Цель социально-экономического развития общества

Любое демократическое государство провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью социального государства. При этом высшая цель социально-экономического развития государства состоит в достижении высокого качества жизни населения, в том числе за счет высокой производительности общественного труда и справедливого распределения полученных результатов.

Таким образом, накопленный опыт в экономически развитых странах мира основывается на сочетании двух основных принципов социально-экономического развития:

создание условий для свободного высокопроизводительного труда, максимальная реализация потенциала каждой личности, побуждение частного интереса к трудовой активности с учетом географического и научно-технического преимущества государства;

формирование государством эффективной социальной политики, развитие социальной сферы для обеспечения как трудоспособного, так и нетрудоспособного населения, создание эффективной системы управления социальной защитой людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Благополучие в стране обеспечивается усилиями трудоспособного населения и продуманной социальной политикой властных структур в интересах рационального использования природных, территориальных и интеллектуальных ресурсов. Немаловажным фактором становится также рациональное распределение и перераспределение национального богатства для выравнивания жизненного уровня различных слоев населения.

Следует отметить, что происходит постепенная трансформация взглядов в российском обществе от первичности справедливого распределения благ к поиску способов наращивания экономического потенциала страны с использованием современных достижений научно-технического прогресса и творческой энергии людей. В этом видится основная задача социального управления в условиях рынка.

В то же время признается, что несправедливое распределение собственности и неравномерность жизненного уровня различных слоев населения нередко способны резко снижать трудовую активность людей, могут приводить к росту социальной напряженности и желанию возврата к распределительной парадигме социального развития российского общества.

Современное состояние российского общества весьма противоречиво. С одной стороны, страна обладает выгодным геополитическим расположением, богатейшими природными ресурсами, включая огромные площади пахотной земли, минерально-сырьевой и топливно-энергетический потенциал. С другой стороны, имеет место низкая производительность общественного труда, массовые неиспользуемые земельные площади, «техногенный кризис», связанный с устареванием жилья, техники и оборудования.

В результате качество жизни российского населения в настоящее время заметно уступает показателям в большинстве других развитых стран, не имеющих такого потенциала, но эффективно использующих человеческий фактор социально-экономического развития. Известный специалист в области управления Петер Друкер в Токио в 1969 г. на ХV конгрессе Международного совета по управлению так охарактеризовал значение процесса управления социально-экономическими процессами [40, с. 68]: "Нет богатых и бедных стран, а есть хорошо и плохо управляемые".

Качество жизни населения как ежегодно обновляемый ООН интегральный показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой усредненное значение:

ожидаемой продолжительности жизни (здоровье, качество здравоохранения, питание, экологическая обстановка);

уровень грамотности взрослого населения и совокупная доля учащихся на всех ступенях обучения;

уровень жизни по реальному ВВП на душу населения (среднедушевой доход).

По значению индекса ИРЧП Россия занимает 62 место среди 163 развитых стран мира [67, с. 24], в то время как население шести стран (Норвегия, Исландия, Швеция, Австрия, США и Канада) имеет наиболее высокий уровень благосостояния.

Кроме основных обобщенных показателей на качество жизни определяют и другие факторы, в том числе занятость населения и безработица, уровень заработной платы и теневой экономики, относительные расходы на образование, здравоохранение, науку и культуру, жилищные условия, динамика преступности и социальная напряженность в обществе.

Практически по всем показателям современная Россия уступает многим странам мира и исторически это можно считать вполне обоснованным. Известно, что в 1913 году Россия считалась одной из наиболее динамично развивающихся стран с товарно-денежными (можно считать рыночными) отношениями.

Так в конце 1913 года редактор парижского экономического журнала Эдмонд Тери по заданию французского правительства провел обследование российской экономики. Главный вывод отчета [50, с. 49]: "Если у больших европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 и 1950 годами, как они шли между 1900 и 1912-м, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как политическом, так и в экономическом и финансовом отношении".

Динамичный поступательный характер развития страны к сожалению был прерван трагическими событиями двух кровопролитных войн (Первой мировой и гражданской) и 75-ти летным социальным экспериментом.

Так как Россия вновь вступила на новый (рыночный) путь социально-экономического развития сравнительно недавно, то вполне правомерно следует ожидать, прежде всего, эффективного и творческого использования накопленного передового зарубежного опыта с учетом особенностей российской национальной ментальности.

Наиболее показательным с точки зрения высокого качества жизни населения признан скандинавский опыт, в частности концепция «государства всеобщего благоденствия» [54, с. 365 и 67, с. 51]. Концепция направлена на достижение стабильного экономического роста при низких темпах инфляции и полной занятости на базе смешанной экономики в целях выравнивания жизненного стандарта всего населения.

В Швеции, например, введено понятие «социальный патронаж», реализуемый с помощью государственных гарантий в случае болезни и потери трудоспособности, бесплатное среднее (гимназическое) и высшее образование, помощь в предоставлении муниципального жилья, материальная поддержка семей с детьми.

Финансирование социальных программ предусмотрено за счет нескольких источников: налогообложения физических и юридических лиц, а также государственных средств. Однако некоторые услуги сверх установленных нормативов (социальных стандартов) могут оплачиваться потребителями. Система налогообложения в этих странах носит прогрессивный характер и налоги особенно высоки для тех социальных групп, уровень благополучия которых в меньшей степени зависит от участия государства.

