Четвертая фаза: укрепление предприятия; развитие предприятия как системы

В четвертой фазе СЭО предприятие следует рассматривать уже в качестве элемента единого отраслевого ансамбля, т.е. группы предприятий туризма, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, факторами успеха и развития которых является оперативность и совместность действий.

Для этого этапа стратегического развития характерны такие начинания, как порождение новых подразделений, приобретение, слияние, отторжение - все это с помощью финансовых рычагов, расширяющих и умножающих имеющиеся у отдельных предприятий ресурсы. Но финансовый рычаг имеет две функции - сбора средств и их использование. Для сбора средств необходимо создание определенной обстановки или авторитета в финансовом или деловом мире, а также среди акционеров и предпринимателей. Вторая функция сопряжена с проблемой средств и стратегией с системной организацией.

Практически во всех странах отдавалось предпочтение финансовому костяку системы, то есть такой структуре, которая номинально обеспечивает снабжение экономическими ресурсами, но фактически эту функцию осуществляет руководитель или аппарат управления, контролирующий операции. Организационной стороне и совместности оперативных действий придавалось мало значения. Происходило это по трем причинам:

1. Ясно, что первейшая забота руководителя - расширять, укреплять и обеспечивать власть и контроль над предприятием.

2. Когда создается новое предприятие, внимание его руководителей сосредотачивается на его экономичности, на завоевании новых рынков, словом, главная цель - доказать, что они находятся на высоком предпринимательском и коммерческом уровне; внимание их обращено на цифры, являющиеся объективным доказательством достигнутых результатов. Все прочее - лишь слова и благие намерения.

3. Разветвленность и децентрализованность структур усугубляет соперничество и конкуренцию между турфирмами. Почти исключено соблюдение какого-либо оперативного правила или нормы, положенных в основу взаимообмена и сотрудничества, если они идут вразрез с интересами производственной единицы или даже просто нейтральны.

Обычно почти всегда устанавливается правило, согласно которому туристские услуги или их компоненты приобретаются турфирмами, входящими в группу, имеющую общий деловой интерес, "на равных условиях".

В то же время предприятие как разветвленная и полицентричная система может существовать изолированно. Но специфика отрасли экономики туризм позволяет судить о предпочтительности объединения предприятий для решения совместных задач. Однако, важным является учет двух важнейших соображений.

1. Система предприятий должна быть продумана таким образом, чтобы совместные начинания или стратегическая прибавочная стоимость порождались бы необходимостью, самой природой вещей или взаимной выгодой, то есть фактором внутренним, заложенным в самой структуре, а не эфемерным патриотизмом или благими намерениями.

2. Отсутствие или слабая совместность начинаний не могут сыграть роковой роли для системы как для традиционной, плотной, замкнутой организационной структуры. Этот недостаток в худшем случае грозит тем, что сократится или будут упущены выгодные возможности. Иначе говоря, система предприятий - более надежна. Само собой разумеется, это второе соображение справедливо только в том случае, если структура системы хорошо продумана и обладает высокой оперативностью.

Основное соображение в пользу объединения групп предприятий в систему в большинстве случаев сводится к тому, что структура может обеспечить высокий уровень оперативности и экономию сил руководителей аппарата управления и координации.

Разветвленность и сложность современного туристского мира такова, что ни одна структура, сверх определенного минимального размера, не могла бы уже хорошо работать при централизованном управлении; это неизбежно вызвало бы совершенно неприемлемое ухудшение качества туристских услуг и разбазаривание сил.

К этому следует добавить, что средний уровень профессиональной подготовки в области экономики, финансов и организации производства за последние двадцать лет значительно вырос (при всех огрехах учебных заведений); усилилась также тенденция со стороны руководителей браться за работу, которая сопряжена не только с большой ответственностью, но и с большой самостоятельностью. Исходя из вышесказанного, следует, что развитие четвертой фазы стратегического процесса сопряжено с двумя дополнительными и существенными аспектами: структура власти и контроля и структура операций и совместных начинаний. Из вышеизложенного следует: в четвертой фазе стратегического обновления главной целью предприятия должно быть максимальное увеличение эффективности и результативности всей системы путем создания стратегической прибавочной стоимости при помощи взаимосвязей между составляющими систему компонентами.

Контрольные вопросы к Теме 2.

