Государственная регистрация юридических лиц (Харченко)
Действующее законодательство не допускает отказа в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания (п. 1 ст. 51 ГК РФ). Такой подход применяется в большинстве случаев. Он именуется нормативно-явочным порядком регистрации, т.е. для регистрации юридического лица не требуется согласия третьих лиц, в том числе и государственных органов. При регистрации учредительные документы юридического лица должны лишь проверяться на соответствие требованиям действующего законодательства РФ. Но, к сожалению, сейчас регистрирующие органы фактически самоустранились от проверки документов на соответствие нормативным актам.
В ряде случаев государственная регистрация юридического лица проходит по усложненной процедуре. Например, в связи с тем, что создание унитарного предприятия непосредственно связано с наделением его государственным или муниципальным имуществом, требуется соответствующее распоряжение органа государственной власти или местного самоуправления. Поэтому унитарные предприятия создаются не в нормативно-явочном, а в распорядительном порядке. Для создания некоторых юридических лиц необходимо (в противоположность нормативно-явочной регистрации) согласие государственных органов или третьих лиц. Так, кредитная организация регистрируется после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи ей лицензии (разрешения) на совершение банковских операций.
Чтобы не допустить ограничения конкуренции, установлен разрешительный порядок создания коммерческих организаций в результате слияния и присоединения, если суммарная балансовая стоимость активов учредителей превышает 30 млн МРОТ. В этом случае необходимо направить ходатайство в Федеральную антимонопольную службу о даче согласия на создание подобной организации.
Особым участником предпринимательских отношений являются некоммерческие организации, созданные для представления и защиты интересов предпринимателей, ― торгово-промышленные палаты. Их создание также происходит в разрешительном порядке, причем речь идет о получении согласия не только от органа государственной власти (Министерства юстиции РФ), но и от негосударственного объединения — Торгово-промышленной палаты РФ.
В начале 90-х гг. XX в. обсуждалась возможность установления уведомительного порядка создания коммерческих организаций, заимствованного из законодательства некоторых американских штатов, где юридическое лицо считается созданным уже с момента представления документов на регистрацию путем отправки по почте или даже сообщения по телефону. Последующий отказ в регистрации влечет появление юридических лиц de facto, но их статус может быть впоследствии подтвержден судебным решением. Однако в качестве общего порядка в действующем законодательстве закреплена нормативно-явочная регистрация, а уведомительный порядок применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур: внесение в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и представительств и уведомление о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Срок государственной регистрации составляет 5 рабочих дней, полномочия по проведению регистрационных действий принадлежат налоговым органам. Для государственной регистрации юридического лица представляется заявление по унифицированной форме. В нем подтверждается, что представленные на регистрацию учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством, достоверны, а также что соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и проч.). Заявителем при государственной регистрации является физическое лицо, подпись которого на заявлении должна быть нотариально удостоверена. Например, заявителем может быть один из учредителей, руководитель исполнительного органа организации-учредителя, полный товарищ, если создается хозяйственное товарищество.
К заявлению прилагаются решение о создании юридического лица в виде протокола или договора, учредительные документы, выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения, если одним из учредителей является иностранная организация. За регистрационные действия взимается государственная пошлина в размере 2 тыс. руб., а если регистрируются изменения в учредительных документах или ликвидация юридического лица ― в размере 400 руб.(ст. 333 НК РФ).
Правовая основа деятельности юридического лица — его учредительные документы, состав которых различен для разных видов организаций. Организациями, функционирующими на основе одного учредительного документа — устава, являются акционерные общества, производственные кооперативы (артели), государственные и муниципальные унитарные предприятия (уставные организации). Организациями, действующими только на основании учредительного договора, являются хозяйственные
товарищества ― полное товарищество и товарищество на вере (договорные организации). К юридическим лицам, имеющим и устав, и учредительный договор, относятся общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью (уставно-договорные организации).
17. Учредительные документы юридических лиц: виды, содержание. (Ходоренко)
Статья 52 ГК РФ предусматривает обязательный состав учредительных документов юридического лица, предъявляемые к ним требования, а также порядок их изменения.
1. Учредительными документами являются учредительный договор и устав для:
• общества с ограниченной ответственностью;
• общества с дополнительной ответственностью.
2. Учредительным документом является только учредительный договор для:
• полного товарищества;
• объединения юридических лиц.
