Развитие малого и среднего бизнеса в России в 2013г.

1. Количество зарегистрированных малых предприятий

По состоянию на 1 января 2014 года в России было зарегистрировано 2 062,4 тыс. малых предприятий (в том числе 1 827,9 тыс. микропредприятий), что на 3,3% больше, чем по состоянию на 1 января 2013 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей за прошедший год увеличилось на 42,8 ед. и составило 1 438,7 ед.

Во всех федеральных округах отмечается рост количества малых предприятий, как в абсолютных значениях, так и в пересчете на 100 тыс. жителей. Наибольший рост отмечен в Сибирском федеральном округе (на 4,5% или 62,9 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Уральском федеральном округе (на 4,5% или 60,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Приволжском федеральном округе (на 4,4% или 54,5 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).

На 1 января 2014 г. по сравнению с 1 января 2013 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 62 регионах.

2. Среднесписочная численность работников малых предприятий

По итогам 2013 года среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 2,8% по сравнению с показателем прошлого года и составила 10 776,1 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 1,0 п.п. и составил 23,6%.

Количество занятых на малых предприятиях выросло в большинстве федеральных округов. Наибольший рост отмечен в Центральном федеральном округе (на 9,1%) и Северо-Кавказском федеральном округе (на 2,1%). При этом доля работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых в рассматриваемых округах выросла на 3,0 п.п. и 0,5 п.п. соответственно. В меньшей степени показатель вырос в Сибирском федеральном округе (на 1,2%), Северо-Западном федеральном округе (на 1,0%), Дальневосточном федеральном округе (на 0,5%) и Уральском федеральном округе (на 0,4%).

В 2013 году прирост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях отмечается в 46 регионах.

Сократилась среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в 37 регионах.

3. Оборот малых предприятий

Общий оборот малых предприятий в Российской Федерации за 2013 год составил 24 835,0 млрд. рублей, что на 5,8% выше показателя 2012 года (с учетом индекса потребительских цен оборот малых предприятий сократился на 0,6%).

Рост оборота малых предприятий с учетом ИПЦ наблюдается в большинстве федеральных округов. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе (на 10,1%), Дальневосточном федеральном округе (на 6,8%) и Приволжском федеральном округе (на 3,1%). В Уральском федеральном округе рост показателя составил 1,7%, в Южном федеральном округе – 0,3%.

Распределение регионов по группам с различной динамикой оборота
малых предприятий в 2013 г. относительно 2012 г. (с учетом ИПЦ)

Изменение объемов оборота Количество регионов
Очень сильное сокращение (свыше 50%) -
Сильное сокращение (30-50%) -
Среднее сокращение (10-30%)
Небольшое сокращение (до 10%)
Небольшое увеличение (до 10%)
Среднее увеличение (10-30%)
Сильное увеличение (30-50%)
Очень сильное увеличение (свыше 50%)

4. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях

Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2013 году в целом по Российской Федерации составил 550 441,3 млн. рублей, что на 5,5% выше показателя 2012 года (с учетом индекса потребительских цен объем инвестиций в основной капитал снизился на 0,9%).

Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ наблюдается лишь в трех федеральных округах: Северо-Кавказском федеральном округе (показатель вырос на 23,0%), Приволжском федеральном округе (на 11,0%) и Сибирском федеральном округе (на 0,8%).

По итогам 2013 года положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ отмечена в 43 регионах.

По результатам прошедшего года положительная динамика всех четырех показателей отмечена лишь в 14 регионах.

Положительная динамика трех показателей отмечена только в 27 регионах, при этом в 4 регионах сократилось количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей, в 7 регионах отмечено снижение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях, оборот малых предприятий сократился в 5 регионах, в 11 регионах снизился объем инвестиций в основной капитал.

В 20 регионах отмечена положительная динамика только двух показателей, в 21 регионе отмечена положительная динамика лишь одного показателя. В 1 регионе наблюдается отрицательная динамика всех четырех показателей.

*В настоящем докладе не учитываются показатели деятельности индивидуальных предпринимателей.

