Тема 2. Система государственного регулирования и управления ВЭД в РФ

Организация управления ВЭД в новейшей истории нашей страны делится на три основных этапа.

Первый этап: 1918-1986 гг. — советский, характеризующийся государственной монополией во внешнеэкономической сфере. Для него характерна внешнеэкономическая модель плановых взаимосогласованных поставок преимущественно со странами Совета Экономической Взаимопомощи, куда входили практически все социалистические страны. Государственное регулирование ВЭД было представлено мобилизационным типом государственного вмешательства.

Второй этап: 1986—1991 гг. — перестроечный:

• право выхода на внешний рынок было предоставлено ряду министерств, ведомств, крупных производственных объединений, а также предприятиям на принципе валютной самоокупаемости;

• разрешено создание совместных предприятий российскими участниками ВЭД как на территории РФ, так и за рубежом;

• введена система государственной регистрации участников ВЭД.

Для этого этапа характерна торгово-экономическая модель внешнеэкономических связей, базирующаяся на взаимности экономических интересов партнеров из разных стран, возможности использования преимуществ МРТ, приближению национальных цен к мировым. В систему ВЭС вовлечена сфера обращения: продаем лишнее, покупаем недостающее.

Третий этап: с 1991 г. по настоящее время:

• все юридические лица получили право осуществлять ВЭД с момента регистрации (без специальной регистрации как участников ВЭД);

• создана и постоянно совершенствуется нормативная правовая база государственного регулирования ВЭД, в частности валютного, таможенного, налогового регулирования;

• реорганизована система государственного управления внешне-экономической сферой страны;

• в основе государственного регулирования ВЭД лежат мировой опыт и рыночные основы хозяйствования.

Этому этапу соответствует производственно-инвестиционная модель внешнеэкономического сотрудничества, когда в сферу международного взаимодействия вовлекаются все факторы (рабочая сила, средства производства, капитал, предпринимательские способности) и стадии национального воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление). Тип государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу можно назвать инновационным, предполагающим создание условий для расширенного воспроизводства, в том числе и средствами ВЭД.

В результате производство приобретает инновационный характер, что проявляется в атакующем типе поведения на внутреннем и мировых рынках; проводится прогнозирование «технологических разрывов» и своевременное инвестирование научных исследований и разработок, обеспечивающих успешное освоение эффективных технологических нововведений. Целевой ориентир — в потреблении.

Многообразная ВЭД осуществляется государственными, производственно – коммерческими и общественными структурами, которые в совокупности составляют внешнеэкономический комплекс страны.

Организационное построение современной ВЭД во всероссийском масштабе складывается из следующих звеньев – субъектов ВЭД.:

1. Государственные органы (федеральные, региональные, субъектов РФ), а также некоторые муниципальные органы, ведающие теми или иными вопросами ВЭД.

2. Хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица), включая специализированные внешнеэкономические организации, производственные предприятия и другие коммерческие организации, осуществляющие ВЭД.

3. Негосударственные (общественные) организации, содействующие развитию ВЭД.

4. Заграничные государственные учреждения и организации, занимающиеся торгово-экономическими вопросами, а также представительства, филиалы, дочерние и смешанные компании российских коммерческих и общественных организаций в зарубежных странах.

Необходимость и возможность эффективного государственного регулирования ВЭД установлены в экономической теории и подтверждены практикой ведения бизнеса, что особенно ярко прослеживается в бизнес – среде промышленно развитых стран (ПРС) и НИС.

Государственное регулирование ВЭД представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.

Целью регулирования является стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменившимся условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения национальных стратегических и тактических задач.

Функцией государственного регулирования ВЭД является разработка концепций ВЭД, под которыми понимается общий замысел развития ВЭД, включающей определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности внешнеэкономического комплекса.

Принципы государственного регулирования ВЭД в РФ следующие:

- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей товаров и услуг;

- единство системы государственного регулирования ВЭД;

- единство таможенной территории РФ;

- приоритет экономических мер регулирования (экономические меры воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников, например, установление таможенных пошлин, акцизов, ставка рефинансирования, валютный курс и др. Административные меры – меры прямого ограничения экспорта или импорта, например, установление квот, лицензии, эмбарго);

- равенство всех участников ВЭД и их недискриминация;

- взаимность в отношении другого государства (группы государств);

- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во ВЭД, нанесения ущерба ее участникам и экономике страны в целом;

- обеспечение выполнения обязательство РФ по ее международным договорам и осуществление вытекающих из этих договоров прав РФ;

- выбор мер государственного регулирования по принципу достаточности;

- гласность в разработке, принятии и применении мер регулирования ВЭД;

- обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц;

- единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.

