А. Понятие и виды монополистической деятельности

Под монополистической деятельностью понимаютсяпротиворечащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Монополистическая деятельность является правонарушением и антиподом конкуренции.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов

Разновидностями такой деятельности являются:

1. индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке, в отношении которого антимонопольным органом установлен факт доминирования.

2. коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости от субъектного состава различают:

а) соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов.

б) соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком).

Монополистическая деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в зависимости от числа участников также может быть:

1) индивидуальной. Формами ее проявления являются акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления.

2) коллективной, осуществляемой в форме соглашений (согласованных действий).

60а. Формы недобро­совестной конкуренции

1) Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (прямая дискредитация, то есть сведения должны быть распространены и они презюмируются несоответствующими действительности, пока не будет доказано иное).

2) Введение покупателя в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

3) Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами (косвенная дискредитация).

4) Продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

5) Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 14 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

6) Смешение - достигается смешением в сознании потребителей между деятельностью подлинного носителя деловой репутации (добросовестного конкурента) и ложного имитатора (недобросовестного конкурента)

Например, незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности. Продажа, обмен, или иное введение в оборот товаров, осуществляемые на основе указанного неправомерного использования.

7) Дезорганизация деятельности конкурента.

8) Демпинг - это неправомерное конкурентное действие по снижению продажной цены товара (это неправомерно в сфере внешней торговли)

А на внутреннем рынке - если только подпадает под понятие «монопольно низкие цены».

61а. Правовые средства антимонопольного регулирования предпри­нимательской деятельности

Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования, применяемых компетентным государственным органом в строго определенных случаях и в определенном порядке. Формой антимонопольного реагирования чаще всего является предписание.

Рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия, а также основные права антимонопольного органа, позволяющие осуществлять такое воздействие.

1. Право доступа к информации, право беспрепятственного доступа в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в коммерческие и некоммерческие организации с целью ознакомления на основании письменного запроса с необходимыми документами. С данным правом корреспондирует обязанность субъектов представлять по требованию антимонопольного органа информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его деятельности.

2. Право осуществлять отграничение сфер и объектов антимонопольного воздействия, в частности определять территориальные и товарные пределы рынка, доминирующих на нем субъектов, производить оценку балансовой стоимости активов хозяйствующих субъектов.

3. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений (ст. 17 Закона о конкуренции). Такой контроль, осуществляемый антимонопольными органами, может быть предварительным и последующим.

62а. Ответственность за нарушение антимо­нопольного законодательства

Наши рекомендации