Подходы и методы решения основных экономических проблем в различных экономических системах.

Виды цен.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии

с обслуживаемой сферой товарного обращения. В зависимости от этого признака цены подразделяются на:

- оптовые цены на продукцию промышленности (цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота). Подразделяются на 2 подвида: 1-оптовая цена предприятия (отпускная цена), 2-оптовая цена промышленности;

- цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен: 1-сметная стоимость, 2-прейскурантная цена, 3-договорная цена;

- Закупочные цены на с/х продукцию - цены (оптовые), по которым реализуется с/х продукция с/х предприятиями, фермерами и населением. Закупочные цены - договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения;

- Тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемаятранспортными организациями с отправителей грузов и населения;

- Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными. По этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве;

- Цена на бытовые и коммунальные услуги - это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами;

- Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами: 1-отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами, 2-находятся в зависимости от цен мировых рынков. Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и импорте;

- Цены, используемые в учете и статистике.

Классификация цен в зависимости от территории действия.

- Цены единые или поясные устанавливаются и регулируются государственными органами;

- Цены региональные (зональные, местные и т.д.) регулируются региональными органами власти и управления.

Классификация цен в зависимости от порядка возмещенияпотребителем расходов по доставке грузов.

- Цена в месте производства продукции;

- Единая цена с включением расходов по доставке;

- Зональные цены;

- Цены, определяемые на основе базисного пункта.

По степени свободы цен от воздействия государства при их определении.

- Свободные цены - свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов;

- Регулируемые цены - складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формированииопределенное воздействие гос. органов;

- Фиксированные цены -прямо устанавливаются государством.

Также существуют классификация цен в зависимости от степени новизны товара и др.

Регулирование цен.

Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики разных стран. Гос. регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены т.о., чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.

Различают методы прямого и косвенного регулирования цен.

Методы прямого регулирования цен:

- Административное установление цен;

- "Замораживание" цен;

- Установление предельного уровня цен;

- Регламентация уровня рентабельности;

- Установление нормативов для определения цен;

- Декларирование и др.

Методы косвенного регулирования цен:

- Налогообложение;

- Регулирование денежного обращения;

- Оплата труда;

- Кредитная политика;

- Регулирование гос. расходов;

- Установление норм амортизации и др.

Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством. Государственное регулирование цен изменяется в зависимости от состояния экономики. В странах с динамчной, сбалансированной рыночной экономикой цены регулируются в меньшей степени , чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера гос. регулирования сокращается и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.

14. Механизм ценообразования (рыночный и затратный). Равновесная цена.

Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Равновесная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. Равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда кол-во товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их кол-ву, которое производители предлагают на рынке

Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. Но рыночное равновесие это всегда такое состояние рынка, когда Qd = Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия. Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение.

Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.

Различают индивидуальные затраты(все элементы затрат отдельного производства на производство данного объема продукции), общественные затраты, затраты производства и альтернативные затраты. Многие авторы связывают эти два вида затрат с соответственно бухгалтерским и экономическим подходами к их определению. При бухгалтерском и экономическом подходах по-разному определяется прибыль предприятия. В 1-м случае в виде разницы между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью, во 2-м – в качестве прибыли рассматривается лишь та ее часть, которая превышает нормативную эффективность используемых ресурсов. Величины бухгалтерской и экономической прибыли обычно не совпадают. В микроэкономике принято считать, что в состоянии равновесия экономическая прибыль равна нулю.

Также существуют явные и неявные затраты. Явные – это реальные расходы на оплату использованных в производстве ресурсов. Неявные – собственные ресурсы фирмы, которые находятся в ее распоряжении.

15. Рынок совершенной конкуренции и его характерные черты. Совершенная конкуренция- это соперничество многочисленных продавцов и покупателей за наивыгоднейшую для себя куплю-продажу товаров на доступном для всех рынке.

Она характеризуется определенными признаками:

1. Число продавцов, представляющих различные формы производителей. Их очень много.

2. Тип продукции. Каждый продавец предлагает стандартную однородную продукцию многочисленным покупателям.

3. Контроль над ценой. Ни один производитель не может оказать заметного влияния на изменение цены.

