Арбитражный управляющий. (ау)

АУ– гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. АУ является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Деятельность АУ в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью, он вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов. АУ вправе быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

обязательные условия членства в саморегулируемой организации (СРО):

наличие высшего профессионального образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными СРО

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

Условиями членства в СРО арбитражных управляющих являются также наличие у члена СРО договора обязательного страхования ответственности, внесение членом СРО установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд СРО. СРО арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с указанными требованиями, вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

Устанавливаются обстоятельства, в силу которых Арбитражным судом в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих (различные названия- в зависимости от той процедуры которая введена в отношении должника) не могут быть утверждены в деле о банкротстве АУ - ч. 2 ст. 20.2 ФЗ, напр. те АУ, которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами) Права и обязанности АУ регулируются ст. 20.3 ФЗ.

Саморегулируемые организации (СРО) -некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

Статус СРО арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Ст. 22 ФЗ –права и обязанности СРО, В частности СРО осуществляет следующие функции: 1) обеспечение соблюдения своими членами законодательства РФ, правил профессиональной деятельности; 2)защиту прав и законных интересов своих членов; 3) обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства; 4) содействие повышению уровня проф. Подготовки своих членов; 5) и др.

Кредитор.

кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору; конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);

Правом на обращение в Арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают только конкурсные кредиторы. В их число не входят, например, граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. В зависимости от обстоятельств, связанных с делом о банкротстве, кредиторы могут быть представлены одним, десятками, сотнями или даже тысячами субъектов. Кредиторы могут быть разобщены территориально и организационно, а также они нередко в процессе банкротства преследуют противоречащие интересы. Реестр требований кредиторов ведет АУ или реестродержатель.

ФЗ закрепил систему форм, призванных выразить и защитить интересы кредиторов:

1) Собрание кредиторовУчастниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель СРО, членом которой является АУ, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. Если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются АУ. Исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений (ч. 2 ст. 12) Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

2) Комитет кредиторов (ст.17)Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями АУ, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности». Если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее 50, собрание кредиторов может не принимать решение об образовании комитета кредиторов. Количественный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но не может быть менее чем три человека и более чем одиннадцать человек. Комитет кредиторов для реализации своих полномочий вправе избрать своего представителя. Такое решение оформляется протоколом заседания комитета кредиторов. Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:

· требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

· обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;

· принимать решения о созыве собрания кредиторов;

· принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей;

· принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном ФЗ

Уполномоченные органы

уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), уполномоченный Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам, а также ОИВ субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ, муниципальных образований; (Федеральная налоговая служба)

ФОИВ, в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам. ФНСявляется участником собрания кредиторов с правом голоса. Как и конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом. ФНС может являться инициатором созыва собрания кредиторов. Фактически, уполномоченный орган приравнивается в своем правовом положении к конкурсному кредитору. Особенность в том, что обязательства у должника существуют перед РФ. Поэтому кредитором является ФНС.

орган по контролю (надзору) - ФОИВ, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью СРО АУ (Федеральная регистрационная служба.)Предметом контроля (надзора) является соблюдение СРО требований ФЗ «О несостоятельности», других ФЗ, иных НПА РФ, регулирующих деятельность СРО АУ. Контроль (надзор) осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.Компетенция -ч. 3 ст. 29ФЗ)

регулирующий орган –ФОИВ, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления; Министерство экономического развития РФ является регулирующим органом в случаях, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности». Регулирующий орган утверждает: единую программу подготовки арбитражных управляющих, правила проведения и сдачи теоретического экзамена по такой программе; федеральные стандарты.

Наши рекомендации