Источник: Доклад «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2013 года»// Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства,2014. http://www.nisse.ru/business/article/article_2131.html

Небольшое дельце

По статистике, в развитых странах малые предприятия формируют до 80% ВВП, в России же они пока имеют значительно более скромную долю — всего 20%.

Несмотря на правительственные планы увеличить этот показатель до 50-60%, по данным соцопросов, все меньше россиян готовы начать свой бизнес. Среди основных причин сложившейся ситуации эксперты называют нестабильность экономики и отсутствие реальных гарантий для бизнеса.

По словам главы ВЦИОМ Валерия Федорова, Россия может остаться без малого бизнеса: согласно результатам опроса, который проводил ВЦИОМ, около 70% россиян не планируют открывать собственное дело. Одна из главных причин уменьшения количества бизнесменов в стране — это высокий уровень экономической преступности.

"Тут несколько составляющих. Одна из них — это личный опыт. Вторая составляющая — это представление о роли и месте бизнеса в национальной культуре вообще. Россия в данном случае представляет собой некий экстремальный вариант европейской культуры, где бизнес всегда считался чем-то не очень чистым, не очень моральным. Сегодня относительно бизнеса в России господствует такое мнение: конечно, хорошо быть бизнесменом, но для этого нужно презреть все моральные устои, идти на сделки с совестью. Последний фактор — просто у нас отсутствует система обучения тому, как заниматься бизнесом", — считает господин Федоров.

По данным Минэкономразвития на 2014г., в России действует около 6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих занятость для 25% населения и создающих до 20% ВВП страны.

Доля малого бизнеса выросла с 12% ВВП с начала нулевых годов. Согласно официальным оценкам, доля малого бизнеса в ВПП в последние годы растет небольшими темпами. "Это может быть связано с самыми разными факторами, в том числе и с используемой методикой расчета данного показателя, с высокой долей теневого сектора в экономике, с сохраняющимся высоким уровнем монополизации рынков и другими факторами", — комментируют в Минэкономразвития.

Однако начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский приводит в пример Италию, где малый бизнес формирует 80% ВВП страны. "В последние пять лет показатель значения малого бизнеса в российском ВВП почти не рос, так как государство поддержку оказывало неэффективно. При этом из-за роста налогообложения в 2013 году страна лишилась более 300 тыс. индивидуальных предпринимателей, закрывших бизнес или ушедших в тень. Поэтому маловероятно, что доля малого и среднего бизнеса будет расти в ближайшее время", — полагает господин Кумановский.

По экспертным оценкам, конкурентное преимущество малого бизнеса заключается в том, что он может оказывать услуги крупным компаниям в своем регионе присутствия с минимальными издержками. В этом случае привлечь малый бизнес на местах намного выгоднее, чем везти туда своих сотрудников и свое оборудование.

Как рассказывают в департаменте развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития, в России довольно много льгот и преференций для малых предприятий.

Например, действует федеральный закон, ограничивающий объем проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, а также устанавливающий дополнительный фильтр на их проведение: проведение внеплановых проверок необходимо согласовывать с органами прокуратуры. Также за последние три года правительство России приняло ряд нормативных актов, которые сократили стоимость и сроки технологического присоединения малых предприятий к энергосетям.

С 2005 года Минэкономразвития реализует масштабную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, в рамках которой предприниматели имеют возможность получить более двадцати видов субсидий на компенсацию затрат, возникающих у них в ходе осуществления деятельности. С 2009 года реализуется так называемый закон "О малой приватизации", предоставивший малым и средним предприятиям преимущественное право приобретения в собственность арендуемых ими помещений.

Кроме того, в Минэкономразвития замечают, что Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства реализует программу по предоставлению малым предприятиям доступа к банковским кредитам на льготных условиях, также для малых предприятий действует целый набор специальных режимов налогообложения: упрощенная и патентная системы налогообложения, единый налог на вмененный доход.