3. Учредительным документом является только устав для:
• акционерного общества (как закрытого, так и открытого);
• производственного кооператива;
• унитарного предприятия;
Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. Сохранение учредительного договора ООО как учредительного документа на весь период деятельности общества, дает основание полагать, что в ООО нет членства его участников, так как их отношения строятся на основе договора. Иначе говоря, невозможно исключить участника из общества, потому как исключение представляет собой расторжение (прекращение) заключенного им договора без его согласия, что допустимо лишь в исключительных случаях (согласно ст.450 ГК РФ). П. 5. Ст. 9 ФЗ «Об акционерных обществах» предусматривает заключение учредителями акционерного общества договора о создании общества. В момент государственной регистрации АО как юридического лица этот договор прекращает свое действие и не может определять статус юридического лица, созданного с его помощью. Уставы хозяйственных обществ являются локальными нормативными документами, обязательными как для всех участников данных обществ, так и для самих обществ как юридических лиц. Поскольку правоспособность юридического лица реализуется его органами (ст. 53 ГК РФ), устав хозяйственного общества обязателен к исполнению всеми органами общества (общим собранием участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом), исполнительными органами, ревизионной комиссией). Требования к перечню сведений, который должен включать Устав ООО, содержатся в ГК РФ и ст. 12 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Правовые нормы, устанавливающие требования к уставу АО, также содержатся в ГК РФ, а п. 3 ст. 11 ФЗ «Об акционерных обществах» их конкретизирует и содержит отсылку к иным положениям федерального закона. Обязательный перечень сведений, которые должны содержатся в уставах хозяйственных обществ, не является исчерпывающим. Действующее законодательство содержит многочисленные диспозитивные нормы, оставляя возможность участникам обществ урегулировать конкретное содержание той или иной нормы закона или порядка ее осуществления. По поводу информационных сведений в уставах хозяйственных обществ хотелось бы остановиться на следующих моментах. Наименование общества не должно вводить в заблуждение. То есть оно должно, по возможности, отражать предмет деятельности общества и быть понятным для третьих лиц. Место нахождением юридического лица считается место его регистрации, следовательно, в уставе достаточно указать: • «Место нахождение - РФ, Санкт-Петербург». Но сложность в том, что налоговая инспекция будет рассматривать место нахождение юридического лица, как юридический адрес. Поэтому, рекомендуем при регистрации уставов все-таки указывать раскрытое местонахождение, с указанием улицы и дома. Необходимо иметь в виду, что п. 4 «Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности», утвержденного Указом Президента РФ 08.07.94. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ», не допускает требования гарантийных писем и иных документов, подтверждающих местонахождение юридического лица, указанное в учредительных документах (уставе) предприятия. Почтовый адрес в уставе должен быть указан полностью, включая индекс. По общему правилу возможен любой вид деятельности, так как последующие лицензирование это личные проблемы юридического лица. Подводя итог сказанному об основополагающих учредительных документах хозяйственных обществ, в частности об уставе, целесообразно добавить, что право каждого юридического лица - регулировать деятельность своей компании в соответствии с поставленными целями и задачами, которые стоят перед ним. Чем подробнее и точнее будет описана деятельность юридического лица в Уставе, тем удобнее и рациональнее будет ему самому осуществлять свою деятельность
Вопрос 18.Государство и МО как S. (Чепрасов)
Возможность государства и муниципальных образований быть стороной гражд. отношений не обусловливается наличием у них статуса юридического лица.
Сами территории — государство и муниципальные образования вступать в гражданские правоотношения не могут.
Российская Федерация, любой ее субъект представлены многими структурными звеньями, начиная с президентов, глав администрации и др.
Законодательством предусмотрены два варианта возможного участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. Во-первых, от имениРФ и ее субъектов, а также МО могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и ОМС в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Например, Президент РФ и палаты Федерального Собрания РФ могут действовать в гражданско-правовой сферена основе соответствующих положений Конституции РФ.
Все названные органы вступают в двух разных ипостасях: как властные органы государственной власти, субъекты административного права и как субъекты гражданского права — юридические лица, наделенные собственником имуществом на праве оперативного управления. По своим обязательствам они отвечают находящимися в их распоряжении денежными средствами, а при недостаточности последних субсидиарную ответственность несет собственник, т. е. государство.
Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.
Никаких ограничений государственным органам и органам местного самоуправления для участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, не установлено. Важно лишь одно: они могут и должны действовать только в пределах предоставленной им компетенции.
Эти органы обладают специальной правоспособностью. Сделки, заключенные ими с отступлением от установленной компетенции, могут быть признаны недействительными.
Государство и муниципальные образования могут быть наследниками по закону и по завещанию. Обширны договорные и внедоговорные отношения с участием государства и муниципальных образований.
Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны СРФ или казны МО.
Иначе регулируется участие государства и муниципальных образований в предпринимательстве. Постановлением Правительства установлен четкий перечень субъектов государственного сектора экономики. Ими являются государственные унитарные предприятия, в том числе казенные; государственные учреждения; хозяйственные общества, в уставном капитале которых более50% акций (долей) находится в государственной собственности; хозяйственные общества, относящиеся к государственному сектору экономики.
У государства и муниципальных образований выделяются три направления предпринимательской деятельности.Первое — участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций. Различают три вида таких организаций. Это государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Два других вида— казенные предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления. Собственники имущества вправе изъять у них излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество ираспорядиться изъятым по своему усмотрению. Собственникже определяет порядок распределения доходов казенного предприятия. Если учреждению в соответствии с учредительнымидокументами предоставлено право осуществлять приносящуюдоходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Второе направление предпринимательской деятельности — участие в управлении приватизированным государственным и муниципальным имуществом, когда акции созданных на его основеоткрытых акционерных обществ закреплены в государственнойили муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, атакже иные лица, которые осуществляют свою деятельность наосновании положения, утвержденного Правительством РФ.
Третье направление — занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и органов местного самоуправления. Они осуществляют предпринимательство наряду с выполнением других функций. По общему правилу такого рода деятельность им запрещена. Согласно ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчикамитовариществ на вере.
Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования как субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности никаких преимуществ друг перед другом не имеют.
Каждый из них в отдельности, несут ответственность по своим обязательствам. РФ не отвечает по обязательствам СРФ и МО.
Юридические лица, созданные РФ, ее субъектами, МО, не отвечают по их обязательствам.
Взаимодействие
Взаимодействие объединяет формы и методы, где властная сущность государственных органов и органов местного самоуправления не носит административно-обязательного характера или не проявляется вовсе. Опираясь на них, властные органы оказывают помощьпредпринимателям в их работе, создают стимулы для развертывания предпринимательства вглубь и вширь. Предприниматели,в свою очередь, содействуют властным органам в реализацииих функций.
Два правовых фактора играют главенствующую роль в определении взаимодействия. Во-первых, стороны, представляющие игосударство, и предпринимательство, вступают в такие связистрого на добровольных началах как равноправные партнеры.
Государство лишено возможности склонять предпринимателей к взаимодействию с собой путем их принуждения. Единственная основа и побудительный мотив взаимодействия — общие интересы государства и предпринимательства. Во-вторых, сам ход взаимодействия далеко не всегда регулируется нормами права, но фактически складывающиеся при этом отношения не должны противоречить им.
Взаимодействие позволяет выявить и поставить наслужбу интересам общества и государства скрытые резервы государственной и хозяйственной практики и тем самым способствовать, в частности, максимальной активизации предпринимательской деятельности, добиться быстрого роста всех отраслей народного хозяйства и повышения на этой основе благосостояния народа, снижения бедности.
Поскольку взаимодействию свойственно согласие, то любая его форма должна быть выражением добровольно достигнутого соглашения сторон. Соглашения могут касаться самых различныхвопросов, иметь неодинаковую связь с правом.
Универсальной формой взаимодействия является договор, заключаемый между представителями государства и хозяйствующими субъектами по правилам ГК РФ. В ГК РФ, других законах содержатся положения о ряде договоров, служащих установлению взаимодействия между государством и предпринимательством.
Наиболее обстоятельно регулируются отношения по поставкам для государственных нужд, осуществляемым на основе государственного контракта, так называемого государственного заказа.
20. Приватизация государственного и муниципального имущества: понятие, способы (получилось больше чем нужно, но здесь основное по приватизации гос. имущества, анализ закона о приватизации). (Ширнина)
Приватизация является новым правовым институтом для отечественного правопорядка, посредством которого создаются условия для перехода от государственной системы экономики к системе свободного рынка.
Согласно ст. 1 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Закон устанавливает исключительно возмездный характер приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизации подлежит любое имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, за исключением изъятого из оборота, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Этот Закон, однако, не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: земли (за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы); природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда; государственного резерва; государственного и муниципального имущества, находящегося за рубежом; имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также некоторых иных видов имущества, перечисленных в ст. 3 Закона.
На основании и в соответствии с указанным Законом отношения по приватизации могут регулироваться иными федеральными законами и нормативными актами, а также законодательством субъектов РФ и актами органов местного самоуправления, которые не могут противоречить Закону о приватизации государственного и муниципального имущества.