1. Охарактеризуйте виды планирования

2. Перечислите и охарактеризуйте принципы планирования

3. В чем различия между оперативным и тактическим планированием

4. Охарактеризуйте процесс стратегического обновления предприятия ресторанного сервиса

ТЕМА 3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА

Изучив тему, Вы сможете:

- знать цели, задачи и функции бизнес-плана;

- уметь определить работы, предшествующие составлению бизнес-плана;

- знать требования к бизнес-плану и особенности его составления;

- уметь охарактеризовать технологию и этапы разработки бизнес-плана.

3.1. Цели и задачи бизнес-плана.

Бизнес-план предприятия является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности. Разработка бизнес-плана позволяет эффективно использовать планирование бизнеса для грамотного управления предприятием.

В условиях рынка и жесткой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий:

· администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке;

· существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие;

· при постановке целей предприятия менеджмент активно использует планирование, строго контролируется и выполняется каждый шаг плана для их достижения;

· администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой фирмы.

Цель разработки бизнес-плана - дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, то есть спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.

Бизнес – план убережет от «провальной» идеи и избавит от дорогостоящего «обучения на собственных ошибках».

Побудительными причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:

· сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставля­ет предпринимателя объективно, критически и беспристрастно взгля­нуть на свой бизнес со всех его сторон. План - это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;

· бизнес-план является тем рабочим инструментом, который принадлежащем использовании поможет предпринимателю оперативно кон­тролировать и управлять фирмой;

· законченный бизнес-план является средством предпринимателя для сообщения идей своего бизнеса всем заинтересованным лицам (банковскому менеджеру, другим финансовым инвесторам, государственным учреждениям, профессиональным консультантам и др.), включая работников фирмы.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончает­ся плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается.

Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод, например:

· заставляет руководителей активно заниматься перспективами фирмы;

· позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;

· устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;

· заставляет менеджера четче и конкретнее определить цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

· делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям ры­ночных ситуаций, то есть уменьшает время адаптации;

· устанавливает обязанности и персональную ответственность всех руководителей фирмы по обеспечению достижения поставленных целей.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

· определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

· сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

· выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также оценить из­держки по их созданию и реализации;

· оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

· определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразо­ванию, каналам сбыта и т.п.;

· оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответ­ствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;

· предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Как показывает практика, потребность в подготовке бизнес-плана четко прослеживается при решении таких актуальных вопросов деятельности фирмы, как:

· обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

· подготовка заявок на получение кредитов существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм;

· открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

· перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых направлений и способов осуществления ее деятельности;

· получение государственных и муниципальных дотаций;

· составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;

· выход фирмы на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

Внешние и внутренние цели

Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план фирмы начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.

Внешние цели, для которых составляется бизнес-план предприятия - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.

Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес-план инвестиционного проекта, это, по сути - его визитная карточка. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений сделанных разработчиком инвестиционного проекта.

Грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта является обязательным условием получения банковского кредита. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне менеджмента предприятия, его невладении ситуацией, и делает получение кредита в банке практически невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию. Это означает, что банк, учитывая более высокий риск невозврата кредита, обязательно увеличит величину процентов по кредиту в сторону увеличения, а кредит соответственно - станет дорогим и невыгодным.

Гораздо более важными для фирмы являются внутренние цели, для четкого видения и понимания которых необходимо составить бизнес-план предприятия.

Внутренние цели - планирование бизнеса, обучение и проверка знаний менеджмента предприятия, понимания им рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях. Понимание того, как правильно составить бизнес план, становится обязательным требованием к подготовке любого менеджера, управленца и бизнесмена.

Составив бизнес-план фирмы, можно сделать предприятие более эффективным, управляемым и прибыльным, сможете с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.

Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследова­ния различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).

3.2. Функции бизнес-плана

Выделяют пять основных функций бизнес-плана:

· Бизнес-план как основа для разработки концепции ведения бизнеса.

· Бизнес-план как инструмент оценки фактических результатов деятельности компании.

· Бизнес-план как средство привлечения инвестиций.

· Бизнес-план как средство формирования команды.

· Бизнес-план как инструмент анализа собственной деятель­ности.

