Рейтинг стран по уровню оплаты труда (в евро)
№ п/п | Страны мира | МРОТ в час | МРОТ в месяц | Оплата в национальной валюте |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. | Швейцария Люксембург Ирландия Бельгия Франция Великобритания США Израиль Греция Казахстан Мальта Испания Словения Португалия Польша Турция Чехия Словакия Венгрия Эстония Латвия Литва Румыния Россия Болгария Украина Белоруссия | 8,69 7,55 7,48 8,03 7,36 7,25 4,30 3,35 3,78 3,03 2,62 1,39 1,58 1,00 1,32 0,99 1,60 0,92 0,52 0,72 0,47 0,64 0,54 | 1682, 76 1499,33 1440,67 1343,77 90,35 634,75 633,3 307,7 106,82 90,58 | 2200 швейцарских франков 1005,33 фунтов стерлингов 1305 долларов США 4100 шекелей 17439 тенге 1317 злотых 760 лир 8000 крон 4350 крон 180 лат 800 лит 600 леев 5205 рублей 240 левов 1094 гривен 1 000 000 белорусских рублей |
В современных условиях высоких темпов научно-технического прогресса и массового развития высокотехнологичного производства усилиями американских ученых разработана концепция человеческого капитала [6, с. 65].
Сущность концепции заключается в экономической целесообразности инвестиций в развитие человека, которые при высокой производительности общественного труда на основе внедрения высоких технологий из издержек превращаются в прибыль.
В соответствии с международно признанной концепцией человеческого капитала необходимо увеличивать расходы на систему образования и последовательно повышать оплату труда в российских бюджетных организациях с одновременным сокращением численности как производственного, так и особенно управленческого персонала, что может способствовать росту производительности общественного труда специалистов высокой квалификации до уровня экономически развитых стран мира.
В-четвертых, низкая оплата труда естественно порождает отсутствие заинтересованности работников бюджетных организаций в добросовестном и напряженном труде, которое проявляется, прежде всего, в жесткой регламентации начала и окончания рабочего дня, а также в недостаточно рациональном использование рабочего времени в виде частых "чаепитиях".
В целях снижения общей численности персонала в бюджетных организациях желательно применять японский метод бригадной организации труда на основе освоения смежных профессий и взаимозаменяемости работников, совмещения должностей с ростом оплаты труда. Однако внедрению такого опыта в практику бюджетных организаций невольно или же осознанно препятствуют органы власти, устанавливая минимальные надбавки за совмещение должностей в пределах около 20% базового оклада.
В-пятых, результативность деятельности организаций на бюджетные средства лишь косвенно отражается на благополучии общественного развития. Поэтому работникам этих организаций в своем большинстве характерным становится групповой эгоизм и забота о создании комфортных условий своего труда, не считаясь с экономическим положением основной части населения страны. В качестве компенсации низкого уровня оплаты труда в полном объеме используются возможности социального пакета, а иногда дополнительные льготы и привилегии, распределение которых находится в ведении руководителей бюджетной сферы.
Преодолению группового эгоизма может способствовать также общественный контроль за ограничением расходов на строительство административных зданий и оформление служебных помещений, приобретение (лизинг) престижных импортных автомобилей для руководства. Подавляющее число субъектов федерации являются дотационными, но каждый из их имеет право и стремится создать представительства в других регионах.
В-шестых, проявляется склонность руководства к кумовству и фаворитизму при комплектовании административного аппарата. В частности на должности заместителей и других аппаратных специалистов, которые в меньшей степени ответственны за последствия принимаемых решений по сравнению с линейными руководителями, нередко назначаются лица не столько по уровню профессиональной пригодности, сколько по родственным или признакам личной преданности руководителю.
Мерами противодействия отклонениям от подбора кадров по деловым и моральным качествам может стать создание службы управления персоналом во главе с волевым ее руководителем на уровне заместителя генерального директора, что реально для крупной бюджетной организации. В то же время многое зависит от контроля учредителей за результатами деятельности организации, так как формирование руководящего состава по признакам личной преданности руководителю рано или поздно отражается на количестве и качестве продукции, работ и услуг.
В-седьмых, в любой бюджетной организации недостаточно ресурсов, так как социальные потребности практически всегда превышают наличие сил и средств. С другой стороны управленческие решения принимаются путем оценки различных, подчас противоречивых факторов и являются компромиссом при поиске более лучшего решения. Поэтому в бюджетной сфере так важно исключить расточительное использование выделяемых ресурсов, которое может произойти от неумышленной ошибки, халатности руководителей или их злонамеренных корыстных действий.