Важным звеном в законодательстве о приватизации являются также ежегодно утверждаемые Правительством РФ прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год. В указанных документах определяются основные направления приватизации на соответствующий период и содержатся перечни объектов, подлежащих приватизации. Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
В соответствии с Законом о приватизации государственного и муниципального имущества основные полномочия собственника федерального имущества принадлежат Правительству РФ. На основе прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год Правительство РФ принимает решения об условиях приватизации этого имущества (ст. 6 и 14 Закона).
Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества. Таким органом в настоящее время является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).
Росимущество осуществляет все основные полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, в том числе принимает решения об условиях приватизации имущества; выступает от имени Российской Федерации учредителем (участником) открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, а также выступает учредителем создаваемых с участием государства иных юридических лиц; разрабатывает и утверждает условия конкурса при продаже приватизируемого федерального имущества; принимает решения о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, приобретенные в собственность физическими и юридическими лицами, и т.д. (см. Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691).
По специальному поручению Правительства РФ от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут быть возложены на одно или несколько специализированных государственных учреждений. В настоящее время таким учреждением является Российский фонд федерального имущества (РФФИ), созданный распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. N 605-р*(245). Уставом РФФИ (утвержден постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925*(246)) на него возложена функция заключения договоров купли-продажи федерального имущества в качестве продавца.
Приватизация имущества субъектов РФ и муниципального имущества осуществляется органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, компетенцию которых определяют закон и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и правовые акты органов местного самоуправления соответственно (п. 2 ст. 6 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества). На практике на региональном и местном уровнях также создаются специализированные органы по управлению имуществом (комитеты и т.п.), органы или учреждения, выполняющие функции продавца имущества (фонды имущества и т.п.). (Территориальное управление Росимущества по Алтайскому краю).
Покупателями приватизируемого имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований превышает 25%. Это ограничение не распространяется на случаи, когда приватизация осуществляется путем внесения соответствующего имущества в уставный капитал открытых акционерных обществ, а также на некоторые иные случаи, указанные в Законе о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 25). Также не могут быть покупателями открытые акционерные общества, если предметом продажи являются размещенные такими обществами акции, принадлежащие публично-правовым образованиям (п. 2 ст. 5 Закона).
Кроме того, Законом о приватизации государственного и муниципального имущества (п. 2 ст. 5) установлено, что на приватизацию распространяются законодательные ограничения на участие в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц, установленные в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Закон о приватизации государственного и муниципального имущества не распространяется:
отчуждение государственного и муниципального имущества безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих культовых целях зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения; отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений (п. 2 ст. 3 Закона). Имущественные комплексы унитарных предприятий могут быть проданы только юридическим лицам, а также гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 1 ст. 27 Закона).
Порядок и способы приватизации. В п. 2 ст. 2 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества установлено, что она осуществляется исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
Решение о приватизации принимается Правительством РФ или Росимуществом согласно их компетенции в соответствии с прогнозным планом приватизации. Закон о приватизации государственного и муниципального имущества (пп. 3 и 4 ст. 7) устанавливает особый порядок включения в этот план акций наиболее важных АО и предприятий. Акции стратегических АО и стратегические предприятия могут включаться в прогнозный план только на основании соответствующих решений Президента РФ. Акции ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС", а также федеральные государственные унитарные предприятия железнодорожного транспорта включаются в прогнозный план на основании федерального закона.
Решение о приватизации содержит сведения о составе и характеристике имущества, способе приватизации имущества, нормативной цене, сроке рассрочки платежа (при ее предоставлении), а также иные сведения, необходимые для приватизации имущества.
Конкретный состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, который составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных унитарному предприятию, и о правах на них.
Государственное или муниципальное имущество может быть реализовано по цене не ниже нормативной (Нормативная цена - минимальная цена, по которой возможно отчуждение приватизируемого имущества), определяемой в порядке, установленном Правительством РФ. Основным правилом является необходимость реализации имущества по цене не ниже начальной, которая устанавливается на основании отчета независимого оценщика о рыночной стоимости соответствующего имущества по законодательству об оценочной деятельности.