Но, по словам декана факультета менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Александра Кайсарова, долю малого бизнеса сокращают именно действия правительства. "Одной рукой — железной — мы вводим драконовские ставки социальных отчислений, формируем такие условия участия в госзакупках, при которых малый бизнес неминуемо выступает как проигравший. Другой рукой — смягчаем административное давление, формируем в целом положительный тренд изменения законодательной базы", — поясняет господин Кайсаров.

Также сильная коррупционная составляющая в экономике приводит к выживанию не самых эффективных предприятий, а предприятий, где руководители смогли выстроить отношения с силовым государством, крупной госкорпорацией. "В известном смысле государство и менеджмент крупных компаний заинтересованы в малом бизнесе, но интерес этот порой весьма специфичен, — говорит Александр Кайсаров.

И все же, вести малый бизнес в России выгодно с формальной точки зрения — исходя из налоговых требований и дарованных преференций. Но с практической точки зрения заниматься малым бизнесом тяжело и нерентабельно из-за отсутствия реальной конкуренции на региональном и федеральном уровне по причине повсеместного присутствия местных элит, госкомпаний и их дочерних структур.

Источник: Газета «Коммерсант» http://www.kommersant.ru от 27.06.2013г.

ПМЭФ-2016: Малый бизнес на распутье

26 июня 2016

На прошедшем в июне 2016 года Санкт-Петербургском международном экономическом форуме один из ключевых вопросов «повестки дня» был связан с поддержкой малого и среднего предпринимательства. Тема настоящей публикации: ПМЭФ-2016 и развитие малого и среднего бизнеса России.

Вот и завершился на прошлой неделе ПМЭФ-2016, о котором так долго и с такой нескрываемой патетикой твердили не столько отечественные экономисты, сколько идеологи и чиновники. Получился он действительно масштабным и по-настоящему показательным. Присутствие на питерских переговорных площадках монстров мирового политического истеблишмента (генсека ООН Пак Ги Мун, председателя Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, руководителя Кабмина Италии Маттео Ренци и многих других) позволило рассматривать мероприятие, как одно из важнейших событий июня 2016-го года. И даже «сбитый летчик» Николя Саркози, получивший возможность выступить перед собравшимися, общего впечатления значимости форума не испортил, а, наоборот, только подчеркнул. Теперь же, когда все запланированные сделки совершены, соглашения подписаны, перспективы дальнейшего сотрудничества продемонстрированы, а кусочки российских деликатесов окончательно переварились в желудках потенциальных инвесторов, можно без лишних эмоций подвести и итоги прошедшего мероприятия.
Наверное, нет никакого смысла измерять объемы заключенных сделок в рублях, долларах, процентах и иных единицах измерения, которыми пользуются чиновники, статистики и статистики, работающие на чиновников. Дело это, безусловно, нужное, но, в данном случае, не совсем адекватно отражающее экономические реалии. Куда важнее и интереснее посмотреть на заданные санкт-петербургским форумом стратегические векторы и обозначившиеся в результате тенденции. А здесь есть, на что обратить внимание. И, в первую очередь, на то количество внимания, которое, в рамках форума, было уделено малому и среднему бизнесу.
Его оказалось неожиданно много. Организаторы даже выделили под нужды малых и средних предпринимателей специальный «нулевой» день. И именно он стал, пожалуй, самым продуктивным и, одновременно стратегически важным для будущего российской экономики. И не только российской, если принять во внимание, что в подфоруме «Большой спрос на малый бизнес», организованном на площадке ПМЭФ, приняло участие около пятисот человек, в том числе гости из Западной Европы и Латинской Америки. Да и топ-менеджеры крупнейших российских компаний «нулевой день» вниманием не обошли. Все это, вместе взятое, да еще дополненное поручением президента Владимира Путина увеличить количество граждан России, занятых в сегменте малого и среднего бизнеса, на 1,4 миллиона к 2020 году и на 3 миллиона – к 2025, дает основания думать, что малое и среднее предпринимательствоимеет шансы в обозримом будущем стать если и не двигателем прогресса, то одним из его «локомотивов».