У бизнес-плана есть несколько основных фун­кций. Во-первых, бизнес-план необходим как подроб­ное описание будущих действий - проще сначала «проиграть» все возможные ситуации на бумаге и постараться предусмотреть раз­личные варианты действий в зависимости от изменяющихся условий. Во-вторых, когда начинается его реализация, можно срав­нивать фактические результаты, которых достигли, с заплани­рованными, оценивая, таким образом, насколько успешно про­двинуты к поставленной цели. И, наконец, то, что считается ос­новной функцией бизнес-плана - инструмент привлечения средств, ведь практически ни один кредитор или инвестор не даст средств просто так, а одним из основных критериев для принятия решения о предоставлении ресурсов является тщательно прорабо­танный бизнес-план.

Бизнес-план - один из основных документов, определяющих развитие фирмы.

Функции, которые выполняет бизнес-план, определяют и требования к нему. С одной стороны, это должен быть деловой документ, напи­санный достаточно строгим формальным языком, с точными цифра­ми, цитатами, обоснованием расчетов и т.п. С другой стороны, бизнес-план - это реклама проекта и при помощи бизнес-плана надо убедить инвестора «купить» проект. Он должен привлекать внимание, вызывать интерес и желание действовать. Бизнес-план читают живые люди, поэтому они скорее откликнутся на живое и увлекательное из­ложение материала с интересными приложениями и комментариями (в том числе с использованием графиков, схем, видео- и аудиоматериалов), чем на сухое предложение с ворохом больших трудно воспринимаемых таблиц. Не надо забывать и о том, что по бизнес-плану будут судить возможные партнеры, поэтому большое значение имеет его оформление - попробовать встать на место «инвестора» и представить, какое впечатление о создателе плана и его гениальном проекте может вызвать небрежно оформленный документ с орфографически­ми ошибками и фактическими неточностями. Вряд ли хорошее - ведь если человек так относится к документам и партнерам, которые их будут читать, высока вероятность, что и к самому делу он будет от­носиться так же небрежно.

Бизнес-план позволяет тем, кто знакомится с ним, понять замысел и служит основой для привлечения финансовых и других ресурсов, а это обстоятельство требует, чтобы бизнес-план имел общепринятую струк­туру и оформление. Гениальная, но плохо сформулированная и обосно­ванная, а также неряшливо оформленная идея - это «Золушка, которой не суждено стать принцессой».

В целом к разработке бизнес-плана надо отнестись как к первому и самому важному шагу в развитии своего бизнеса - и тогда будет гораздо больше шансов на его реализацию.

3.3. Работы, предшествующие составлению бизнес-плана.

Составлению бизнес-плана предшествуют следующие работы:

· анализ и оценка текущего состояния предприятия;

· анализ потребностей и проблем рынка (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятия на рынке);

· анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли, к которой принадлежит предприятие, факторов макросреды предприятия (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);

· определение основных направлений и формулирование количественно обоснованных целей деятельности предприятия на расчетный период;

· разработка планов действий, обеспечивающих достижение уста­новленных целей, и определение необходимых для этого ресурсов.

Наиболее важным среди предшествующих составлению бизнес-плана этапов является выбор сферы предпринимательства и определение ее границ. Проблема рационального выбора осложняется тем, что сфер (или направлений) предпринимательской деятельности довольно много, так же как и критериев оценки их эффективности.

Опыт быстро растущих компаний показывает, что в настоящее время наиболее предпочтительными являются следующие виды бизнеса:

· оказание различных услуг;

· общественное питание;

· торговля потребительскими и продовольственными товарами;

· строительство жилья;

· туризм;

· деятельность, связанная с недвижимостью, и другие.

3.4. Требования к бизнес-плану и особенности его составления.

Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомен­дуется с прогнозом на несколько лет. Для первого и второго года основ­ные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке (а при возможности даже в помесячном разрезе, особенно для первого года), и только начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показате­лями.

Структура бизнес-плана и его детализация определяются направлен­ностью и масштабом задуманного дела, то есть спецификой объекта, сфе­рой деятельности фирмы, организационным состоянием, размерами пред­полагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста.

Так, например, одно дело - открыть видеотеку, Другое - организо­вать производство какой-либо продукции.

В первом случае бизнес-план требует минимальной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать: надо только выяснить, где снять и как оборудовать помещение, как приобрести аппаратуру, у кого и по ка­кой цене приобретать видеозаписи, какую установить цену на входные билеты и т.п. Во втором случае бизнес-план необходимо разработать в полном объеме, проведя при этом достаточно трудоемкие и сложные ис­следования.