4. Условия вступления в отрасль. Каждый предприниматель может свободно перепрофилировать свое производство на выпуск любого другого товара.

5. Доступ к информации. Любой продавец или производитель имеет равный доступ к информации об уровне цен, технологии производства однородной продукции и др.

Если на рынке отсутствует хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, то такая конкуренция считается несовершенной.

Классическая теория

Представители классического направления - Д.Рикардо, А. Смит, А. Маршалл, А. Пигу и др. В основе этой модели лежит закон рынков Ж.-Б. Сэя: предложение товаров создает свой собственный спрос, т.е.произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный ценности всех созданных товаров, следовательно , достаточен для ее полной реализации. Далее разработалась теория макроэкономического равновесия, объясняющая автоматическое обеспечение равенства доходов и расходов при полной занятости.Исходным моментом этой теории является анализ таких категорий как процентная ставка, заработная плата, уровень цен в стране. Эти ключевые переменные в представлении классиков являются гибкими величинами и обеспечивают равновесие на рынке товаров, труда и денежном рынке. Ставка процента уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; гибкая заработная плата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда; гибкие цены обеспечивают "расчищение'' рынка, так что длительное перепроизводство ( или недопроизводство) оказывается невозможным; увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке товаров и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные величины (номинальные ВВП, заработная плата, абсолютный уровень цен в стране).

Т.о., рыночный механизм в теории классиков сам по себе способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики, и вмешательство государства оказывается ненужным.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического неравновесия, известным под названием Великой депрессии. Классическая теория оказалась неспособной дать адекватное объяснение происходящим кризисным процессам. Дать такое объяснение стремился Дж. М Кейнс.

Кейнсианская модель

Теория построена на допущении о фиксированных ценах. Она рассматривает экономику в краткосрочном периоде. На этом временном отрезке цены и заработная плата негибки, в частности из-за трудовых коллективных договоров о зарплате, которые не пересматриваются каждый месяц. А зарплата - важнейший элемент издержек производства. Следовательно, при жесткости зарплаты и цен на продукцию фирм общий уровень цен остается неизменным.

Согласно кейнсианскому подходу, экономика, находящаяся в депрессивном состоянии, с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального ВВП, но без повышения цен в стране.

Основные положения:

1)Кейнс, в отличии от классиков, выдвинул предположение о том, что не совокупное предложение определяет совокупный спрос, а наоборот, совокупный спрос определяет уровень экономической активности, т.е. максимально возможный уровень выпуска продукции и, соответственно, занятости. 2) Кейнс предполагал, что заработная плата и цены не обладают совершенной гибкостью. 3)Процентная ставка не уравнивает объемы инвестиций и сбережений. 4)Полная занятость не достигается в экономике автоматически, и это дает основания для государственного вмешательства в экономические процессы.

Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких категорий как функции потребления и сбережения. И потребление и сбережение являются по кейнсу функцией дохода. Кейнс выдвинул предположение : психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход. А если так, то часть созданной продукции не сможет быть реализована, предприниматели понесут убытки и будут сворачивать объем производства.

19.Основные цели и формы воздействия государства на рыночный механизм.Роль государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории.Дело в том ,что исходный пункт становления рыночной экономики – её освобождение от удушающих пут государства.Однако с 30 –х гг.20 в.(со времени Великой депрессии)рыночная экономика(из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия социальной эффективности.Основной механизм экономического вмешательства государства – налоги, правительственные закупки,трансферные платежи (перераспределение части налоговых доходов государства в пользу определенных социальных групп). Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы.Поэтому рыночная экономика более,чем любая иная ,нуждается в регулировании.Роль регулирующего центра может выполнить только государство («правительство») – институт,представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения.Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели: - минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов; - создание правовых,финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; - обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества,положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. Для достижения названных целей государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику. 1) Правовое регулирование(антимонопольное законодательство и дефляционная политика(стабилизация уровня цен)) 2)Финансовое регулирование (налоги, инвестиции,дотации,кредиты,ставки учетного процента,льготы, регулирование цен,

финансирование науки) 3) Государственное предпренимательство (аренда принадлежащих государству природных и производственных ресурсов,коммерциализация деятельности государственных предприятий) 4) Социальное регулирование(гарантия минимума заработной платы,обеспечение занятости,индексация фиксированных доходов)

20. Государственное регулирование макроэкономических процессов. Дерегулирование, сущность, необходимость, основные формы.Гос. регулирование производства материальных благ, состоит в воздействии государства на целесообразное развитие тех или иных отраслей экономики, в выделении инвестиции в инфраструктуру на поддержку предпринимательства, на создание гарантированного рынка сбыта.