Правда, привычного высокохудожественного «трепа» из уст некоторых «экспертов» на дискуссионных площадках для этого недостаточно. Тем, от кого зависит выбор направления, в котором будет развиваться российская экономика, нужно не только спать в президиумах, но и, хотя бы изредка, вслушиваться в предложения, звучащие из уст практиков от предпринимательства. На основе которых сформулировать общепринятые «правила игры» и гарантировать их неизменность в течение относительно долгого временного промежутка. Основные проблемы, с разных сторон грызущие малый и средний бизнес Российской Федерации, давно и хорошо всем известны и от того, что в Санкт-Петербурге их лишний раз всуе помянули, во рту ни у кого слаще не стало. Но тот факт, что из бизнес-избы на всеобщее обозрение вынесли достаточно много мусора, говорит о желании не только самих представителей малого и среднего предпринимательства, но и отдельных кураторов направления в верхних эшелонах власти навести в своем доме хотя бы подобие порядка.
Взять, к примеру, такую тему, как допуск субъектов малого и среднего предпринимательства к жирному пирогу государственных закупок. В последнее время чиновники разного ранга и топ-менеджмент госкомпаний полюбили зачитывать победные реляции об успехах на данном фронте. Были озвучены красивые цифры и в Санкт-Петербурге. Однако вместе с ними достоянием общественности стал и тот факт, что, несмотря на расширение номенклатуры доступа МСП к госзакупкам, многие представители малого и среднего бизнеса не горят желанием участвовать в торгах. Прежде всего потому, что предлагаемые условия сотрудничества зачастую отбивают у них желание вообще связываться с госкорпорациями. Упростить процедуру госзакупок и, одновременно, сделать ее более прозрачной, можно было бы путем внесения изменений в федеральные законы 44 и 223, но Госдума уже несколько месяцев маринует необходимые поправки у себя под сукном, занимаясь более важными делами – типа борьбы с курильщиками и торрент-трекерами.
Еще одна популярная у профессиональных болтунов от политики и экономики тема – это инновации. Курс на них декларируется уже несколько месяцев, но по ходу ПМЭФ вдруг выяснилось, что инновационный рынок в стране отсутствует как таковой, и новые технологии, в случае появления на свет, будут обречены либо грустно болтаться в отечественном рукомойнике, либо утекать за рубеж под аплодисменты вице-премьера Аркадия Дворковича, вслух заявившего, что они никому тут не нужны, ибо их западные аналоги априори милее, румяней и белее. Поддали жару и российские банки, обвинившие малых и средних предпринимателей в отсутствии желания брать у них кредиты, но ни словом не помянувшие о своих грабительских процентах, погашение которых вынуждены субсидироватьмуниципальные и региональные бюджеты.
Это лишь несколько проблем из толстого перечня обозначенных предпринимателями-практиками на площадке Санкт-Петербургского международного экономического форума. Надо заметить, что принципиально неразрешимых среди них нет. Малый и средний бизнесРоссии сегодня полностью готов перейти на новый качественный уровень. Но только при условии наличия политической воли. В этом, пожалуй, и заключается главная загадка прошедшего форума. Станет ли он отправной точкой системного развития сегмента малого и среднего бизнеса или останется в памяти как очередные никого ни к чему не обязывающие, но забавные посиделки?

Источник: Центр развития предпринимательства Московской области

Кредитование

Основным источником средств для расширения бизнеса в российских условиях были и остаются кредиты на развитие малого бизнеса.

В данном разделе мы постарались в краткой и доступной форме представить основную информацию окредитах малому бизнесу в Московской области.

В разделе "Типовые требования банка к заемщикам" Вы узнаете о стандартных условиях, которые банки предъявляют к малым и средним предприятиям для получения ими кредита. В реальности, условия, предъявляемые при выдаче кредита предпринимателям, могут несколько отличаться от банка к банку, но перед походом в банк в любом случае полезно иметь эту обобщенную информацию.

