Порядок банкротства юридического лица
Юридическое лицо может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом) (п. 4 ст. 65 Гражданского кодекса РФ), за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Государственная корпорация может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
Признаки банкротства: Банкротство это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неспособность должника удовлетворить требования кредитора должна быть признана арбитражным судом. Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию. Обязательные платежи это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. Кредиторы это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. В состав кредиторов входят уполномоченные органы и конкурсные кредиторы. Основным признаком банкротства является следующее обстоятельство. Юридическое лицо не рассчиталось с кредитором по обязательству, срок оплаты по которому наступил три месяца назад, при этом задолженность перед юридическим лицом превышает 300 000 рублей (Статья 6 Закона о банкротстве). Если у организации появились признаки банкротства, то руководитель данной организации обязан сообщить об этом учредителям. Учредители в свою очередь обязаны принять меры, чтобы восстановить платежеспособность организации и не допустить банкротства. Данные меры называются досудебная санация [16].
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ.
Процедура банкротства юридических лиц (за исключением кредитных организаций) регулируется нормами Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» .
Помимо должника, правом на обращение в суд с заявлением о признании банкротом, обладают:
-конкурсные кредиторы (в их состав не входят лица: уполномоченные органы; учредители должника; граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда; лица, имеющие требования по выплате вознаграждения по авторским договорам)
-уполномоченные органы.
Дело о банкротстве должны быть рассмотрено в срок, не превышающий 3 месяца, с даты подачи соответствующего заявления.
Начиная с 29 января 2015 года нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» будут применяться к процедурам банкротства в измененном виде. Поправки в него были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. Следует отметить, что ряд из них существенным образом изменит практику ведения дел о несостоятельности. В частности, ревизии подверглись нормы о праве на обращение в суд с заявлением о банкротстве, правилах назначения временного управляющего при банкротстве должника, правах залоговых кредиторов. В целом закон ограничивает права должников в интересах кредиторов. При этом часть кредиторов переводится в привилегированное положение по сравнению с остальными. Ниже мы приводим наиболее существенные изменения, внесенные указанным Федеральным законом.
Банки вправе инициировать банкротство без решения суда
Одно из главных изменений – предоставление банкам права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в отсутствие вступившего в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств. Таким образом, банки поставлены в привилегированное положение по отношению к другим конкурсным кредиторам, которые для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника должны получить решение суда о взыскании суммы долга.
По новым правилам кредитная организация может обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника в случае неисполнения им денежных обязательств в течение 3 (трех) месяцев при условии предварительного уведомления должника и всех известных заявителю кредиторов о своем намерении обратиться с таким заявлением. До 01 июля 2015 года надлежащим будет являться письменное уведомление не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до обращения в суд. С 01 июля 2015 года надлежащим уже будет считаться опубликование уведомления не менее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Представляется, что обязанность банков уведомлять всех известных им кредиторов должника не является оптимальным средством обеспечения интересов последних. Доказать осведомленность банка о наличии того или иного кредитора на практике может быть достаточно сложно.
Кредиторы имеют возможность предъявлять свои претензии с момента начала процедуры банкротства. Все требования оформляются только в рамках дела о банкротстве. При этом интересы кредиторов представляет собрание кредиторов, где каждый участник наделяется количеством голосов, в зависимости от суммы задолженности. В рамках собрания выносятся решения, относительно проведения этапов банкротства.
Должник утрачивает право самостоятельно выбирать кандидатуру временного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден. В соответствии с новыми нормами временный управляющий будет утверждаться из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения саморегулируемой организации (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом. До этого саморегулирующая организация будет определяться судом при подаче заявления должника.
Кроме того, должник обязан предварительно уведомить известных ему кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Уведомление производится в том же порядке и в те же сроки, которые предусмотрены для уведомления кредитной организацией о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника.
Таким образом, из практики исключается один из способов сохранения должником контроля над процедурой банкротства – инициирование процедуры самим должником. Безусловно, остается второй – контролируемое банкротство по заявлению дружественного кредитора. Вместе с тем, этот способ проигрывает в оперативности первому, поскольку для подачи такого заявления требуется вступление в силу решения суда о взыскании долга.
Увеличение размера требований, позволяющих инициировать банкротство
Для обращения с заявлением о несостоятельности юридического лица размер требований увеличен со 100 000 до 300 000 рублей. Для заявлений о банкротстве стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий – с 500 000 до 1 000 000 рублей.
