Различают три основные организационно-правовые формы бизнеса: индивидуальные владения, партнерства и корпорации.

Индивидуальное владение,как это уже видно из названия, представ­ляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предприни­мателя). Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолично распоряжа­ется прибылью, полученной в результате ее хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обяза­тельствам данной фирмы. С точки зрения количественного представитель­ства, эта форма организации бизнеса в странах развитой рыночной эконо­мики лидирует с огромным отрывом.

Для индивидуального владения характерна концентрация всего пучка прав собственности в руках владельца фирмы. Оно, как правило, более иерархично, по сравнению с другими организационными формами, по­скольку команды в такой фирме исходят от одного лица, что связывает во­едино принятие решения, оценку этого решения механизмом рынка и эко­номический результат. Таким образом, можно сделать вывод о том,что уро­вень трансакционных издержек внутри фирмы-индивидуального владения, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более слож­ных организационных структурах бизнеса.

Рассмотренный аспект является одним из существенных преимуществиндивидуального владения. Кроме него, преимуществами этой формы орга­низации бизнеса являются:

1. простота регистрации при создании;

2. налоговые льготы (во многих развитых странах);

3. лучшие условия для реализации функции новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений;

4. сильные стимулы к извлечению экономической прибыли.

Однако, помимо существенных плюсов, индивидуальное владение не
лишено ряда недостатков,к основным из которых можно отнести:

1. отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйствен­ной деятельности (или затрудненный доступ к ним);

2. концентрация риска на ограниченной сфере деятельности (нет ресур­сов для диверсификации). Под диверсификацией в данном случае подразу­мевается увеличение числа рынков, на которых осуществляется деятель­ность фирмы.

3. сосредоточение всех функций управления на владельце фирмы (про­блема степени его компетентности и распределения рабочего времени);

4. высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие ре­шения (вплоть до банкротства фирмы и потери личного имущества).

Другой распространенной формой организации бизнеса является партнерство.Партнерством принято называть фирму, которая находится в соб­ственности двух или более лиц. Владельцы осуществляют совместное уп­равление деятельностью фирмы, а доля в прибыли каждого из них пропор­циональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнерства. В зависимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ограниченную ответственность) вла­дельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы. Партнерства яв­ляются менее распространенной формой организации бизнеса.

Поскольку партнерство, в отличие от индивидуального владения, орга­низуется и управляется несколькими собственниками, отношения между ними по своей экономической природе представляют собой сеть отношен-ческих контрактов между владельцами ресурсов. Формальными (письменными) проявлениями данных отношений являются учредительный договор и устав фирмы, однако неформальные соглашения между партнерами имеют более существенное значение, особенно в теку­щей деятельности фирмы. Поскольку в партнерстве существует несколько владельцев, каждый из них может реализовывать любое из прав собствен­ности, однако нужно учесть, что такого рода действия должны согласовываться с остальными партнерами. Это обстоятельство приводит к увеличению внутрифирменных трансакционных издержек.
К числу преимуществпартнерства как формы организации бизнеса следует отнести следующие:

1. относительная простота регистрации при создании;

2. большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравне­нию с индивидуальным владением;

3. специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой.
Однако, партнерствам, присущи и определенные недостатки:

1. неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнерства);

2. возможные разногласия между партнерами по реализации прав соб­ственности;

3. проблема «припципал-агент» (когда функции управления передаются собственниками наемному руководителю);

4. ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности.

Наиболее сложной организационной структурой обладает корпорация.
Однако не стоит все­гда ассоциировать понятие корпорации с понятием крупной фирмы.

Экономическая природа корпорации и ее организационная структура сложны и многогранны; не случайно этими проблемами занимается само­стоятельная наука - теория организаций.

В отличие от рассмотренных выше форм организации бизнеса, совла­дельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи эконо­мических агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев) различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала - акций.Владелец акций имеет права на долю в прибыли корпорации про­порционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом.Размер прибыли, подлежащей рас­пределению по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право голоса на го­довом собрании, а «вес» этого голоса определяется количеством акций у данного акционера. Несмотря на то, что капитал распределен между боль­шим количеством агентов (так называемая «диффузия собственности»), всегда существует владелец (или группа владельцев) концентрирующий контрольный пакет (50% плюс одна акция). В крупных корпорациях такой пакет, ввиду огромного количества акционеров, может составлять гораздо меньшие значения (3-5%). Собрание акционеров обладает правом назначе­ния управляющих корпораций, осуществляющих текущее руководство де­ятельностью компании.

В отличие от индивидуального владения и партнерства, она сталкивается с нарастающей величиной трансакционных издержек внутри фирмы. К числу преимуществкорпорации как формы организации бизне­са относятся:

1. возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для це­лей своего развития (выпуск акций и облигаций);

2. ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы, т. е. только в пределах внесенного пая;

3. диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам дея­тельность;

4. возможности лоббирования своих интересов через механизмы госу­дарственной власти.

Недостаткамикорпорации являются:

1. сложная процедура регистрации и отчетности перед государственны­ми органами;

2. проблема «принципал-агент»;

3. двойное налогообложение прибыли.

Основные особенности каждой из рассматриваемых форм приведены в таб. 3.

Таблица 3. Особенности организационно-правовых форм бизнеса

Особенности Единоличное владение Партнерство Корпорация
Уровень сложности Простота образования и ликвидации Требуется подписание договора при создании Требуется специальное разрешение госорганов при создании
Возможности привлечения капитала Источники капитала ограничены собственными средствами и займами Увеличение капитала через объединение сбережений партнеров Возможность привлекать большие суммы через инвесторов, количество которых может быть неограниченно
Ответственность Полная Полная или ограниченная в зависимости от виды партнерства Ограниченная суммой уставного капитала
Контроль Полный контроль собственника Разногласия по поводу контроля собственниками создают организационные сложности Контроль у владельца контрольного пакета акций
Продолжительность существования Прекращение со смертью собственника Перерегистрация при изменении условий, внесенных в договор Зависит от желания акционера
Налогообложение Не является субъектом налогообложения на доходы предприятий Доходы облагаются налогом в пропорции к доходу каждого партнера Является субъектом двойного налогообложения

Вопросы для самопроверки:

1. Какие современные форм организации бизнеса вы знаете?

2. Какие формы наиболее часто используются в России? Почему?

3. Сравните основные организационные формы бизнеса, их достоинства и недостатки.

Список рекомендованной литературы:

1. Курс экономической теории, под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров: «АСА», 1995. 832 с.

2. Носова С.С. Экономическая теория: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2010.

3. Станковская И. К. Экономическая теория для бизнес- школ: Учебник. М.: Эксмо, 2005.

Наши рекомендации