А. Субъекты и объекты рынка ценных бумаг
Субъекты (участники) рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, т.е. вступают между собой в экономические отношения по поводу ценных бумаг.
Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения:
эмитенты;
инвесторы;
фондовые посредники;
организации, обслуживающие рынок ценных бумаг;
государственные органы регулирования и контроля.
Эмитенты - организации, выпускающие ценные бумаги в обращение.
В качестве эмитентов обычно выступают государство, коммерческие предприятия и организации.
Инвесторы - покупатели ценных бумаг, выпущенных в обращение.
В качестве инвесторов выступают физические лица, а также коммерческие организации, заинтересованные в увеличении (приросте) денежных средств.
Фондовые посредники - торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг.
Фондовыми посредниками выступают организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг брокерскую или дилерскую деятельность по управлению ценными бумагами.
Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг - организации, выполняющие все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи.
Данные организации могут включать:
организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи и др.);
расчетные центры (Расчетные палаты, Клиринговые центры);
депозитарии;
регистраторов;
информационные органы или организации.
Государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг в Российской Федерации включают:
высшие органы управления (Президент, Правительство);
министерства и ведомства (Министерство финансов РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам и др.);
Центральный Банк РФ.
Объекты-
Ценная бумага(ЦБ) – денежные или товарные документы, объединяемые общим признаком – необходимостью предъявления для реализации выраженных в них имущественных прав: права на получение определенной денежной суммы, доли прибыли в акционерном обществе, на получение товара. В зависимости от вида прав различаются: а) денежные бумаги – документы, закрепляющие право на получение денежной суммы, – например, векселя, чеки, облигации; б) товарные бумаги, закрепляющие вещные права, – например, коносаменты, деливери-ордера, варранты; в) бумаги, закрепляющие право участия в какой-либо компании, – например, акции, сертификаты на акции.
Виды ценных бумаг
Эмиссионная ценная бумага – любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.
Именные эмиссионные ценные бумаги – ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца.
Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя – ЦБ, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца.
Облигация – эмиссионная ЦБ, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент или дисконт.
Опцион эмитента – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой. Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе.
71а. Понятие и правовое регулирование инвестиционной деятельности
Закон РСФСР от 26.06.1991 №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в редакции от 25.02.1999);
ФЗ от 30.12.1995 №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в редакции от 29.12.2004);
ФЗ от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в редакции от 23.12.2003);
ФЗ от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в редакции от 24.07.2007);
ФЗ от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (в редакции от 15.04.2006);
Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.
В зависимости от цели инвестирования инвестиции могут быть:
коммерческие — в основном средства вкладываются в качестве инвестиций в коммерческих целях
некоммерческие — главным образом это государственные инвестиции — капитальные вложения в объекты социального назначения (здания больниц, корпуса школ, учреждений культуры, деятельность которых финансируется из бюджета и прочие объектов некоммерческого назначения).
В зависимости от объекта инвестиционной деятельности и одновременно целей инвестирования различают:
прямые — вложение в уставный (складочный капитал) в целях извлечения дохода и получения прав на участие в управлении организацией;
портфельные — приобретение ценных бумаг, например для последующей их перепродажи;
ссудные — кредит, заем, предоставленные под конкретный инвестиционный проект, при этом кредит возвращается и оплата за него производятся, когда объект инвестиционной деятельности будет создан и начнет приносить доход.
По источникам финансирования инвестиционной деятельности различаются:
государственные;
муниципальные;
частные, включая иностранные, инвестиции.
В зависимости от направления инвестиций:
внешние — одно лицо предоставляет другому средства, имущество в качестве инвестиций;
внутренние — хозяйствующий субъект вкладывает средства в форме капитальных затрат, приобретая, например, имущество, относящееся к основным средствам.
72. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
Субъектами инвестиционной деятельности выступают инвестор, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности и др. Субъектами могут быть юридические и физические лица, иностранные и отечественные, индивидуальные, коллективные и институциональные инвесторы, инвестиционные институты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, другие государства, а также международные организации. Инвесторы могут быть государственными и частными, индивидуальными и коллективными. Существуют также следующие типы инвесторов: консервативный, агрессивный и умеренный.
Инвестор-консерватор - лицо, которое ограничивает инвестиционные риски определенной величиной, осуществляет вложения обычно на длительный срок, ориентируется на стабильный, непрерывный поток доходов от инвестиций. Для агрессивного типа характерно ограничение сроков инвестирования, максимизация доходности вложений, более высокие инвестиционные риски. Умеренный инвестор, как и агрессивный инвестор, также ориентируется на доход, но избегает высокорисковых, спекулятивных источников его получения и жестких временных рамок вложений. Выделяют также институциональных инвесторов. Это финансовые посредники, основной функцией которых является инвестирование средств в финансовые активы и финансовые инструменты.