В Законе о приватизации государственного и муниципального имущества (п. 5 ст. 13) установлено, что приватизация может осуществляться только способами, предусмотренными в ст. 13 данного Закона. Такими способами являются:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В результате такого преобразования все 100% акций созданного АО принадлежат на праве собственности соответственно Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. В то же время имущественный комплекс бывшего унитарного предприятия после преобразования принадлежит на праве частной собственности созданному акционерному обществу. В последующем акции такого предприятия могут быть проданы в качестве самостоятельных объектов приватизации в порядке, предусмотренном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества;
2) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом способе речь идет о внесении в уставный капитал имущества, не закрепленного за предприятиями и учреждениями и составляющего государственную или муниципальную казну. Внесение имущества в уставный капитал возможно как при учреждении АО, так и при оплате дополнительных акций, размещаемых уже существующими акционерными обществами при увеличении их уставных капиталов.
Внесение в уставный капитал имущества, закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, осуществляется не по Закону о приватизации государственного и муниципального имущества, а по правилам ст. 295 ГК;
3) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе. Данный способ используется в случаях, если покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении продаваемого имущества. Имущество выставляется на торги, и их победителем признается лицо, которое предложит в ходе торгов наиболее высокую цену*(250). Начальная цена аукциона публикуется в информационном сообщении о продаже имущества. Аукцион является открытым по составу участников. Для участия в аукционе все участники должны внести задаток, размер которого составляет 20% начальной цены, но не более 4,5 млн. МРОТ. Предложения о цене подаются участниками в открытой или закрытой форме (в запечатанных конвертах). В последнем случае при равенстве двух и более предложений о цене победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше.
В течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона с победителем заключается договор купли-продажи. Задаток не возвращается, если победивший участник отказывается заключить договор. Если в аукционе принял участие только один участник, аукцион признается несостоявшимся;
4) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе. Особенностью специализированного аукциона является то, что продаваемые акции реализуются одновременно нескольким победителям по единой цене, рассчитываемой в специальном порядке по правилам проведения аукциона. При этом каждый из участников аукциона при подаче заявки должен внести денежные средства, которые он готов потратить на приобретение акций, в размере не меньше начальной цены реализации акций*(251);
5) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.
При продаже имущества на конкурсе помимо соблюдения всех правил, которые действуют на аукционе, покупателю необходимо выполнить определенные условия в отношении продаваемого имущества. Речь идет о возложении на покупателя, предложившего наибольшую цену, определенных обязательств, перечень которых исчерпывающим образом определен в Законе о приватизации государственного и муниципального имущества: сохранение определенного числа рабочих мест; переподготовка и (или) повышение квалификации работников;
ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо, наоборот, прекращение их использования; проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
По итогам конкурса с победителем заключается договор купли-продажи, который включает порядок выполнения условий конкурса, порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принятых на себя обязательств, порядок осуществления контроля за выполнением условий конкурса, ответственность сторон за неисполнение обязательств. Срок выполнения условий конкурса не может превышать один год. Если эти условия не выполняются, договор купли-продажи расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки, а также убытков в размере, не покрытом неустойкой. Соответствующее имущество остается в государственной или муниципальной собственности.
Законом о приватизации государственного и муниципального имущества предусмотрены и иные способы приватизации: продажа путем публичного предложения; продажа без объявления цены; продажа акций через организатора торговли на рынке ценных бумаг и др.
21.Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности: понятие, нормативно-правовая основа. (Шлыкова)
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо – если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Признаки несостоятельности (банкротства) :
1) наличие денежного обязательства должника долгового характера;
2) неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
3) наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;
4) официальное признание несостоятельности арбитражным судом.
Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) – превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.
Правовые основы:
Несостоятельность (банкротство) нашло выражение в ГК РФ и в ФЗаконах.
В настоящее время действует ФЗ от 26 ноября 2002 г № 127 «О несостоятельности (банкротстве)», который был разработан с учетом замечаний Президента РФ, постановлений Конституционного суда РФ, касающихся банкротства, практики применения ФЗ 1998 г., а также многочисленных предложений, высказанных учеными. Данный ФЗ является общим законодательством о банкротстве. Но в 1999 г. Были изданы 2 ФЗ, отражавшие специфику банкротства отдельных видов субъектов предпринимательства: ФЗ от 25 февраля 1999 г «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и ФЗ от 24 июня 1999 г «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (с 1 июля 2009 г он утратил силу).
Характерная особенность ФЗ 2002 г состоит в том, что он вобрал в себя нормы и материального, и процессуального права, т.е. закрепил не только правила поведения участников общ.отношений по поводу банкротства, но и механизм реализации материальных норм.
Указы Президента, постановления Правительства применяются постольку, поскольку не противоречат данному ФЗ. Напр. Указ Президента от 2 февраля 2005 г. «О приведении некоторых актов Президента РФ в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Постановлением Правительства от 21 октября 2004 г. Было утверждено Положени