Процедура банкротства юр. лица, предполагает возможность прохождения следующих этапов (ст.27 ФЗ-№127):
-наблюдение - применяется в целях обеспечения сохранности имущества юр. лица, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Данная процедура действует с момента принятия заявления и до введения внешнего управления или конкурсного производства. Наблюдение осуществляется временным управляющим
-финансовое оздоровление – направлено на восстановление платежеспособности юр. лица и погашения задолженности в соответствии с графиком
-внешнее управление – процедура, направленная на восстановление платежеспособности; вводится арбитражным судом, осуществляется внешним управляющим, который полностью наделяется правами руководителя и органов управления должника. Данный этап может длиться полтора года. По результатам работы внешнего управляющего, а так же на основании решения собрания кредиторов, суд определяет:
---прекратить процедуру банкротства и начать расчеты с кредиторами
---объявить юр. лицо банкротом и открыть конкурсное производство
---утвердить мировое соглашение.
-конкурсное производство - применяется к должнику, признанному банкротом, для удовлетворения требований кредиторов. Данная мера инициируется судом, при этом, все права и обязанности по управлению и оценке имущества и активов юр. лица переходят к конкурсному управляющему. На этом этапе происходит реализация имущества должника на торгах – из полученных от этой деятельности средств, производится удовлетворение требований кредиторов. Заканчивается конкурсное производство вынесением судом определения, на основании которого в ЕГРЮЛ делается запись о ликвидации юр. лица [17].
-мировое соглашение - применяется на любой стадии, в целях прекращения производства по делу, путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов (простым большинством голосов) и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. В зависимости от стадии, на которой оно заключается, процедура заключения может иметь те или иные особенности (ст.ст.151-154 ФЗ-№127).
Если целью банкротства является исключительно ликвидация юр. лица, то возможно применение упрощенной процедуры банкротства. А в отношении юр. лиц – должников по обязательным платежам во внебюджетные фонды и бюджет - ускоренная процедура банкротства.
Банкротство юр. лица – это правовой способ его ликвидации, а так же юридическая возможность взыскания с него долгов.
Законом о банкротстве (п. 2 ст. 9) установлено, что юридическое лицо - должник обязано обратиться в арбитражный суд с заявлением, если при проведении его ликвидации установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Для подобного рода должников, в отношении которых установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, Законом о банкротстве предусмотрена специальная упрощенная процедура банкротства.
Ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд о признании должника банкротом, если стоимость имущества ликвидируемого юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (ст. 224 Закона о банкротстве).
При обнаружении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 224 Закона о банкротстве, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника (п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве).
При применении норм упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника необходимо иметь в виду следующее.
Упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника не применяется, если решением арбитражного суда на учредителей возложена обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица, однако комиссия не образована. В этом случае производство по делу о банкротстве возбуждается в общем порядке.
Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве). Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.
Если суд выясняет, что ликвидационная комиссия не образована, ликвидируемая организация будет проходить уже все стадии банкротства, поскольку в данном случае упрощенная процедура не применяется (п. 62 постановления Пленума ВАС РФ № 29).
Судебная практика по данному вопросу единообразна (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20.02.2009 № А57-16396/2008).
Вместе с тем, как указывает судебная практика, применение упрощенной процедуры банкротства не является препятствием для подачи заявления конкурсным кредитором в соответствии с нормами ст. 7 и 11 Закона о банкротстве (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 14.12.2006 № А65-9254/2006-СГ4-31).
В соответствии с упрощенной процедурой банкротства ликвидируемого должника ликвидационная комиссия или ликвидатор обязаны подать заявление [18].
Заявление ликвидационной комиссии (ликвидатора), учредителей (участников) должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в арбитражный суд о признании ликвидируемого должника несостоятельным (банкротом) подается в соответствии с требованиями, установленными ст. 37 и 38, а также с учетом п. 1 ст. 42 Закона о банкротстве.
Помимо документов, указанных в Арбитражном процессуальном кодексе РФ (АПК РФ), к заявлению ликвидируемого должника прилагаются следующие документы:
- подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
- учредительные документы должника - юридического лица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;
- бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы;
- решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения;
- решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия;
- протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника; отчет о стоимости имущества должника, подготовленный независимым оценщиком, при наличии такого отчета.
Арбитражный суд в судебном заседании рассматривает обоснованность доводов, изложенных в заявлении о признании несостоятельным (банкротом) ликвидируемого юридического лица, и по результатам рассмотрения принимает одно из двух решений:
- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- об отказе в признании должника банкротом.
В силу п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявлять свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом. Восстановление пропущенного срока законом не предусмотрено.
В соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после этого удовлетворения. Соответственно кредитор вправе заявить свои требования и после закрытия реестра, но они будут удовлетворяться после требований, включенных в реестр [19].
Как говорилось выше, в рамках упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника применяется стадия конкурсного производства в соответствии с нормами гл. VII Закона о банкротстве.