В разделе "Кредитные продукты для предпринимателей" мы собрали для Вас информацию о видах и параметрах кредитов для предпринимателей, предоставляемых основными банками, активно работающими на рынке кредитования малого бизнеса в Московской области.

В разделе "Фонд микрофинансирования" Вы сможете подробней ознакомиться с принципами работы Московского областного фонда микрофинансирования, предоставляющего микрокредитыпредпринимателям в Подмосковье.

Раздел "Гарантийный фонд" посвящен деятельности Московского областного фонда содействия кредитованию, занимающегося выдачей поручительств по обязательствам подмосковных предпринимателей перед банками.

В разделе "МСП-банк" приведена справочная информация о деятельности ОАО «МСП-банк» - банка, на федеральном уровне уполномоченного заниматься развитием малого бизнеса путем расширения и облегчения доступа к банковскому кредитованию.

Также представляем Вам рэнкинги банков, кредитующих МСБ, разработанные "РА "Эксперт".

Таблица 1. Рэнкинг по объемам выдач кредитов МСБ по итогам 2013 года:

Место по итогам 2013 года № лицензии банка Банк Объем кредитов, выданных МСБ, млн рублей Темп прироста, 2013/2012, % Рейтинг (подуровень) кредитоспособности от «Эксперта РА»
1 481 Сбербанк России 912 474 736 442 23,9 -
1 623 ВТБ24 384 798 284 879 35.1 -
1 439 Банк «Возрождение» 256 556 225 791 13.6 -
2 275 УРАЛСИБ 248 044 287 687 -13.8 -
2 748 Банк Москвы 108 003 91 064 18.6 -
2 707 КБ «ЛОКО-Банк» 85 245 62 179 37.1 -
МИнБ 85 023 77 521 9.7 A (III)
Банк «Санкт-Петербург» 72 472 47 857 51.4 A++
2 210 Транскапиталбанк 65 038 64 772 0.4 A++
2 763 АКБ «Инвестторгбанк» 52 626 51 221 2.7 -
Запсибкомбанк 49 433 41 837 18.2 A+ (III)
- Банковская Группа «Открытие»* 44 334 48 728 -9.0 -
2 272 АКБ «РОСБАНК» 35 877 27 548 30.2 -
2 590 «АК БАРС» Банк 34 453 40 624 -15.2 -
2 225 КБ «Центр-инвест» 31 204 24 601 26.8 -
2 216 Банк Интеза 28 897 25 574 13.0 -
1 810 Азиатско-Тихоокеанский Банк 26 791 13 883 93.0 A+ (I)
3 176 БАЛТИНВЕСТБАНК 26 414 19 581 34.9 -
ЧЕЛИНДБАНК 24 604 23 762 3.5 -
3 058 АИКБ «Татфондбанк» 24 285 13 064 85.9 A (III)
Банк АВБ 23 295 11 736 98.5 A (III)
3 255 Банк ЗЕНИТ 23 079 24 334 -5.2 -
1 730 Первый Республиканский Банк 22 320 15 081 48.0 -
3 461 Первобанк 20 771 22 283 -6.8 -
УБРиР 19 940 17 773 12.2 -
2 518 КБ «Кубань Кредит» 19 823 17 722 11.9 -
ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК 17 477 20 173 -13.4 A+ (I)
1 455 Автоградбанк 17 024 11 667 45.9 A+ (III)
АКБ «Энергобанк» 16 880 12 504 35.0 A (I)
1 978 МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК 15 600 8 649 80.4 A++