Эти меры государства вместе с рыночным саморегулированием образует более широкое понятие, каким является экономическая функция государства и регулирование макроэкономических процессов. Основным механизмом государственного регулирования экономики выступает программирование экономики. Оно представляет единую программу, предусматривающую меры по воздействию на экономическое равновесие страны, формирование благоприятной конъюнктуры, укреплению конкурентоспособности своих товаров и усилению позиций товаропроизводителей на мировом рынке. Гос. программирование в странах Запада стало применятся в 40-х – 50-х гг. 20 века. Первоначально оно носило или отраслевой или региональный характер, но постепенно программирование расширилось. Охватило экономику всей страны и принесло характер национального программирования.

Принципы программирования:

1. Чёткое разграничение макро и микро уровней в экономическом процессе.

2. Сосредоточение регулирования на глобальные проблемы, научно-технические, социальное развитие страны.

3. Выработка установок на приоритетность развития отдельных отраслей, звеньев и т.д.

Важное место в системе гос. регулирования занимает социальный блок. В связи с этим государство выступает как гарант соц. защиты

населения, ибо конечный результат развития производства, его соц. итог - богатство и полнота человеческой жизни.

Дерегулирование: государственная собственность, её рост, гос. предпринимательство и активное программирование экономики стали в определённой мере тормозить успешное решение соц-экономических задач.

В этих условиях началось постепенное свёртывание гос. вмешательства в экономику, т.е. ослабление гос. программирования, предпринимательской деятельности и этот процесс получил название дерегулирование.

Оно имеет множество направлений:

1. Либерализация цен.

2. Либерализация условий вступления в рынок новых конкурентов, активизация условий и продаж.

3. Приватизация собственности.

Кредит и его формы.

Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме (денежный капитал), предо­ставляемый в ссуду его собственниками на ус­ловиях возвратности за плату в виде процента. Движение этого ка­питала называется кредитом. Важнейшими источниками ссудного капитала служат:

1) денежные средства, предназначенные для восстановления ос­новного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимо­сти по частям на создаваемые товары в виде амортизации;

2) часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и покупки сырья, топлива и материалов, необходимых для продолже­ния процесса производства;

3) капитал» временно свободный в промежутках между поступле­нием денежных средств от реализации товаров и выплатой заработ­ной платы;

4) предназначенная для капитализации стоимость, накапливаемая при расширенном воспроизводстве до определенной величины, зави­сящей от масштабов предприятий и их технического уровня;

5) денежные доходы и сбережения частных лиц, включая все обще­ственные слои населения. Так, для приобретения товаров длительно­го пользования и жилья люди откладывают деньги, которые аккуму­лируются на счетах в банках и сберкассах. Источником ссудного капитала являются и денежные накопления государства.

Бездействие денежных средств противоречит природе рыночной экономики. Кредит разрешает это противоре­чие. Он выступает в двух основных формах: коммерче­ского и банковского кредита. Они различаются по составу участни­ков, объектам ссуд, динамике, величине процента, сфере функцио­нирования. Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита служит вексель.

Цель коммерческого кредита — ускорить реализацию товаров и заключенной в них прибыли. Процент по нему, входящий в цену товара и в сумму векселя, ниже, чем по банковскому кредиту, цель которого — получение прибыли по ссудам (займам, кредитам). Раз­меры этого кредита ограничены величиной резервных (свободных) капиталов, имеющихся у предпринимателей.

Банковский кредит предоставляется владельцами денежных средств, банками, специальными кредитными учреждениями заем­щикам в виде денежных ссуд. Объект банковского кредита — денеж­ный капитал.