При всем многообразии форм предпринимательства сущест­вуют ключевые положения, применимые практически во всех об­ластях коммерческой деятельности и для разных фирм, необхо­димые для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти по­тенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и такти­ки производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.

3.5. Бизнес-план для привлечения инвестора.

В настоящее время в России бурно протекает процесс форми­рования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капиталовложений. Успешное фор­мирование нового бизнеса также не может обойтись без четкого и объективного планового проекта. Статистические данные о не­удачах новых предприятий указывают на то, что риск достаточно велик. Для предвидения и возможного предотвращения этих проблем и используется планирование бизнеса.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-пла­на способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по кото­рым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устра­нению которых придется уделить существенное внимание.

Если предприниматель направится к коммерческому заимо­давцу или потенциальному инвестору с отличными инновацион­ными идеями, но без готового бизнес-плана, его попросят подго­товить соответствующую плановую программу и придти еще раз, или, что еще хуже, его больше не воспримут всерьез и больше не пригласят. Бизнес-план обязательно должен быть составлен и представлен, если предприниматель хочет, чтобы с ним имели дело.

Бизнес-план для привлечения инвестора имеет свою специфику. Основными задачами в данном случае является убедить инвестора в выгодности для него вложений в представляемый ему инвестиционный проект.

Бизнес-план, представляемый инвестору обычно имеет небольшой объем, как правило, это 8-10 листов и он носит характер краткого резюме инвестиционного проекта. В нем должны быть представлены только цели, результаты проведенного исследования рынка, суть проекта, требуемые и имеющиеся ресурсы, предполагаемые результаты от его реализации, основные показатели и краткие выводы.

Основной задачей такого резюме бизнес-плана является заинтересовать инвестора и заставить его ознакомиться с проектом подробнее, так как предложений может быть много, и первое впечатление может оказаться решающим.

Если инвестора заинтересует представленный бизнес-план инвестиционного проекта, он захочет получить более подробную информацию. Подробный бизнес-план имеет большой объем и описывает все стороны проекта. Для того, чтобы убедить инвестора в серьезности предложения, лица представляющие проект, и в первую очередь руководитель, должны показать полную информированность о всех основных моментах представляемого инвестиционного проекта.

Для успеха презентации бизнес-плана инвестиционного проекта нужно основательно подготовиться и попробовать самому себе задать вопрос о том, что бы делали Вы на месте инвестора, какие бы вопросы Вы задали. После этого найдите приемлемые и честные ответы на собственные вопросы. Кроме того, нужно быть психологически готовым к неожиданным вопросам, жесткой критике и скептическому отношению к проекту, Вашей компетенции и профессиональным качествам.

Кроме отдачи от инвестиций инвестора будет интересовать риск при участии в проекте и возможные варианты его оптимизации, а также возможность контроля положения дел предприятия и действий его руководства. Нужно также заранее хорошо обдумать все возможные варианты участия сторон в проекте и определиться со стратегией ведения переговоров.

3.6. Составители бизнес-плана.

О том, как написать бизнес-план можно рассказывать очень много и подробно, но все же есть всего лишь три варианта:

1. Заказать написание бизнес-плана профессиональным консультантам;

2. Поставить задачу написать бизнес-план перед персоналом собственного предприятия;

3. Написать бизнес-план самостоятельно.

Возможны комбинации двух или всех трех вариантов. Рассмотрим преимущества и недостатки каждого из них:

1. Заказать написать бизнес-план профессиональным консультантам.

Недостатки:

· такой вариант является относительно более дорогим по сравнению с другими;

· привлеченные консультанты почти наверняка не владеют знаниями технологий и специфики производственных процессов Вашего или проектируемого предприятия, что означает, что им потребуется время на то, чтобы разобраться в этом вопросе и возможно потребуется привлечение технических экспертов со стороны;

· проблема доверия заказчика к качеству работы и профессиональной подготовке привлекаемых консультантов.

Преимущества:

· профессиональные консультанты знают, как написать бизнес-план, поэтому высока вероятность получить профессионально сделанный и грамотно оформленный проект бизнес-плана;

· в случае если проект делается для уже работающего предприятия, его персонал будет значительно меньше отвлекаться от выполнения своих текущих и ежедневных задач;

· незаинтересованность и непредвзятость сторонних консультантов в результатах оценки инвестиционного проекта и возможность посмотреть на проект чужими глазами может помочь выявить и устранить недостатки и слабые места проекта еще на этапе проектирования.