Объектами инвестиционной деятельности выступают реальные (физические) активы (здания, сооружения, оборудование), финансовые (денежные) и нематериальные активы. Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь созданные и модернизированные основные средства, целевые денежные вклады, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные права, а также права на интеллектуальную собственность, другие объекты собственности.
73. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и субъектов РФ в соответствии с ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». В главе III данного Закона раскрываются формы и методы государственного регулирования, порядок принятия решения, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов.
В соответствии с Законом государственное регулирование включает:
регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);
прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
защиты интересов инвесторов;
предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;
создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов;
принятие антимонопольных мер;
расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
развития финансового лизинга в Российской Федерации;
проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
74. Правовое регулирование иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции представляют собой один из видов собственности, а следовательно, и коллизионные вопросы имеют отношение так-же и к иностранным инвестициям.
Правовое регулирование иностранных инвестиций существует как на международном, так и на внутригосударственном уровнях и может осуществляться посредством как региональной, так и универ-сальной унификации.
Чаще всего такое регулирование опосредуется путем заключения двусторонних соглашений о за-щите капиталовложений или об устранении двойного налогообложения. Причина распространения двусторонних соглашений состоит в том, что двум государствам бывает легче обеспечить единообраз-ное регулирование таких вопросов, как определение круга инвесторов, допуск иностранных физических и юридических лиц к хозяйственной деятельности, закрепление определенного режима для иностранных инвесторов, — чем решать эти вопросы посредством универсальной унификации, учитывая правовые позиции разных государств.
В настоящее время число государств, заключивших с Россией договоры об избежании двойного налогообложения, составляет более 40. Часть из них действует в силу правопреемства России (от 21 ноября 1986 г. между Правительством СССР и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество); часть — в силу участия самой России в международном договоре (от 29 апреля 1994 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы).
В международной практике в последнее время стали популярными типовые (модельные) соглаше-ния, отражающие специфику конкретного государства по вопросам регулирования иностранных инве-стиций. Российская Федерация, например, имеет варианты типовых соглашений по различным направ-лениям инвестирования: в постановлении Правительства России от 11 июля
1992 г. «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительст-вами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений» представлен типо-вой проект, являющийся основой для заключения соответствующих договоров России с другими госу-дарствами.
Для защиты прав иностранных инвесторов большое значение имеют две универсальные междуна-родные конвенции, разработанные и принятые в рамках Международного Банка реконструкции и раз-вития (МБРР): Вашингтонская конвенция 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» и Сеульская конвенция 1985 г. «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций». Юридический статус участника конвенции Россия имеет только в отношении Сеульской конвенции.
75. Правовое регулирование лизинговой деятельности
Закон определяет лизинг как «совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга».
Довольно продолжительное время в российском законодательстве не было статей, регулировавших лизинг, однако само явление существовало.
Первым документом, регулирующим лизинговые отношения, стал Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 года №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». Правда, он имел ряд недочетов. Например, в перечень предметов лизинга было включено «любое движимое и недвижимое имущество, относимое к основным средствам, а также имущественные права», которые не могут быть самостоятельной единицей лизинга. Ошибки оправдывает то, что документ носил характер поручения Правительству и был, по сути, предтечей основному закону.
29 июня 1995 года Правительства РФ выпустило временное положение о лизинге – постановление №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности». В нем были скорректированы недочеты прошлого Указа, в том числе смягчены жесткие требования к организационно-правовой форме компаний, занимающихся лизинговой деятельностью.
Ежегодно лизинговое законодательство дорабатывалось и совершенствовалось. В настоящее время также предлагаются поправки к закону о лизинге.
Говоря о правовой основе лизинга, следует опираться на положения ГК РФ, Закон о финансовой аренде (лизинге) и прочие нормативные и законодательный акты.
До принятия Закона «О финансовой аренде (лизинге)» и федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 8 августа 2001 года 128-ФЗ) компании, осуществляющие лизинг, должны были проходить лицензирование. После вышеупомянутых законов необходимость отпала. Теперь заниматься этим видом деятельности может любая компания или даже физическое лицо.
Вступая в лизинговые отношения, лизингодатель обязуется приобрести определенное имущество и предоставить его лизингополучателю. При этом лизингополучатель обязуется добросовестно выплачивать лизинговые платежи до окончания действия договора лизинга. После выплаты последнего лизингового платежа, предмет лизинга переходи в собственность лизингополучателя.