Способами экономного расходования выделяемых бюджетных средств могут быть рациональное сочетание долгосрочного, оперативного и текущего планирования работы сил и средств; резервирование ресурсов на случай непредвиденных ситуаций; моделирование производственных процессов и реализация задач на ЭВМ; сравнение нескольких вариантов действий и выбор из них лучшего (оптимального) варианта; меры по снижению потерь продукции в процессе производства, транспортировки и хранения.
В-восьмых, одним из негативных последствий влияния рыночных отношений на функционирование бюджетных организаций следует признать стремление их руководства к избыточному росту объемов оказания платных услуг населению. К этому нередко их подталкивают органы власти путем регулярной оценки способов и размеров "заработанных средств".
Существующее рыночное законодательство предусматривает возможность оказания бюджетными организациями платных услуг населению, что следует признать вполне рациональным как с точки зрения удовлетворения потребностей населения, так и использования ресурсов.
Наиболее широкую практику получили платные услуги бюджетных образовательных учреждений, которые кроме выполнения планового бюджетного заказа на подготовку кадровых ресурсов, имеют право осуществлять дополнительный набор обучаемых на платной основе, что позволяет в полном объеме загрузить преподавательский состав учебной работой.
Наличие обучаемых на бюджетной и платной основе позволяет также руководству осуществлять широкий маневр путем отчисления слабо успевающих с бюджетных мест и замещения лучшими обучаемыми за плату, что может способствовать стимулированию старания в учебе всех обучаемых.
Возможность обучения на бюджетной и платной основе в одном учебном заведении фактически создает конкурентную среду в сфере образования, что побуждает повышать качество образовательных услуг без завышения его стоимости.
Бюджетные учреждения здравоохранения зачастую оснащаются высокопроизводительным диагностическим, лечебным и профилактическим оборудованием, которое не в полном объеме загружено работой и нередко может простаивать, что приводит не столько к физическому износу, сколько к его моральному устареванию. В свободное время специалисты лечебно-профилактических учреждений могут также оказывать квалифицированные платные услуги населению.
При оказании бюджетными организациями платных услуг населению установлены два ограничения: такие услуги должны оказываться без ущерба для основной деятельности, организации должны оказывать услуги без права получения прибыли, а доходы от оказания платных услуг могут направляться только на улучшение материально-технического оснащения организаций и на дополнительную оплату труда персонала.
Накопленный опыт показал стремление работников бюджетных учреждений здравоохранения к расширению объема платных услуг, что нередко приводит к появлению дефицита как лекарственных средств, так и медицинских материалов. Исключение ущерба для основной деятельности бюджетных организаций возможно за счет контроля учредителями и органами власти качества предоставляемых населению бесплатных услуг и распределения доходов от оказания платных услуг.
В-девятых, практический опыт свидетельствует о нередких попытках руководителей органов власти и бюджетных организаций распространить свободу рыночных отношений на свои действия по распоряжению выделенными им для выполнения социального заказа финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами. Более того в литературе нередко предпринимаются попытки идеализировать предприимчивых региональных и муниципальных руководителей как современных менеджеров. А по существу нецелевое расходование бюджетных средств является административно наказуемым деянием, а иногда и должностным преступлением в зависимости от нанесенного обществу ущерба.
К таким действиям следует относить, прежде всего, необоснованно высокие затраты на административные здания и помещения, создание представительств субъектов федерации с неопределенными целями, выделение в бюджете сумм на повышение имиджа руководителя ("изобретение" бывшего губернатора Сахалина Александра Хорошавина).
Административные меры противодействия нецелевому использованию бюджетных средств должны включать ответственность руководителей на основе результатов общественного контроля и проводимых служебных расследований, оценку и возмещение нанесенного ущерба.
В-десятых, известны случаи превышения полномочий должностными лицами и злоупотребления властью. В бюджетной сфере они относятся к экономическим преступлениям и включают получение взяток за предоставление выгодных государственных и муниципальных заказов, незаконное выделение земельных участков под промышленную или жилищную застройку, завышение цен на их выполнение с последующим (или предварительным) возвратом части суммы организаторам тендера (так называемые "откаты").
В целях профилактики и устранения последствий таких явлений в бюджетной сфере должны проводиться регулярные ведомственные и прокурорские проверки, а также судебное преследование виновных в коррупционных связях и экономических преступлениях.