В зависимости от характера совершаемых операций различают следующие ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ: торговые, комиссионные, агентские, брокерские, фэкторы.
1. ТОРГОВЫЕ ДОМА чаще всего осуществляют операции за свой счет и от своего имени.
Виды торговых фирм ПО ХАРАКТЕРУ СОВЕРШАЕМЫХ ОПЕРАЦИЙ
- Торговые дома закупают товары у производителей или покупают за границей и продают своим оптовикам или розничным торговцам.
- Экспортные фирмы закупают товар на внутреннем рынке и перепродают за границей.
- Импортные фирмы закупают за свой счет за границей товары и перепродают на внутреннем рынке. Они имеют большие склады с товарами и специализируются на закупке одного сорта товаров.
- Оптовые фирмы выступают посредниками между промышленными предприятиями и розничными торговыми фирмами. Они закупают за свой счет товары за границей крупными партиями, а потом реализуют отдельным потребителям более мелкими, получая прибыль за счет разницы в цене. Закупают товары не только у экспортеров, но и товары отечественного производства, и продвигают их в собственную розничную сеть.
- Розничные фирмы сами осуществляют операции по экспорту и импорту, не прибегая к услугам оптовых фирм.
- Дистрибьюторы - это фирмы, осуществляющие преимущественно импортные операции и выступающие как торговцы по договору. Они занимаются продажей лишь определенного круга товаров.
- Стокисты – фирмы, которые находятся в стране импортера и осуществляют в основном консигнационные операции.
2. КОМИССИОННЫЕ ФИРМЫ ВЫПОЛНЯЮТ
- Комиссионные экспортные фирмы являются представителями продавца или покупателя. Берут ответственность за своевременность поставки товаров, транспортировку, документальное оформление, техническое обслуживание, страхование.
- Комиссионные импортные фирмы выступают представителями покупателей своей страны. Они размещают заказы от своего имени, но за счет отечественных комитентов.
3. АГЕНТСКИЕ ФИРМЫ длительное время сохраняют тесный контакт с принципалом. Они подразделяются НА АГЕНТОВ В СТРАНЕ ПРИНЦИПАЛА (ЭКСПОРТНЫЙ АГЕНТ, АГЕНТ-РЕЗИДЕНТ) И АГЕНТОВ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ (ЗАГРАНИЧНЫЙ СБЫТОВОЙ АГЕНТ, ЗАГРАНИЧНЫЙ ЗАКУПОЧНЫЙ АГЕНТ)
4. БРОКЕРСКИЕ ФИРМЫ - ЭТО ОСОБЫЙ ВИД ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ФИРМ, В ОБЯЗАННОСТИ КОТОРЫХ ВХОДИТ ФУНКЦИЯ СВЕСТИ АГЕНТОВ. ОБЛАДАЮТ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИЕЙ
5. ФЭКТОРЫ – торговые посредники, которые выполняют широкий круг посреднических обязанностей от имени экспортера: осуществляют экспорт продукции от имени экспортера ПРИНЦИПАЛА, финансируют экспортные операции, платят аванс производителю, выдают кредиты покупателю. Обычно они торгуют текстилем, кожей, лесом.
ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ТОРГОВЫМ ПОСРЕДНИКАМ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ МОЖЕТ БЫТЬ УСЛОВНО РАЗДЕЛЕНА:
- нормативные акты, специально регламентирующие деятельность торговых посредников
- документы унифицирующие проведение ВЭО, в которых принимают участие различные торгово-посреднические фирмы.
Вопрос регламентации деятельности посредников достаточно сложен так как сама трактовка посреднической деятельности в разных странах разниться.
Для избежания противоречий некоторые страны унифицируют законодательства. Например в рамках ЕС была разработана директива № 86/635 от 1986 (раздаточный материал) регулирует отношения принципала и агента
1983 г. Женевская конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров
Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров
Публикации Международной торговой палаты (типовой коммерческий агентский контракт)
В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ РОССИЙСКОГО ПРАВА ТОРГОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ по характеру деятельности и особенностям отношений с предпринимателями подразделяются на следующие виды:
1. КОММЕРЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ – посредники выполняющие поручения предпринимателей (принципалов) по поиску для них коммерческих партнеров и действующие от имени принципалов при заключении ими договоров
2. КОМИССИОНЕРЫ
3. Поверенные - посредники, которые по поручению предпринимателей (доверителей) содействуют совершению коммерческих операций, в том числе по сбыту и приобретению товаров путем заключения договоров от имени и за счет доверителей.
4. АГЕНТЫ
5. ДИСТРИБЬЮТОРЫ - ОПТОВЫЕ ТОРГОВЦЫ, КОТОРЫЕ В РАМКАХ ДИСТРИБЬЮТОРСКИХ ДОГОВОРОВ СБЫВАЮТ ТОВАРЫ ПРОДАВЦОВ, ЗАКЛЮЧАЯ КОНТРАКТЫ КУПЛИ ПРОДАЖИ.
Международные торги— это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи строительных подрядов, предполагающий привлечение к определенному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков из разных стран и заключение контракта с тем из них, кто предложил организаторам торгов наиболее выгодные условия (по цене, срокам и другим коммерческим и техническим условиям).
Преимущества международных торгов:
• гласность; • применение к участникам единых требований; • конкуренция (состязательность) между участниками; • возможность на 15—20% удешевить размещение заказов; • ограничение коррупции, так как победитель торгов определяется коллегиально; • снижение риска невыполнения поставщиком или подрядчиком взятых обязательств.
Сферы применения торгов в международной практике:
• проведение крупных государственных закупок; • закупка машин и оборудования; • размещение заказов на строительство и реконструкцию объектов; • выполнения научно-исследовательских и изыскательских работ; • выбор иностранных партнеров при создании совместных предприятий; • получение займов МБРР и других международных организаций.
Виды международных торгов:
• открытые, в которых принимают участие все желающие фирмы и организации (характерны для размещения заказов на стандартное и универсальное оборудование, на небольшие по объему подрядные работы);
• закрытые, в которых участвуют фирмы, получившие специальное приглашение оргкомитета (характерны для размещения сложного, специального и комплектного оборудования, строительства предприятий под ключ).
Сдача с торгов заказа на сооружение объекта, включающего в себя его проектирование, поставку оборудования и предоставление сопутствующих услуг (передача лицензий и ноу-хау, авторский надзор), получила название «тендер». В международной торговле понятие «тендер» используют более широко: • как извещение о предстоящих торгах; • комплект документации, отражающий условия сделок, размещающихся на торгах; • проформу — предложение организаторов торгов; • предложение (оферта) фирм или организаций, желающих принять участие в торгах; • закрытую процедуру подведения итогов торгов.