2. Поставить задачу написать бизнес-план перед персоналом собственного предприятия.

Недостатки:

· персонал Вашего предприятия может не знать, как написать бизнес-план и не иметь достаточной подготовки для подготовки грамотного проекта;

· работники предприятия могут быть завалены текущей работой и не иметь ни времени ни желания написать бизнес-план;

· персонал работающего предприятия зависим от администрации, может иметь свои интересы, что наверняка повлияет на объективность оценки и выводы по проекту.

Преимущества:

· не требуется нести дополнительные затраты по сравнению с привлечением консультантов, если персонал знает, как написать бизнес-план;

· персонал работающего предприятия, как правило, хорошо знаком с технологическими и прочими схемами и особенностями предприятия.

3. Написать бизнес-план самостоятельно.

Недостатки:

· Вы можете не знать, как написать бизнес-план и не обладать профессиональной подготовкой и знаниями для подготовки грамотного проекта или Вам понадобятся значительные затраты времени и сил на обучение;

· Вы можете не иметь времени на подготовку проекта;

· Есть сомнения в том, что Вы все сделаете правильно.

Преимущества:

· Этот вариант самый дешевый;

· Вам придется самому разобраться во всех деталях проекта, что даст Вам возможность очень хорошо разобраться в механизме функционирования предприятия и сделает управление бизнесом более грамотным и эффективным, а значит наверняка принесет и вполне осязаемые результаты;

· Вы будете знать, как написать бизнес-план, когда задумаете следующий проект.

Какому же варианту отдать предпочтение?

На этот вопрос нет однозначного ответа, но все же оптимальным будет использование комбинации вышеуказанных вариантов. В случае, если нужен проект бизнес-плана под работающее предприятие, написать бизнес-план можно поручить персоналу предприятия с его дальнейшей передачей в стадии полной готовности на экспертную оценку независимым профессиональным консультантам.

Очень разумно будет также провести техническую и технологическую экспертизу соответствующих частей проекта независимыми экспертами со стороны, в качестве которых могут выступить проектный или научно-исследовательский институт, специалисты работающие на аналогичных предприятиях.

Важным моментом при составлении бизнес-плана является степень участия в этом процессе самого предпринимателя. Личное уча­стие руководителя в составлении бизнес-плана настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится из­вестно, что бизнес-план был подготовлен консультантами со стороны, а руководителем был лишь подписан. Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов, совсем наоборот, привлечение экс­пертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом - состав­ление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразность и обоснованность своего замысла.

3.7. Технология разработки бизнес-плана.

Менеджеры компании постоянно работают в условиях динамично изменяющейся среды. Поэтому достоверное планирование, являясь важной частью деловой активности, обеспечивает надежность функционирования предприятия. Однако в значительном числе компаний реальное планирование далеко не всегда является комплексным и завершенным, поскольку многие менеджеры порой стараются его избегать, считая эту работу скучной, рутинной и необходимой только для крупных компаний. В кругу этого персонала бытует мнение, что можно эффективно руководить компанией без формально составленного бизнес-плана, являющегося лишь атрибутом бюрократической системы управления. Лишь не многие менеджеры реально занимаются плановой работой, понимая свою недостаточную квалификацию. Отсутствие реального планирования обходится компаниям очень дорого. Так, работники, не понимая целей и зная планы компании, порой не воспринимают и ее требований к своей работе.

Процесс планирования бизнеса - это также самооценивающая деятельность, имеющая существенное значение для компании. Она должна осуществляться на регулярной основе, даже вне зависимости от воздействия, такого привлекательного фактора как возможное дополнительное финансирование. Самооценка компании, к примеру, может быть представлена в совокупности с финансовым бюджетом последующего года.

Цели компании могут уточняться в результате периодической ее оценки. Это позволяет лучше понять стратегию и тактику их достижения. Реалистичные и конкретные цели необходимо устанавливать по всем функциям управления бизнесом, основываясь на анализе отрасли, рынка и компании.

Перед составлением бизнес-плана для нового проекта рекомендуется, в первую очередь, обеспечить предварительную возможность его изучения. Необходим ли он? Если да, то должны быть сделаны определенные дополнительные исследования по изучению проекта.

В последующем, после установления целей компании, составляется стратегический план, включающий постановку задач для всех функций управления бизнесом. Этот план координирует функции управления, связывая воедино плановые показатели и исходную информацию.