Энергомашбанк 14 820 15 235 -2.7 A (III)
1 637 КБ «СДМ-БАНК» 14 718 11 776 25.0 -
2 562 БИНБАНК 13 313 10 335 28.8 A+ (III)
3 205 РУССТРОЙБАНК 12 030 11 667 3.1 A (II)
СКБ-банк 10 864 20 073 -45.9 A+ (III)
- Финансовая Группа Лайф** 9 911 11 319 -12.4 -
1 776 Банк «Петрокоммерц» 9 490 2 414 293.2 A+ (II)
2 584 Кредит Урал Банк 8 762 6 550 33.8 A+ (I)
2 880 КБ «АГРОПРОМКРЕДИТ» 8 644 8 317 3.9 -
2 268 МТС-Банк 8 540 7 802 9.5 -
2 859 КБ «НЕФТЯНОЙ АЛЬЯНС» 7 888 4 704 67.7 B++
Банк «Кредит-Москва» 7 546 6 598 14.4 A+ (III)
2 377 ИнвестКапиталБанк 6 867 8 399 -18.2 -
1 053 КБ Финансовый стандарт 6 456 4 012 60.9 A (III)
2 542 ФИА-БАНК 5 862 6 945 -15.6 B+
3 077 КБ «Нацинвестпромбанк» 5 629 7 508 -25.0 A (III)
2 767 РОСАВТОБАНК 5 478 4 656 17.7 A (II)
2 324 Банк «Клиентский» 5 442 2 198 147.6 A (III)
2 733 СКБ Приморья «Примсоцбанк» 5 358 4 061 32.0 -
КБ «Акцепт» 5 138 5 425 -5.3 A+ (III)
Ижкомбанк 4 866 4 057 20.0 A (I)
ОИКБ «Русь» 4 847 3 997 21.3 -
Банк «Первомайский» 4 466 5 645 -20.9 A (III)
1 752 АККСБ «КС БАНК» 4 307 4 098 5.1 A (III)
2 654 КБ «Унифин» 4 079 3 960 3.0 A (III)
2 771 КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» 3 990 10 350 -61.4 B++
3 053 Гранд Инвест Банк 3 961 н. д. н. д. A (III)
2 011 АКБ «ЭКОПРОМБАНК» 3 638 4 101 -11.3 B++
1 378 Тихоокеанский Внешторгбанк 3 544 4 173 -15.1 A (III)
1 809 НГАБ «Ермак» 3 437 2 677 28.4 A (I)
АКБ «Урал ФД» 3 437 3 018 13.9 -
Тверьуниверсалбанк 3 168 4 284 -26.1 A (I)
2 838 КБ «СИНКО-БАНК» 3 129 2 526 23.9 A (II)
2 772 ЮГ-Инвестбанк 3 045 2 505 21.6 A (I)
2 816 БАНК СГБ 2 958 4 572 -35.3 A (II)
3 368 СМП Банк 2 955 2 200 34.3 -
2 156 НЕФТЕПРОМБАНК 2 573 315.3 A (I)
2 900 АКБ «Земский банк» 2 344 2 025 15.8 A (III)
3 286 Дагэнергобанк 2 256 4 720 -52.2 A (III)
1 343 Банк «Левобережный» 2 240 2 257 -0.8 A (I)
2 782 АКБ «РБР» 2 139 2 887 -25.9 B++
2 807 АКБ «Трансстройбанк» 2 041 1 679 21.6 A (III)
3 311 КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК 2 024 2 575 -21.4 -
2 211 Росэнергобанк 1 995 2 088 -4.5 -
КБ «ГТ банк» 1 875 1 165 60.9 A (II)
3 073 РГС Банк 1 858 1 688 10.1 A (I)
2 995 КБ «СТРОЙЛЕСБАНК» 1 685 2 127 -20.8 A (II)
Меткомбанк 1 594 1 600 -0.4 -
2 207 АКБ «Спурт» 1 569 72.5 -
2 731 ВостСибтранскомбанк 1 522 1 751 -13.1 A (III)
КБ «Кольцо Урала» 1 349 35.6 A+ (III)
3 236 КБ «СОЮЗНЫЙ» 1 177 1 423 -17.3 A (I)
Холмсккомбанк 1 095 1 042 5.0 A (II)
2 388 АКБ «АлтайБизнес-Банк» 22.9 B++
ЗЕМКОМБАНК 8.8 A (III)
1 288 Ставропольпромстройбанк 390.3 A (I)
ПЕРВОУРАЛЬСКБАНК -23.8 A (III)

Таблица 2. Рэнкинг по портфелю кредитов ИП по итогам 2013 года:

Место по итогам 2013 года № лицензии банка Банк Остаток ссудной задолженности по кредитам, выданным ИП, млн рублей Темп прироста, 01.01.2014/01.01.2013, % Рейтинг (подуровень) кредитоспособности от «Эксперта РА»
на 01.01.2014 на 01.01.2013
1 481 Сбербанк России 290 999 227 364 28.0 -
3 349 Россельхозбанк 69 877 66 718 4.7 -
1 623 ВТБ 24 59 287 44 728 32.5 -
СКБ-банк 15 023 15 756 -4.6 A+ (III)
2 216 Банк Интеза 12 366 12 918 -4.3 -
3 251 Промсвязьбанк 12 125 11 793 2.8 -
2 209 НОМОС-БАНК 9 586 8 082 18.6 -
3 292 Райффайзенбанк 8 824 5 559 58.7 -
2 275 УРАЛСИБ 8 676 9 214 -5.8 -
2 748 Банк Москвы 7 148 3 269 118.7 -
1 971 ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК 6 773 4 975 36.2 A+ (I)
2 272 АКБ «РОСБАНК» 5 944 5 701 4.3 -
2 771 КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» 5 772 8 338 -30.8 B++
УБРиР 5 337 3 181 67.8 -
2 225 КБ «Центр-инвест» 4 360 4 186 4.2 -
1 000 Банк ВТБ 4 353 3 176 37.1 -
2 268 «МТС-Банк» 4 150 4 617 -10.1 -
2 590 «АК БАРС» БАНК 4 126 3 948 4.5 -
«МДМ Банк» 3 844 4 785 -19.7 -
1 776 Банк «Петрокоммерц» 3 727 1 263 195.2 A+ (II)
1 810 Азиатско-Тихоокеанский Банк 3 604 2 611 38.0 A+ (I)
1 966 НБД-Банк 3 230 3 128 3.3 -
2 179 Банк «ОТКРЫТИЕ» 2 756 3 015 -8.6 -
2 562 БИНБАНК 2 582 1 705 51.4 A+ (III)
1 326 АЛЬФА-БАНК 2 398 1 950 23.0 -
2 733 СКБ Приморья «Примсоцбанк» 2 173 1 733 25.4 -
2 306 АКБ «Абсолют Банк» 2 084 1 932 7.8 A++
2 707 КБ «ЛОКО-Банк» 2 022 1 538 31.5 -
2 888 РОСТ БАНК 1 867 598.4 A (I)
ЮниКредит Банк 1 807 1 551 16.6 -

Источник: оценка «Эксперта РА», по данным Банка России

Дед Мороз опять подарил бизнесменам изменения в законодательстве

http://www.mspmo.ru/public/detail/publi/Ded-Moroz-opyat-podaril-biznesmenam-izmeneniya-v-zakonodatelstve/

19 февраля 2017

Тема настоящей публикации на нашем сайте для предпринимателей – новации взаконодательстве, по которым бизнесу, в т.ч. малому и среднему предпринимательству, придется жить в наступившем 2017 году.