Вне зависимости от национального происхождения цели и функции регулирования ВЭД могут быть классифицированы исходя из оценки одного из важнейших рисков международного бизнеса – риска потери собственности. В соответствии с этим, государственное регулирование ВЭД можно классифицировать следующим образом:

Недискриминационное воздействие:

- стимулирование руководства иностранных компаний иметь в составе топ - менеджеров международной компании определенную долю граждан принимающей страны;

-побуждение международной компании к принятию такой системы регистрации и трансфертного ценообразования, при которой основные налоги платятся в принимающей стране;

- требование к международной компании инвестировать в социально – экономическую инфраструктуру принимающей страны;

- требование к международной компании включать в технологический процесс не менее определенной (по стоимости товара) доли узлов и комплектующих, произведенных в принимающей стране, т.е. требование о локальном контенте;

- проволочки с конвертацией местной валюты в твердую валюту;

- требование к традиционно экспортирующим компаниям принимающей стороны установить цены внутреннего рынка на грани минимально допустимой рентабельности производства с целью субсидировать национальное потребление и содействовать внутринациональному инвестированию.

Дискриминационное вмешательство:

- ограничение доли иностранного капитала в СП (АО), учреждаемых в принимающей стране;

- введение спецналогов и спецтарифов (например, на коммунальные услуги) для иностранных и смешанных компаний в принимающей стране;

- создание затруднений в работе (путем назначения различных инспекций, юридических разбирательств) для тех международных компаний, действия которых не соответствуют государственной социально- экономической политике принимающей страны;

-содействие (обычно негласное) бойкоту товаров международных компаний, осуществляемому политическими силами принимающей страны.

Дискриминационные санкции:

- скрытая экспроприация части производственной собственности международной компании в принимающей стране (например, посредством директивно заданной нормы реинвестирования);

- введение спецналогов или особых платежей на производственную или маркетинговую деятельность международной компании на территории принимающей страны в целях замедления продаж и реализации прибыли компании (за счет роста издержек и, следовательно, цен на производимые товары или услуги);

- применение к международной компании крупных санкций (штрафы, компенсация) за совершенные в прошлом нарушения (часто только что принятых законов, т.е. несоблюдение принципа «закон обратной силы не имеет»).

Отчуждение собственности. Это относительно экзотичный способ государственного вмешательства в международный бизнес, однако в последнее время активно проводится в Венесуэле, где прошла масштабная национализация. - конфискация – отчуждение иностранной собственности правительством принимающей стороны без какой-либо компенсации в пользу бывшего собственника (международной компании);

- экспроприация – отчуждение иностранной собственности правительством принимающей страны с выплатой определенной компенсации в пользу бывшего собственника, осуществляемой в виде принудительной продажи активов международной компании правительству принимающей страны по цене, назначаемой этим же правительством. В результате эта компенсация обычно оказывается меньше истинной стоимости отчуждаемой собственности;

- национализация – отчуждение иностранной собственности правительством принимающей страны с целью дальнейшего управления этой собственностью государственными органами. Под национализацию обычно попадают не отдельные компании, а целые отрасли, чаще всего, проблемные или стратегически важные для национальной безопасности. Часто сопровождается компенсацией, механизм которой бывает схож с экспроприацией;

- доместиация – отчуждение иностранной собственности правительством принимающей страны в пользу национальных компаний, проводимое как единовременно, так и путем постепенной передачи иностранных активов национальным компаниям. К мерам доместикации относятся:

· Частичная или полная передача собственности национальным компаниям;

· Настоятельные рекомендации правительства о занятии позиций топ-менеджмента национальными кадрами;

· Предписание к использованию в конечном товаре большей части компонент (ингредиентов) местного производства, т.е. повышение коэффициента локализации и др.

Государственное регулирование ВЭД находится под воздействием двух подходов во внешнеэкономической политике: либерализма и протекционизма.

Либерализм (фритредерство) – свобода принятия решений по вопросам внешней торговли отечественными предпринимателями, неограниченный доступ зарубежных товаров на внутренний рынок.

Протекционизм – целевое вмешательство государства во ВЭД, наложение различных ограничений по отношению к импортируемым товарам с целью поддержки национального производства их аналогов.