Согласно ст. 142 Закона о банкротстве определение размера требований кредиторов осуществляется по правилам ст. 100 этого Закона.
Конкурсный управляющий публикует сведения о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 128 Закона о банкротстве). Опубликованию подлежат:
- наименование и иные реквизиты должника, признанного банкротом;
- наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела;
- дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- дата закрытия реестра требований кредиторов;
- адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику;
- сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации.
Нормами ст. 129 Закона о банкротстве установлены полномочия и обязанности конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий обязан:
- принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;
- привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;
- принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
- принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
- уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;
- предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном Законом о банкротстве;
- заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
- вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве;
- передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;
- исполнять иные установленные Законом о банкротстве обязанности.
В силу норм Закона о банкротстве требования кредиторов погашаются за счет сформированной конкурсной массы. Вне очереди погашаются требования кредиторов по текущим платежам, возникшие до принятия заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве).
Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности (п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве):
- в первую очередь - требования по платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с оплатой деятельности лиц, привлечение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации и осуществляется арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
- во вторую очередь - требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве наряду с указанными в абзаце втором настоящего пункта обязанностями;
- в третью очередь - требования по коммунальным, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
- в четвертую очередь - требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очереди:
- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога в порядке, установленном ст. 138 Закона о банкротстве.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов (ст. 142 Закона о банкротстве) [20].
Требования руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника, его заместителей, руководителя филиала или представительства должника, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства должника, его заместителей о выплате выходного пособия и (или) иных компенсаций, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством, не относятся к числу требований кредиторов по текущим платежам и удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, предусмотренной абзацем четвертым пункта статьи 134 ФЗ.
Конкурсное производство в отношении ликвидируемого должника завершается после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства вынесением определения о завершении конкурсного производства. Указанное определение подлежит немедленному исполнению.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации должника.
Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через 5 дней с даты представления определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
В обязанности конкурсного управляющего также входит подача заявления и определения о завершении конкурсного производства в регистрирующий орган в соответствии с нормами ст. 9 и 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». С момента внесения записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ юридическое лицо считается ликвидированным.
Рассмотрим последствия отказа от подачи заявления о признании ликвидируемого должника банкротом.
В силу п. 1 ст. 226 Закона о банкротстве нарушение требований, предусмотренных п. 2 ст. 224 этого Закона, является основанием для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
При этом п. 2 ст. 226 Закона о банкротстве определено, что при нарушении требований пп. 2 и 3 ст. 224 учредители, руководитель должника или председатель ликвидационной комиссии несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.
Процедура банкротства отсутствующего должника (недействующего юридического лица) закреплена параграфом 2 гл. XI Закона о банкротстве.
Если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить его место нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности (ст. 227 Закона о банкротстве) [21].
В качестве уполномоченного органа, имеющего право на подачу подобного рода заявления, выступает Федеральная налоговая служба (ФНС России), действующая на основании постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257.
Уполномоченный орган обязан представить в арбитражный суд одновременно с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом доказательства наличия средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. При этом в компетенцию Правительства РФ входит определение порядка и условий финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в т.ч. размера вознаграждения конкурсного управляющего (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве).
Постановлением Правительства РФ от 21.10.2004 № 573 утверждено Положение о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников (далее - Положение). В соответствии с его нормами уполномоченный орган обязан раскрывать в заявлении о признании отсутствующего должника банкротом информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства, с указанием источника финансирования. Помимо этого Положение устанавливает:
- размер единовременного вознаграждения конкурсного управляющего за проведение процедуры банкротства отсутствующего должника в 10 000 руб.;
- компенсацию фактических расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства в соответствии с перечнем расходов, подлежащих компенсации;
- дополнительное вознаграждение конкурсному управляющему в размере 10% суммы денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника (в случае обнаружения такового и его реализации).
Если доказательства наличия финансирования указанной процедуры не представлены, арбитражный суд прекращает производство по делу (п. 61 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29).
Напомним, что ликвидации на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ могут быть подвергнуты только действующие юридические лица. При наличии признаков недействующего юридического лица возбуждается дело о банкротстве отсутствующего должника.
Одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника уполномоченный орган обязан представить в арбитражный суд доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения достаточного объема имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные входе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. Если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания. Уполномоченным органом могут быть также представлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника [22].
В силу норм ст. 228 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает одно из следующих решений:
- о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- об отказе в признании должника банкротом.
Решение принимается в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом.
При этом, как и в случае признания должника банкротом в процессе принудительной ликвидации, наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.
Обязанность уведомить всех известных кредиторов отсутствующего должника возложена на арбитражного управляющего (п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве). Специальными правилами о банкротстве отсутствующего должника не исключается необходимость опубликования сведений о признании его банкротом (п. 3 ст. 28 Закона о банкротстве).