Всем нам доподлинно известно, что каждую новогоднюю ночь из леса выходит дедушка Мороз с мешком подарков для тех «мальчиков и девочек», в том числе из сегмента малого и среднего бизнеса, которые хорошо вели себя в прошлом году: вовремя платили налоги государству и зарплаты сотрудникам, инвестировали в модернизацию производства и принимали активное участие в социальных проектах регионов и муниципалитетов. Правда, в отличие от обычных детишек, которым добрый дедушка все время дарит разные книжки и игрушки, предпринимателям он ежегодно приносит одно и то же – изменения в действующем российском законодательстве.
Не стал исключением и наступивший год красного революционного Петуха. В отличие от прошлогодних января-февраля, правила игры в сфере предпринимательства поменялись не столь кардинально. Однако без определенного количества нововведений традиционно не обошлось, и большинство из них напрямую касаются малого и среднего бизнеса. Даже те, которые, на первый взгляд, приняты исключительно в интересах крупного капитала. Ну, на то, что серьезные акционеры солидных компаний больше не обязаны испрашивать согласия «малюсеньких» миноритариев, владеющих единственным процентом акций, на проведение любой сделки, даже если она является не профильной, малому и среднему бизнесу откровенно наплевать. Хозяин – барин. Зато резкое юридическое сужение понятия «аффилированность», как минимум, настораживает.
Отныне заинтересованными лицами при заключении любых сделок могут считаться только обладатели не менее 50% акций предприятия или люди, имеющие право назначать директора. Все остальные акционеры из-под антикоррупционного удара выведены.
Одновременно, компании получили официальное право заключать сделки с собственными сотрудниками. А, самое главное, новые законы разрешают руководству фирмы подписывать мелкие договоры на поставку того или иного товара со своей ближайшей родней. Иными словами, теща условного Германа Грефа получила право поставлять карандаши для Сбербанка, а двоюродный брат не менее условного Алексея Миллера на законных основаниях может эксклюзивно снабжать маринованными огурцами столовые Газпрома. Небольшими партиями, разумеется. И даже «ежикам» понятно, что конкурировать с ними всем другим поставщикам будет архисложно.
Кое-какие изменения коснулись и налогового законодательства. Правда, для малого и среднего бизнеса весь позитивный эффект от этого сводится лишь к некоторому упрощению документооборота. Так, все социальные взносы, кроме взносов на производственный травматизм, теперь принимаются в одном месте – у налоговиков, причем, по одному документу. Лишь средства, предназначенные для возмещения последствий травм на рабочих местах, оставили «на кормление» Фонду социального страхования. Второе важное отличие года Петуха от года Обезьяны заключается в том, что все пояснения к декларации по НДС бухгалтеры предпринимателей теперь обязаны подавать лишь в электронном виде. Использование для этих целей бумаги отныне считается серьезным нарушением и достаточным поводом для привлечения к ответственности.
Бухгалтерам, кстати, дедушка Мороз подогнал еще и подарочек в виде изменения бланков деклараций по налогу на прибыль, НДС, транспортному налогу и «упрощенке». Внимательно изучая их, можно провести свободное время с гораздо большей пользой, чем просматривая дурацкие телевизионные ток-шоу и сериалы. И, между прочим, подобных телезрителей с финансовым образованием в стране может поубавиться еще и потому, что полку «упрощенщиков» должно прибыть. В соответствии с новыми законами, этот вид налогообложения могут выбрать компании, чей доход за 9 месяцев не превышает 112,5 миллиона рублей, а за полный год – 150 миллионов в той же валюте.

Разумеется, не обошли законодатели вниманием и такой знаковый сегмент отечественного бизнеса, как розничная торговля. При этом, заметнее всего новыми правилами «влепили» по крупным торговым сетям.
Прежде всего, им законодательно запретили взимать с поставщиков более 5% от стоимости товара за его продвижение на своих полках и витринах. А вдогонку для них сократили сроки расчетов за поставку продовольственных товаров. Теперь оплачивать их придется не позднее 40 дней с момента приобретения. А если срок годности продукта невысок, то и не позднее 8 дней. Все ранее заключенные договоры с иными условиями расчетов 1 января в один миг стали недействительными.
Впрочем, малым, средним и индивидуальным предпринимателям, вытесненным ритейлерами с рынка, излишне злорадствовать не стоит, поскольку о них законотворцы тоже не забыли. Всем им предстоит долгий и мучительный переход на контрольно-кассовую технику нового поколения.
С 1 февраля сего года аппараты, не способные выходить в Интернет, уже не регистрируют. Остающиеся в строю кассы старого образца должны быть «отправлены на дембель» до 1 июля. А с первого января 2018-го «чудом враждебной техники» должны оснастить свои рабочие места даже «патентщики» и «вмененщики», ранее видевшие кассы только в торговых центрах или читавшие о них в Интернете.
В этом, пожалуй, и заключаются основные изменения в действующем законодательстве, касающемся

Наши рекомендации