Источники активности трудового поведения человека
Переход к рыночным отношениям оказал существенное влияние на трудовое поведение различных слоев российского населения. Возможность неограниченной реализации личностного потенциала молодого поколения соседствует с шоковым состоянием людей старшего возраста, которые в советские времена под влиянием идеологических установок добровольно или принудительно добросовестно трудились во имя "светлого будущего" для детей и внуков, а также для себя на старости лет.
Среднее и, особенно, старшее поколение по-прежнему проявляет готовность относительно добросовестно трудиться за умеренное, а по сравнению с западными странами мизерное вознаграждение под влиянием в большей степени инерции мышления и желания служить общественным интересам, а также из-за стремления выжить в непростых условиях периодических кризисных явлений. В минимальных размерах у них как у патриотов пока проявляется оптимизм в надежде на чувство самосохранения нации в условиях нарастающей нестабильности в мировом сообществе.
Многие трудовые коллективы в России с начала ХХI века, особенно использующие традиционные производственные технологии, выживают за счет труда работников пенсионного возраста, а их руководители с ужасом смотрят в будущее, когда "патриоты" не смогут работать, так как им достойной замены фактически пока нет, потому что молодое поколение по своему воспитанию, мировоззрению, ценностной ориентации и трудовому поведению совсем другое.
С момента объявления о переходе страны к рыночным отношениям в трудовую среду влилось целое новое поколение людей, а вместе с ним стали трансформироваться и ценностные ориентации различных слоев российского населения. Процесс формирования системы ценностей непосредственно связан с устойчивыми элементами морального сознания и мировоззрения, он оказывает влияние на нравственные и трудовые аспекты поведения личности [45, с. 122]. Этот процесс предполагает формирование собственного мира ценностей, соотнесенного и органично связанного с общепринятыми в обществе социальными нормами и ценностями.
Значительная часть молодого поколения, которую можно условно назвать теоретиками или идеалистами (Табл. 13.1), не проявляют желания работать в сфере реального производства и стремится к получению высшего образования, преимущественно гуманитарного профиля, в надежде на будущую работу на руководящих должностях.
К сожалению, увлечение гуманитарным образованием, к тому же как и все массовые явления без особого усердия многих студентов, связано трудностями поиска работы по профилю образования в связи с отсутствием практического опыта. Изложенная ситуация в полной мере касается обучения студентов по профилю менеджмент и трудоустройства выпускников.
Теоретикам присуще чувство эйфории в надежде на достижение высокого качества жизни с внедрением западных технологий в образовании и автоматизации производства. Переход страны на двухступенчатую систему высшего образования пока не приносит ожидаемых преимуществ по сравнению с традиционной российской практикой. При слепом копировании американского опыта не учтено требование, что для поступления в магистратуру требуется накопление некоторого опыта практической работы, чтобы изнутри понять, что такое рыночные отношения и управление (менеджмент) в практической жизни.
Сейчас в России магистратура комплектуется преимущественно выпускниками институтов (университетов) сразу после получения степени бакалавра и образование по профилю менеджмент превращается по существу в шестилетнее образование с защитой выпускной работы (магистерской диссертации) на теоретическую тему, так как накопить практического опыта не удалось.
На западе "на магистерские программы обычно поступают люди в возрасте 25-30 лет [39, с. 7], имеющие кроме степени бакалавра не менее двух лет практической работы", а степень магистра свидетельствует не только о получении теоретических знаний, но и практических навыков на основе разбора большого количества управленческих ситуаций, участия в управленческих играх, стажировок в крупных фирмах, за границей.
Таблица 13.1.