумными, но необходимыми затратами и требуемыми результатами деятельности коллектива.

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Взаимосвязь явлений в обществе и менеджменте.

2. Основные задачи прогнозирования в социальном менеджменте.

3. Характеристика методов социального прогнозирования.

4. Социальные факторы прогнозирования в условиях рынка.

5. Рыночные опасности и угрозы для коммерческой компании.

6. Организационные меры создания цивилизованной рыночный среды коммерческой компании.

7. Факторы оценки поведения трудового коллектива.

8. Меры по стабилизации трудового коллектива.

9. Способы сохранения позиций коммерческой компании на рынке и удержания партнерских связей.

10. Меры создания и поддержания имиджа коммерческой компании на рынке продукции, работ и услуг.


Наши рекомендации