Что мы обычно де­лаем, когда берем в руки новую незнакомую книгу? Скорее все­го, смотрим предисловие, содержание и сведения об авторе - ведь эта информация может помочь нам решить, стоит ли вообще чи­тать эту книгу. Точно так же инвестор или партнер, которому мы предлагаем участвовать в проекте, должен из первых нескольких страниц документа - резюме бизнес-плана и описания компании получить максимум полезных сведений, чтобы решить, стоит ли дальше иметь дело с нами и нашим проектом. Значит, с одной стороны, в этот раздел бизнес-плана имеет смысл включить как можно больше важной информации. Но, с другой стороны, люди, распоряжающиеся значительными финансовыми ресурсами, высоко ценят свое время и не будут тратить его зря, поэтому оформление бизнес-плана должно быть очень кратким - не более 2-3 страниц. Со­блюсти одновременно оба эти требования - емкости и краткос­ти - непросто, но без этого бизнес-план может потерять по­ловину шансов на успех, и это одна из причин того, что оформление обычно делается после того, как разработан весь бизнес-план в целом - так проще выделить наиболее важные и значи­мые для инвестора сведения.

Первое, а иногда и основное, впечатление о создателе плана и его проекте у потенциального инвестора складывается от внешнего вида и оформления бизнес-плана. Поэтому желательно, чтобы бизнес-план был напечатан красиво, на хорошей бумаге, начинался с об­ложки и оглавления, указывающего, на каких страницах можно найти те или иные сведения.

В принципе, весь бизнес-план можно представить в виде ответов на определенные вопросы, которые задает инвестор, прежде чем вкладывать средства в проект.

1. В чем состоит цель предлагаемого проекта?

2. В какой области и что именно будет делать компания?

3. Чем компания и/или продукция отличается от существующих на рынке, в чем основные преимущества?

4. Как именно будет реализован проект (этапы, сроки, последователь­ность действий)?

5. Сколько средств необходимо вложить в проект и на каких условиях (формы кредита или участия в прибылях, проценты по кредиту, доля инвестора в акционерном капитале)?

6. Каковы основные источники финансирования проекта (сколько компания может вложить собственных средств, откуда планирует получить дополнительные ресурсы и т.п.)?

7. Какими финансовыми показателями характеризуется проект (сроки окупаемости проекта и возврата вложенных средств, рентабельность, прибыль на вложенный капитал и т.п.)?

8. Какие риски существуют в проекте (потери вложенных средств, недостижение запланированной прибыли и т.п.), и насколько вероятны различные исходы?

Смотря на качественное и грамотное оформление бизнес – плана, инвестор (партнер, кредитор) должен получить определенные представления о компании или проекте и сделать вывод, имеет ли смысл читать дальше и подробно рассматривать пред­ложенный бизнес-план. План должен быть исчерпывающим и включать обсуждение организационной стратегии достижения преимуществ компании и преодоления потенциальных трудностей. Бизнес-план должен быть представлен в привлекательной, а не сверхсложной форме и размножен в достаточном для его рассмотрения количестве экземпляров. Многие менеджеры некорректно оценивают продолжительность времени, в течение которого разрабатывается план. Но включившись в этот процесс, менеджер понимает, что хотя трудность его разработки чрезвычайно велика, но этот процесс трудно переоценить с точки зрения нормального функционирования компании.

3.8. Этапы разработки бизнес-плана.

       
  Четвертая фаза: укрепление предприятия; развитие предприятия как системы - student2.ru
 
    Четвертая фаза: укрепление предприятия; развитие предприятия как системы - student2.ru

Рис. 4. Примерная схема организации работы по разработке бизнес-плана

Четвертая фаза: укрепление предприятия; развитие предприятия как системы - student2.ru

Рис. 5. Концепция разработки бизнес-плана

3.9. Оформление и стиль бизнес-плана.

В большинстве случаев, несмотря на значительные внешние отличия, содержание бизнес-планов и общие требования к их оформле­нию практически совпадают.

Так, при написании бизнес-плана необходимо учитывать следующие требования:

1. Степень детализации должна соответствовать целям плана, но включать ничего лишнего.

2. Для удержания постоянного внимания эксперта план нужно сделать интересным и легко воспринимаемым. Используйте разговорный язык, старайтесь избегать специальной технической терминологии; для технической и дополнительной информации используй

Наши рекомендации