Банковский кредит носит двойственный характер, выступая то как ссуда капитала, когда заемщики используют его для увеличения объема функционирующего капитала, то в виде ссуды денег — пла­тежных средств, необходимых для погашения долговых обяза­тельств.

Общность обеих форм кредита обусловлена тем, что основой кре­дитной системы является коммерческий кредит, так как он непосред­ственно обслуживает движение товаров из сферы производства в сферу потребления — производственного и личного.

Для современной рыночной экономики характерно переплетение коммерческого и банковского кредита. Это проявляется при кредито­вании не только предприятий, но и потребителей.

Потребительский кредит, как правило, предоставляется тор­говыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением то­варов и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования.

Под ипотечным кредитом понимается ссуда под залог недви­жимости. Она выдается на приобретение, строительство жилья, покупку земли, т.е. имеет долгосрочный характер. Ипотечный кредит считается одним из наиболее «надежных» для кредитора. Межбанковский кредит — это такая форма кредита, при ко­торой и заемщиком, и кредитором выступают банки.

Межхозяйственный кредит сходен с коммерческим кредитом, но не имеет товарной основы: подразумевает предоставление де­нежных средств взаймы различными хозяйствующими субъек­тами.

Государственный кредит следует подразделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов (раз­мещая государственные ценные бумаги на финансовом рынке) для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.

Международный кредит отражает движение ссудного капита­ла в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений, связанное с предоставлением валютных и товар­ных ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные фирмы, банки, государственные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

Жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаимодействием с разнообразными фирмами. Фирмы нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности фирм сказываются на природной среде, в которой мы живем.

Фирма- это организация, производящая блага для продажи. Точнее говоря, фирма-огранизация, обладает следующими признаками:

1) Она создана для производства товаров или услуг;

2) Она покупает или арендует факторы производства благ;

3) Свои товары или услуги она продает индивидуальным покупателям, другим фирмам или иным организациям;

4) Ее владельцы хотят получать доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли.

Если хозяйственная организация отвечает всем этим признакам, то, чем бы она ни занималась - производством самолетов, строительством домов или продажей цветов, - перед нами фирма.

С точки зрения покупателя, фирмы нужны для того, чтобы поставить на рынок пользующиеся спросом блага, т.е. фирма, которая производит то, на что нет спроса, с точки зрения покупателя, просто бессмысленна. Впрочем, невозможность сбыть товар и получить доход неизбежно делает деятельность такой фирмы бессмысленной и для ее владельцев.

С точки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды. Но добиться успеха на рынке фирм не всем предпринимателем удается. Большинство предпринимательских начинаний (около 80%) оканчиваются неудачей, и люди не только становятся богаче, но и теряют почти все свои сбережения, вложенные в создание фирмы.

Успех приходит к тем, кто не только хочет быть предпринимателем, но и обладает предпринимательским талантом. Этот талант заключается прежде всего в умении успешно решать задачи, которые встают перед любой фирмой:

1) Какие товары или услуги производить;

2) В каком объеме производить;

3) Какую технологию использовать для производства;

4) Какие факторы производства (ресурсы ) приобретать для производства и в каком объеме;

5) Как лучше организовать работу персонала и производственный процесс;

6) Как оплачивать труд персонала, чтобы люди работали наиболее производительно;

7) Как продвигать свои товары на рынок;

8) По какой цене предлагать товары к продаже

Если владелец фирмы или нанятые им управляющие решают эти задачи успешно, то фирма получает выручку от продаж, достаточно не только для покрытия всех своих затрат, но и для получения ее владельцам прибыли.

С точки зрения экономиста, фирмы возникают потому, что они, соединяя факторы производства решают задачи производства более рационально. Чем отдельный человек.

Кроме того производство некоторых благ вообще осуществимо только с помощью фирм, которые способны построить и эксплуатировать крупные предприятия. Без фирм невозможно представить организацию производства такой сложной продукции, как самолеты, корабли, автомобили.

Фирма, как имущественный компонент, включает:

1. недвижимое имущество;

2. фирменный товарный знак;

3. права на интеллектуальную собственность;

4. оборотные средства;

5. обязательства (дебиторская и кредиторская задолженность).