Пленум ВАС РФ в постановлении от 15.12.2004 № 29 указывает: поскольку специальный месячный срок на предъявление требований установлен в п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве только для кредиторов, получивших уведомление конкурсного управляющего, требования кредиторов, не получивших указанное уведомление, могут быть заявлены в арбитражный суд вплоть до закрытия реестра требований кредиторов в срок, установленный абз. 3 п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве. Правило п. 4 этой статьи распространяется на случаи пропуска любого из названных сроков. Требования таких кредиторов включаются в реестр на основании определения арбитражного суда.
Открытие конкурсного производства осуществляется в порядке гл. VII Закона о банкротстве. В соответствии с нормами ст. 229 Закона удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 этого Закона.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий подает заявление и определение арбитражного суда о закрытии конкурсного производства в регистрирующий орган для внесения записи в ЕГРЮЛ.
Признание хозяйствующего субъекта в соответствии с Законом о банкротстве должником предписывает налоговым органам подразделять платежи по налогам и сборам на текущие и не текущие. От правильного подразделения таких платежей зависят правомерность или неправомерность и порядок взыскания соответствующих сумм налогов при банкротстве организации.
Налоговым кодексом РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ).
При этом согласно абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве, можно заявлять только в ходе конкурсного производства. К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды.
Под текущими платежами следует понимать денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 5 Закона о банкротстве). В связи с этим сумма налога, срок уплаты которой приходится на период после принятия заявления судом о признании должника банкротом, относится к текущим платежам.
Прежняя редакция Закона о банкротстве содержала перечень текущих обязательств, погашаемых вне очереди за счет конкурсной массы (п. 1 ст. 134). В них не упоминались задолженность по налогам и требования налогового органа о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей.
При этом по п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном данной статьей.
Кроме того, не допускалось принятие налоговым органом решений о безакцептном списании денежных средств со счета налогоплательщика, если в отношении него открыто конкурсное производство, даже если требования налогового органа являются текущими. Эта позиция нашла подтверждение в ВАС РФ в свое время.
Начиная с 29 января 2015 года нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» будут применяться к процедурам банкротства в измененном виде. Поправки в него были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. Следует отметить, что ряд из них существенным образом изменит практику ведения дел о несостоятельности. В частности, ревизии подверглись нормы о праве на обращение в суд с заявлением о банкротстве, правилах назначения временного управляющего при банкротстве должника, правах залоговых кредиторов. В целом закон ограничивает права должников в интересах кредиторов. При этом часть кредиторов переводится в привилегированное положение по сравнению с остальными. Ниже мы приводим наиболее существенные изменения, внесенные указанным Федеральным законом.
Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (залоговые кредиторы), получили право голоса по вопросам: о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой он утверждается; об обращении в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; а также о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Раньше они могли голосовать только в ходе наблюдения, а также в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога. Залоговые кредиторы фактически были лишены возможности существенным образом влиять на процедуру в том случае, если их требования не были включены в реестр требований кредиторов на момент проведения первого собрания кредиторов, а также при банкротстве ликвидируемого должника. Предполагалось, что наличие залога является достаточной гарантией обеспечения их интересов. Теперь же они могут голосовать по наиболее существенным вопросам [23].
При замещении активов должника (создание на базе имущества должника одного или нескольких акционерных обществ) по новым нормам у залоговых кредиторов происходит замена предмета залога: вместо залога имущества должника возникает право залога на акции созданных акционерных обществ.
Также залоговые кредиторы получили право определять начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. И только при наличии разногласий с арбитражным управляющим или другими кредиторами по данным вопросам решения по ним принимает суд.
Теперь залоговый кредитор вправе оставить предмет залога за собой в ходе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения при отсутствии заявок на участие в торгах. Что является дополнительной мерой по защите его интересов .
Также следует выделить такие изменения, как: наделение конкурсных кредиторов правом заявлять о пропуске срока исковой давности при рассмотрении обоснованности требований других кредиторов; наделение арбитражных управляющих правами затребовать больший объем информации о должнике и контролирующих его лицах, а также возложение обязанности по ее предоставлению на более широкий круг лиц. Законом также установлен срок, в течение которого руководитель организации должен уведомить ее собственников о возникновении признаков банкротства (10 дней) и ответственность руководителя за неисполнение этой обязанности (штраф в размере от 25 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2 лет). Ужесточена административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве. Установлены новые требования, предъявляемые к отчету временного управляющего (должен содержать заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника), а также внесен ряд других изменений.
К возбужденным до вступления в силу изменений делам о банкротстве нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» применяются в ранее действовавш<