Организационно-правовая форма (опф)
1. Это оболочка, в которой существует любое ЮЛ.
История: Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1990 г. => предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект. ОПФ предприятия: гос., мун., индивидуальн. (семейное), полное тов-во, смешанное тов-во, тов-во с ограниченной ответственностью, ЗАО, ОАО.
2. ОПФ – комплекс юридических, правовых норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений (между субъектами, между ЮЛ и др. внешними по отношению к ЮЛ субъектами).
Словари:
· Экономический словарь – ОПФ – зафиксированная в уставе предприятия форма собственности на основной и оборотный капитал этого предприятия, в соответствии с которой предприятие получит статус ЮЛ.
· ОПФ – юридическая форма, в которой осуществляется регулирование и деятельность ЮЛ.
· ОПФ хозяйствующего субъекта – форма, фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Смена формы (реорганизация) => смена субъекта, чего нет, например, при смене наименования.
? гарантии защиты кредиторов: перемена лиц в обязательстве – у кредиторов право запретить/разрешить её.
Законодатель однозначно решает этот вопрос. ОПФ меняется => меняется субъект.
Но автоматич. реорганизация – это отношение с окружающими, а ОПФ – внутренние отношения
Но: сколько этих отличий должно быть, чтобы мы сказали, что субъект другой?
Смена формы унитарн. предприятия => нет реорганизации (из казённого в не казённое или наоборот).
Спорн. вопросы: 1. Когда меняется форма (затрагивает отношения с окружающими)
2. Когда при смене формы нужна реорганизация
ЗАО à ОАО (но это вариант лучше для кредиторов, чем наоборот). Но это поправки в устав!
=> ? Форма меняется или только вид?
Деление ЮЛ на коммерч. и некоммерч. организации. Ком. организации: цель – получение прибыли, неком. организации: получение прибыли как средство достижения цели.
Критерии разделения:
1. отношение организации к прибыли (сущность – формальный критерий): цель для ком., средство для неком.
2. регистрация (ОПФ)
если АО => всегда ком. организации
учреждение => неком. организации
ОПФ не может быть общей!
До ГК АО могли быть неком. организациями, т.к. различались только по отношению к прибыли, и только с 1994 г. появился 2й критерий.
Проблема: ? какой критерий приоритетен.
?? ОПФ – коммерческая, а содержания нет => на что обращать внимание.
Для неком. целей используются ком. средства (это как понимать?)
Проблема регистрации ЮЛ: сейчас регистрируют налоговые инспекции в течение 5 дней без экспертизы учредительных документов (проводится только формально). Перечень оснований для отказа исчерпывающий, и нет только основания несоответствия учредительных документов закону. В концепции развития гражд.зак-ва органы другие: не налог. органы, а Минюст + вновь появляется правовая экспертиза док-тов. Но предусмотрен спец. порядок регистрации для религ. организаций, политических партий, кредитных организаций => начинает регистрацию Минюст, потом налог. органы.
Банк => ЦБ, потом налог. органы (необходимость большего контроля за их образованием + здесь есть экспертизы).
Неком. организации – прибыль может быть => предпринимательская деятельность может быть, но в особом порядке, т.к. у них есть особая правоспособность, их деятельность должна служить и соответствовать этим целям (максимально близко к тому, чем они занимаются).
Случаи, когда законодатель запрещает некоммерческим организациям заниматься какой-л. коммерч. деятельностью (предприним. деятельностью): адвокатская палата, саморегулируемые организации (СРО), политические партии (выбирают из исчерпывающего перечня)
1) Общий подход – ГК (основная цель)
2) Больше возможности – потребит. кооперативы + члены могут распределять эту прибыль между собой
3) Меньше возможности – полит. партии (выбирают)
4) Запрет – СРО, адвокатские палаты, ассоциации, союзы.
Далее спорные вопросы по поводу выбора ОПФ: всякий раз, когда гос-во создаёт АО, не говорится о цели извлечения прибыли (о чём угодно, но не об этой цели). Почта России – унитарное предприятие (коммерческое, цель – извлечение прибыли): спец. правоспособность выражается в формулировании цели – не извлечение прибыли)
+ гос. корпорации – некоммерч. организации. Тенденция: передача гос. функций спец. организациям, не являющ. государственными, но имеющих функции гос-ва.
Выбор формы очень важен: ст.426 ГК – публичный договор между коммерч. организациями
Ст. 575 ГК – дарение между ком. организациями запрещено. Доверительное управление: ИП/ком. организация. Сторонами по договору ком. концессии могут быть ком. организации и ИП.
Учебник под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили
Предпринимательство может осуществляться в определённых организационно-правовых формах (ОПФ) => воплощают организационные и правовые признаки, общие для ЮЛ – предпринимательских организаций различных видов. Признаки:
1. ЮЛ может создаваться лишь в порядке, установленном законом, нарушение установл. порядка лишает деятельность ЮЛ должной правовой защиты.
2. Любое ЮЛ может формироваться в тех ОПФ, которые установлены законом.
3. ЮЛ правомочно действовать лишь в рамках, очерченных законом.
4. На всех ЮЛ распространяется требование соблюдать в своей деятельности законность.
Согласно п.2 ст.50 ГК ЮЛ, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, гос. и мун. унитарных предприятий (в иных ОПФ коммерч. организации создаваться не могут).
ЮЛ – некоммерческие организации – могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также др. формах, предусмотренных законом (например, ОПФ не только в ГК, но и в ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Точка зрения авторов: предусмотренное ГК деление ЮЛ на ком. и неком. организации не вполне удачно. Ограничительный перечень ком. организаций и неограниченность ОПФ неком. организаций вызвал дискуссию в правовой лит-ре. Различие между ком. и неком. организациями накладывает определённый отпечаток на их правовой статус и правоспособность. В наст. время экономика страны развивается в новых условиях => возникают новые отношения между ЮЛ различных ОПФ => нельзя отрицать возможность формирования новых ОПФ ком. организаций. Т.о., авторы предлагают пойти по пути более конкретной выработки отличительных признаков ком. и неком. организаций, как в отношении понятия ЮЛ.