Перечисленные элементы имущества представляют собой активы фирмы. Источниками, за счет которых формируются активы, могут быть собственные средства (учредительный фонд и прибыль) и заемные средства (кредиты банков, других предприятий и т.п.). Состояния имущества фирмы отражается в балансе, который имеет форму двусторонней таблицы. В активе баланса отражаются виды имущества, в пассиве – источники.

Активы бывают:

1) внеоборотные

2) оборотные

Можно различать фирмы по следующим классификационным признакам:

1) по масштабам деятельности

· крупные

· средние

· малые (Существует специальная законодательно оговоренная численность работников в различных областях деятельности, которая дает право на льготы для малых предприятий)

2) по форме собственности

· государственные

· муниципальные

· частные

3) по форме деятельности

· индивидуальные

· коллективные

4) по виду деятельности

· по отраслям национальной экономики (туристические, железнодорожные, медицинские и т.п.)

5) по принадлежности стране

· национальные

· транснациональные

· совместные

6) по функциональной принадлежности

· коммерческие (целью деятельности является получение прибыли)

· некоммерческие (целью деятельности является решение других задач, например пенсионный фонд)

7) по организационно-правовым формам

· товарищества

· общества

предприятия

Экономические функции фирмы:

1. Определение и удовлетворение нужд потребителя.

Первая и важнейшая функция фирмы, определить, что нужно производить, т.е. понять, чего хочет потребитель и что сможет оплатить. Те фирмы, которые производят предметы первой необходимости, находятся в лучшем положении: спрос на их продукцию будет всегда. Компании, занятые в производстве предметов роскоши, престижных товаров, зависят от колебаний моды и вкусов людей.

В центре фирмы - всегда предприниматель. Предприниматель- это человек который не боится нововведений и обладает даром предвидеть, сможет ли тот или иной новый продукт, новая технология или новый материал иметь успех на рынке товаров.

2. Организация производства.

Вторая важнейшая функция фирмы. Это, пожалуй, наиболее трудоемкая и сложная функция. От того, насколько эффективно работает компания, во многом зависит, добьется ли она успеха или нет. Ее эффективность, например, зависит от того, какой набор производственных факторов – труда, земли и капитала - она привлекает, чтобы произвести необходимый объем продукции.

3. Распределение дохода.

В ходе постоянного кругооборота экономической жизни фирма распределяет получаемый доход. Деньги, вырученные, скажем, от продажи зерна, идут на оплату труда занятых на ферме рабочих, на оплату удобрений, тракторов и т.д. Если фермеры испытывают трудности, это немедленно сказывается и на их «смежниках»

Фирмы не только решают что производить и как, они также фактически принимают решения о распределении покупательной силы в обществе. Это их третья функция.

Важно учесть, что, когда мы говорим для кого, то не имеем в виду, что фирма определяет, кто будет покупать ее продукцию. Решает сам потребитель на основе своего суверенного права. От фирмы зависит другое.

Она должна решить, сколько будет уплачено поставщики сырья и оборудования, а это, соответственно, определяет и то, насколько возрастет их покупательная способность. От фирмы зависят и решения: какую заработную плату выплачивать своим рабочим, что определяет и платежеспособный спрос населения в целом. В рыночной экономике ответ на вопрос « для кого производят товары?» в конечном итоге зависит от того какие группы населения платежеспособны.

4. Инвестиции в реальный капитал.

Четвертый функцией фирмы является увеличение основных фондов или реального капитала экономики - зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов, т.е. всего того, с чьей помощью производятся товары и услуги. Инвестиции в реальный капитал - важная экономическая функция, потому что она делает возможным расширение и модернизацию производства.

Бизнес-план – стандартный документ, в котором содержится ответ на вопрос о целесообразности создания нового бизнеса. Большинство разделов бизнес-плана носят описательный характер.

Табличные формы в бизнес-плане необходимы для подтверждения планов на несколько периодов, которые последуют после начала нового бизнеса. Для обоснованности планов в таблицах представляют ретроспективные данные о предыдущих планах. В теории считается, что для крупных предприятий бизнес-план должен быть составлен на 2-3 года.