В соответствие с законом о лизинге предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, то есть это могут быть здания и сооружения, предприятия, имущественные комплексы, оборудование, спецтехника, транспорт и другое. Есть два основных требования к объектам лизинга: они не должны терять свои качественные свойства в ходе эксплуатации и обязаны иметь разрешение федерального закона на свободное обращение.
76. Понятие и правовое регулирование инновационной деятельности
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ (ст. 44), Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность - собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящий в совокупность объектов авторского и изобретательского права.
На международном уровне юридическое понятие интеллектуальная собственность предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, созданную в 1967 году . Главной задачей Всемирной организации интеллектуальной собственности является содействие ее охране.
В Российской Федерации правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ, Законом об авторском праве и смежных правах и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.
Нововведение представляет собой прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Это целенаправленное изменение, которое вносит в производство новые относительно стабильные материальные и социальные элементы.
Новшество - объект промышленной собственности и (или) связанный с ним продукт интеллектуальной деятельности, являющийся предметом нововведения; результат интеллектуальной деятельности, законченных научных исследований и разработок, обладающий новизной и спросом для включения в экономический оборот; это предмет инновации.
В зависимости от правового режима выделяют три группы объектов интеллектуальной собственности.
К первой группе относятся объекты, регулирование которых осуществляется специальными законами или нормами, содержащимися в законодательстве.
В настоящее время в России правовыми нормами (патентным законом РФ, законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров») охраняются объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть закреплены за физическими и юридическими лицами в форме авторского права, изобретательского и патентного права, права на промышленные образцы, полезные модели и других формах.
Создателю объекта интеллектуальной собственности, находящегося под правовой охраной, принадлежит авторское право. Авторское право, защищенное патентом, предоставляет исключительное право на использование объекта интеллектуальной собственности по усмотрению создателя в течение конкретного отрезка времени. Данное право собственника поддерживается государством и закрепляется юридически.
Предоставление патента – это распространенный способ возмещения затрат средств, времени и человеческого капитала частных организаций и отдельных специалистов на получение такого общественного товара как новые научно-технические знания. В течение срока действия патента патентообладатель обеспечивает экономическую эксплуатацию объекта интеллектуальной собственности и доступ к нему иных экономических агентов.
77. Понятие и признаки инновационной деятельности, виды инновационной деятельности.
Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
В отечественной практике инновацию рассматривают как конечный результат (или просто результат) инновационной деятельности (перечень результатов инновационной деятельности см. ниже), в зарубежной - как деятельность, процесс изменений. На наш взгляд, можно предложить следующее определение: инновация (нововведение) - результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду
Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.
К инновационной деятельности относятся:
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию инновационного продукта;
комплексное научно-технологическое, индикативное планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инновационного продукта;
технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии;
проведение испытаний и освоение потребителем инновационного продукта;
управление процессами коммерциализации технологий;
деятельность по продвижению инновационного продукта на внутренний и мировой рынки, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте;
создание и развитие инновационной инфраструктуры;
Признаки-
признаки данного вида деятельности.
Во-первых, это деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта.
Во-вторых, это деятельность по доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.
Рассмотрим эти признаки более подробно, отметив сначала отличие первого признака от второго, поскольку они могут существовать независимо друг от друга и, по существу, олицетворяют этапы инновационной деятельности.
В первом случае результатом деятельности выступает сам интеллектуальный продукт, создаваемый и используемый его творцом либо используемый по законным к тому основаниям третьими лицами.
Во втором случае результатом деятельности являются реализуемые на рынке товары, воплотившие новые и оригинальные идеи.
Однако эти отличия, хотя они и имеют место, не столь существенны, поскольку использование продукта интеллектуальной деятельности, являющегося по своей природе объектом идеальным, практически тождественно реализации идеи в виде готового товара. Данное утверждение может быть дополнено аргументом, опирающимся на господствующую среди специалистов точку зрения, в соответствии с которой продукты интеллектуальной деятельности можно и даже нужно рассматривать в качестве товара[7].
Возвращаясь к первому из сформулированных нами признаков, характеризующих инновационную деятельность, подчеркнем, что термины «создание» и «использование интеллектуального продукта», образующие содержание инновационной деятельности, несут в себе множество законодательно установленных особенностей, определяемых сущностью создаваемых и используемых интеллектуальных продуктов.