Сфера производства в скандинавских странах полностью принадлежит частному сектору, а государство через свои организационные структуры полностью управляет воспроизводством населения, обеспечивая благосостояние и социальную защиту.

Проводимая в скандинавских странах социально-экономическая политика обеспечивает более равномерное распределение доходов между гражданами, чем это имеет место в других странах. Так, разрыв между доходами 20% богатых и 20% бедных составляет в Норвегии и Финляндии – 3,8 раза, Швеции – 4 раза, Дании – 4,3 раза [29, с. 53]. Для сравнения, к примеру, разрыв в доходах между богами и бедными достигает в Англии – 7,2 раза, в США – 8,5 раза, в России – 10,5 раза, в Аргентине – 18,2 раза.

Таким образом, качество жизни населения напрямую зависит как от уровня развития экономики, так и проводимой государством социально-экономической политики. Между этими двумя показателями постепенно происходит смена акцентов. Так ранее считалось [13, с. 69], что качество жизни населения напрямую зависит от экономических факторов, в частности от темпов экономического роста и покупательной способности "экономического человека" в традиционном для Запада "обществе потребления".

Современные ученые доказывают пагубность сохранения сложившихся представлений и призывают к ограничению темпов экономического роста и отказу от максимизации прибыли, увеличению затрат на сохранение природной среды, сокращению разрыва между богатыми и бедными странами.

В частности, считается опасной ситуация, при которой жители развитых стран, составляющие менее 20% населения Земли, потребляют более 80% природных ресурсов и создают подавляющую часть экологически вредных промышленных отходов, выбросов и стоков. Таким образом, удовлетворение потребностей сегодня не должно осуществляться за счет будущих поколений.

Поэтому качество жизни в каждой стране наряду с величиной среднедушевого дохода должно учитывать характеристики здравоохранения, образования, безопасности, социальных отношений и состояния природной среды. Даже жители экономически развитых стран все более осознают негативные последствия высоких темпов развития экономики, меняют жизненные приоритеты с пониманием, что качество жизни не может определяться только количеством потребляемых материальных благ. В процессе экспертных оценок качества жизни населения по мнению ряда специалистов следует учитывать также социальные отношения и безопасность граждан.

В частности имеет место типичное для населения России ощущение неуверенности в завтрашнем дне и недоверие к власти, а преобладание негативных эмоций нередко является причиной сердечнососудистых заболеваний и высокого уровня смертности. Улучшение социальных отношений в стране напрямую связано с восстановлением норм общественной морали, дифференциацией доходов различных слоев населения, снижением уровня преступности, принятием эффективных мер по борьбе с коррупцией, которая как ржавчина разъедает демократические основы государственного устройства и дискредитирует преимущества рыночных отношений.

В законодательных актах развитых стран давно приняты эффективные меры по борьбе с коррупцией путем введения понятия незаконного обогащения. Если должностное лицо обладает имуществом и активами, происхождение которых оно не в состоянии объяснить легальными источниками доходов, то не обязательно доказывать факты получения взяток. Конечно, понятие незаконного обогащения ограничивает презумпцию невиновности [13, с. 75], однако, учитывая крайнюю опасность коррупции как общественного зла, многие демократические государства пошли на подобные ограничения.

Крайне возмутительны выявленные факты обогащения целого ряда руководителей субъектов Федерации свидетельствуют о целесообразности ратификации Россией международных нормативных актов ООН и Совета Европы, направленных на борьбу с коррупцией, вплоть до конфискации незаконно нажитого имущества и средств, в том числе и у ближайших родственников, на которых нередко оформлено имущество, а чиновник числится крайне бедным.

Таким образом, повышение качества жизни населения в современных условиях может стать национальной российской идеей [13, с. 73], основанной на строительстве социального государства и формировании системы социального управления, которая охватывает все сферы жизни и деятельности, включая создание условий для эффективного развития экономики, реализацию государственной социальной политики, совершенствование духовной сферы общества.

Задачами социального государства всегда были и остаются техническое и технологическое обновление производственной и социальной сферы для обеспечения высокой производительности и качества труда, сокращения доли живого труда и физических усилий людей за счет применения современного оборудования, высокопроизводительного инструмента и новых технологичных материалов.

Конечными результатами социального управления становятся производительность общественного труда и общественная стабильность, эффективная власть и темпы формирования развитого гражданского общества, а также высокое качество жизни населения. Одновременно задачами социального управления становятся также предоставление людям рыночных свобод, активизация творческой активности и стимулирование труда, а также эффективный контроль за результатами социально-экономического развития.

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Положительные качества коллективной организации труда, понятие синергетического эффекта.

2. Опыт полной централизации управления и огосударствления собственности.

3. Причины, меры и последствия перехода России к рыночным отношениям.

4. Способы интеграции России в международное разделение труда.

5. Проблемы приспособления органов власти к рыночным отношениям.

6. Возрастание требований к специалистам по управлению.

7. Понятие среды обитания человека и меры по ее сохранению.

8. Основные принципы социально-экономического развития общества.

9. Показатели качества жизни российского населения.

10. Сущность скандинавского опыта "государства общественного благоденствия".


Наши рекомендации