Методические указания и советы.
При рассмотрении данной темы следует обратить внимание на основные понятия и определения, сущность и основные черты предпринимательской деятельности. Особенно следует подчеркнуть, что предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности.
Характеристика предпринимательства должна дать возможность выделить ее важнейшие отличительные черты: риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос).
Для лучшего понимания сущности предпринимательства необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с историей его развития. Французский экономист Ж.Б.Сей еще в 1800 г. заметил, что предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности.
Вместе с тем предпринимательство, как и любой вид деятельности должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Если исходить из назначения предпринимательской деятельности, а именно непрерывного поиска нового, постоянного улучшения деятельности предприятия, то, очевидно, что оно не может опираться только на классическую экономическую теорию, которая дает пути оптимизации того, что уже есть, т.е. оно концентрируется на вопросах извлечения максимальной прибыли из наличных ресурсов и достижения равновесия.
В этой связи мы можем разделять точку зрения американского ученого П.Ф.Друкера[1] о том, что теоретической основой предпринимательской деятельности является экономическая теория динамического неравновесия.
Родоначальником этой теории был Й.Шумпетер, который в своей книге «Теория экономического развития» (1912 г.) отказался от традиционной экономической теории и утверждал, что «нормой» здоровой экономики является не равновесие или оптимизация, а динамическое неравновесие, вызванное деятельностью новатора-предпринимателя, которое направлено на создание нового потребительского спроса, на получение чего-то иного, отличного от предыдущего, обеспечивающего качественно более полное удовлетворение потребностей. Правда, последнее не всегда обозначает что-то совершенно новое. Оно, как правило, основывается на уже известной потребительской стоимости (товаре или услуге), но, внедрив новую технологию, повысив отдачу на капиталовложения, предприниматель создаст новый рынок и нового потребителя.
Добиться вышеперечисленного предприниматель может с помощью имеющегося «ресурса», в который он должен «вдохнуть» новую жизнь или найти новый ресурс, который поможет создать новые потребительские стоимости, приводящие в конечном итоге к так называемому созидательному разрушению. Дело в том, что любой ресурс становится полезным только тогда, когда человек отыщет его в природе и наделит его экономической ценностью, то есть может получить из него или создать с его помощью новые товары или услуги.
Отсюда следует, что основным принципом теории динамического неравновесия является инновационность подхода, в результате осуществления которого создается новый ресурс,нарушающий принятый баланс.
Этот инновационный подход следует рассматривать как инновационный процесс, происходящий постоянно и целенаправленно в поиске изменений существующей практики как источника получения социальных и экономических благ.
Несколько подробнее желательно раскрыть виды предпринимательской деятельности в их взаимосвязи и технологиях.
В заключении следует остановиться на особенностях и основных направлениях предпринимательства в социально-культурной сфере и шоу – бизнесе.
Тема 5. Предпринимательство в социально-культурной сфере.
Содержание
- Сущность и основные черты предпринимательской деятельности.
- Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе:
- Производственное предпринимательство и технология его осуществления;
- Коммерческое предпринимательство;
- Финансовое предпринимательство.
- Предпринимательство в социально культурной сфере.
- Основные направления предпринимательства в сфере культуры и шоу-бизнеса.