В условиях неопределенности российской экономики можно считать возможным и достаточным горизонт планирования 1 год (2-й год справочно).

Технология составления бизнес-плана определяется содержанием входящих в него разделов:

1. Резюме (краткая идея нового бизнеса)

2. Виды продукции и услуг, источники получения дохода, формирование выручки за реализованную продукцию, схема или принципиальный чертеж предполагаемой продукции и т.д.

3. Конкуренция (описываются основные конкуренты и конкурентные преимущества организуемой фирмы по сравнению с действующими)

4. План маркетинга (включает описание тарифной и целевой политики, методы формирования цен конкурентов, описание способов распространения товара, его продажа, стимулирование продаж – собственная торговая сеть, посредники, агенты; здесь также отражаются вопросы рекламы, стимулирование сбыта, скидки)

5. План производства (включает описание технологии организуемого производства, характеристику оборудования, которое должно быть закуплено, описание исходного материала и сырья, если они требуются, возможных поставщиков, желательно в нескольких вариантах для одного материала)

6. Организационный план (включает схему управления организуемым предприятием с наименованием его отделов, перечнем требуемых специалистов, указанием их оплаты и условиями найма – постоянна работа, по договору, агенты, почасовая работа)

7. Правовое обеспечение (обосновывается организационно-правовая форма ведения бизнеса, указываются основные учредители и распределение их участия в решении спорных вопросов и в прибыли от планируемого бизнеса; приводится перечень рецензий, которые должны быть получены, имеются у учредителей; описываются вопросы защиты авторских прав и интеллектуальной собственности)

8. Страхование

Системы оплаты труда

Реформа системы оплаты труда предоставляет самостоятельность предприятиям при выборе принципов вознаграждения работников, стимулирующих их к высокой производительности и эффективности труда. В конструировании отечественных систем заработной платы целесообразно использовать опыт зарубежных предпринимателей, широко применяющих следующие системы оплаты труда:

• гарантирующую минимальную заработную плату (тарифную ставку) даже при недостижении работником установленного уровня производительности труда;

• изменяющуюся заработную плату в пределах от минимальной до максимальной в пропорциях, зависящих от достигнутого уровня производительности труда;

• систему участия работников в прибылях и создании рабочей собственности

Прожиточный минимум.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Для отнесения определенных категорий населения в число имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие порог бедности. Сама бедность измеряется с помощью прожиточного минимума. Он выражается в двух видах: социальный и физиологический. Социальный минимум, помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода, практически без приобретения одежды, обуви и др. непродовольственных товаров.

Предпринимательство.

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые им функции: предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения; предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела; предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса. Предпринимательство может осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Первая означает осуществление ее гражданами, т.е. физическими лицами, гражданами, которые “свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора”. Вторая форма предпринимательства - коллективная- предполагает границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется уже на основе и в пределах тех задач и полномочий, которые отражены в учредительских документах и уставе соответствующих форм предприятий.

Собственность.

Собственность - отношения между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающаяся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом. Собственность характеризует принадлежность объекта определенному субъекту. Собственник - активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности, олицетворять, реализовывать практически право собственности могут только люди. Объект собственности – пассивная сторона отношения собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, в какой-то степени принадлежащая субъектам.

Формы предприятия.

Предприятие - обособленный технико-экономический социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ. Главный признак – совокупность работников, объединенных общим процессом труда. В зависимости от размеров предприятия подразделяются на крупные, средние и мелкие. Чаще всего размер предприятия определяется через численность занятых на нем работников. Подход к распределению предприятий по размерам может быть различным. Крупные предприятия обладают целым рядом преимуществ: возможность разделения труда внутри предприятия (разделение труда в рамках предприятия уступает мощным фактором повышения его производительности); могут приобретать ресурсы в объемах, предоставляющих право на оптовые скидки; способны вкладывать средства в научно – исследовательские и опытно – конструкторские программы, дающие возможность уменьшить издержки и повысить качество. Но могут возникать и отрицательные последстви

Наши рекомендации