Виды инновационной деятельности РАН
- доведение фундаментальных исследований, имеющих перспективу практического использования, до законченного вида;
- выполнение прикладных научных исследований и разработок;
- разработка и производство современных образцов наукоемких приборов, оборудования и их компонентов;
- участие в экспертизе новых проектов в области инноваций;
- содействие и осуществление совместных с бизнес-структурами проектов в области высоких технологий, участие в трансфере интеллектуальной собственности;
- содействие и участие в создании научно-образовательных центров;
- участие в подготовке высококвалифицированных кадров для предприятий инновационной сферы, послевузовское обучение, стажировка, содействие формированию базовых кафедр ведущих вузов в научных организациях РАН;
- сотрудничество с государственными органами в вопросах выработки государственной инновационной политики, в частности, в подготовке федерального закона об инновационной системе Российской Федерации.
78. Система договоров, обслуживающих инновационную деятельность
79. Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности
В главе 2 Конституции РФ среди прав и свобод человека и гражданина провозглашено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Предпринимательская деятельность как один из видов общественной деятельности не может существовать без информационного обеспечения, правовое регулирование которого и будет рассмотрено в данной главе.
В соответствии с п. «и» ст. 71 Конституции РФ, вопросы информации находятся в ведении Российской Федерации. ГК РФ относит информацию к объектам гражданских прав (ст. 128), определяет понятие таких видов информации, как служебная и коммерческая тайна (ст. 139).
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, которые возникают при формировании и использовании информационных ресурсов, защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон об информации).
В соответствии со ст. 1 Закон об информации регулирует отношения, возникающие:
- при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
- при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
- при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных отношениях и информатизации.
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее - Закон о коммерческой тшшне)регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
80. Правовой режим информационных ресурсов, их виды
ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ;
ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 №98-ФЗ (в редакции от 18.12.2006);
Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
Электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с ФЗ подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Законодательством РФ могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.
По виду информации (по характеру и сфере ее использования) информационные ресурсы делятся на:
правовую информацию,
научно-техническую,
финансово-экономическую,
статистическую,
о здравоохранении,
о чрезвычайных ситуациях,
персональную (персональные данные) и т.д.
Например, в ФЗ «О коммерческой тайне» (статья 3) упоминаются следующие виды информации, образующейся в деятельности ю/л и ИП: производственная, научно-техническая, финансово-экономическая, технологическая.
По видам носителя информации:
на бумажном носителе,
на кассетах, дисках,
в электронном виде и т.д.
По организационной форме представления информации:
письменные (документы, архивы, библиотеки),
автоматизированные (информационно-поисковые, информационно-справочные системы, базы данных)
По форме собственности информационные ресурсы могут быть:
государственными — федеральные ресурсы, ресурсы субъектов РФ, а также ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Формирование федеральных информационных ресурсов, ресурсов совместного ведения, ресурсов субъектов РФ финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
негосударственными — муниципальные, ресурсы юридических и физических лиц.
ФЗ от 05.07.1996 «Об участии в международном информационном обмене» и ФЗ от 27.12.1991 «О СМИ» выделяют массовую информацию — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
С точки зрения информационного обеспечения ПД наибольшее значение имеет деление информационных ресурсов по категории доступа на:
общедоступные (открытые);
с ограниченным доступом;
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с ФЗ подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Законодательством РФ могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.
81. Понятие и виды цен. Правовое регулирование ценообразования
Цена как экономическая категория формируется с учетом:
Уровня потребительского спроса на продукцию;
Эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции;
Возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;
Мер государственного ценообразования;
Уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и других факторов.
В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования НДС, акцизов, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.
Согласно статье 71 (пункт ж) Конституции РФ, основы ценовой политики отнесены к ведению РФ. В настоящий момент нет единого ФЗ, регулирующего основы ценовой политики.
В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть:
Свободными — цены, складывающиеся на товарном рынке, без государственного воздействия на них; зависит от спроса и предложения; включает себестоимость и прибыль. Разновидности: рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (Статья 40 НК РФ); инвестиционная, ликвидационная, утилизационная цены;
Регулируемыми — цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.
Различают цены:
Контролируемые — установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Контроль за применением свободных цен может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях;
Неконтролируемые — в основном свободные цены;
Существует деление цен на:
Оптовые — (оптовая торговля — торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием; мелкооптовая торговля — разновидность оптовой торговли, при которой минимальная партия товара не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке, производителя для розничной торговли); элементы оптовой цены: себестоимость, налоги и сборы, не относящиеся на себестоимость, прибыль изготовителя или другого поставщика;
Розничные — (розничная торговля — торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с ПД); элементы розничной цены: оптовая цена предприятия-изготовителя или другого поставщика (цена закупки), торговая надбавка (издержки обращение, НДС, акцизы и прибыль).
По территории действия цены классифицируют:
Внутригосударственные — определяются законодательством РФ;
Мировые