Во всех странах оба этих подхода существуют одновременно, различно только их соотношение, преобладание одного или другого, сто определяется совокупностью внутренних и внешних факторов.

Государственное регулирование ВЭД обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании ВЭД с целью своего развития, повышения конкурентоспособности своей экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, ВТаО).

Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, с другой – правилами международных организаций.

В советский период руководство сферой ВЭС осуществлялось Министерством внешней торговли СССР, в ведении которого находились экспортно-импортные операции, и Государственным комитетом СССР по ВЭС, ответственным за НТ сотрудничество с зарубежными странами. С 1918 г. в стране действовала государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды ВЭД. Предприятия не обладали правом самостоятельного выхода на мировой рынок, не имели валютных счетов и не были объективно заинтересованы в развитии контактов с зарубежными контрагентами. В то же время во ВЭС большую роль играли идеологические соображения: экономическое и техническое сотрудничество с зарубежными странами имело для СССР приоритетное значение

Распад СССР, утверждение в экономике России рыночных начал и становление открытости российской экономики привели к значительным изменениям в системе государственного регулирования ВЭД.

Согласно ст. 71 Конституции в ведении РФ применительно к сфере ВЭД находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении РФ находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютно-кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Высшие органы государственной власти. Высший уровень ВЭД сосредоточен в главных органах российской государственной власти. Это Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной и судебной власти.

На этом уровне издаются основные нормативные акты, формирующие внутрироссийские организационно – правовые и экономические условия, правила осуществления ВЭД, обязательные для всех физических и юридических лиц на территории страны.

Деятельность государственной власти также имеет внешнюю направленность, призванную обеспечить благоприятные международные условия для работы российских участников ВЭД на зарубежных рынках на основе РНБ и недискриминации во взаимной торговле, а также защиту российских участников ВЭД от недобросовестной иностранной конкуренции путем заключения дву- и многосторонних договоров и установления контроля за их соблюдением, участием России в международных экономических организациях, товарных соглашениях и т.д.

Президент РФ как глава государства определяет основные направления государственной ВЭ политики и осуществляет иные полномочия в сфере ВЭД. Президенту подчинены его уполномоченные в 7 федеральных округах РФ.

На основании указов Президента РФ были образованы комиссии по экспортному контролю РФ и по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.

Федеральное Собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Госдумы, разрабатывает и принимает федеральные законы, в том числе относящиеся к сфере ВЭД, которые подписывает Президент РФ.

Правительство РФ:

-разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

- осуществляет общее руководство таможенным делом;

- осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

- руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностранными государствами;

- осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере ВЭД, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительственные акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера – в форме распоряжений правительства.

Отраслевые органы. Различные направления ВЭД подведомственны нескольким федеральным органам исполнительной власти в пределах их компетенции, установленной Президентом РФ и Правительством.

В соответствии со сложившейся системой управления ВЭ комплексом России, должен существовать орган, на который Правительством РФ непосредственно возлагается координация и регулирование ВЭД страны. До 1998 г. таким органом было МВЭСиТ, затем – Министерство торговли, с мая 2000 г. – Министерство экономического развития и торговли, ныне – Минэкономразвития.

Минэкономразвития объединяет функции упраздненных Минторга, Минэкономики РФ, Министерства по делам СНГ.

Главной задачей Минэкономразвития РФ является координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.

Минэкономразвития России разрабатывает предложения по реализации механизма государственной поддержки промышленного экспорта, в том числе и в рамках региональных программ, защищает экономические интересы России, ее субъектов, участников ВЭД на внешнем рынке, а также защищает интересы отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции.

Минэкономразвития разрабатывает предложения по прогнозу развития ВТ, введению количественных ограничений на экспорт и импорт товаров, по внесению изменений в ТН ВЭД. Оно обеспечивает изучение конъюнктуры и прогнозирование тенденций развития мировых рынков товаров и услуг, применяет в установленном порядке меры нетарифного регулирования, участвует в осуществлении контроля за предоставлением кредитов иностранным государствам и получения от них кредитов на государственном уровне, участвует в процессе урегулирования внешней задолженности.

Минэкономразвития России участвует в работе МЭ организаций и межправительственных комиссий. Одной из основных его задач является оказание содействия сотрудничеству с государствами – участницами СНГ, ЕврАзЭС, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Минэкономразвития наделено другими многочисленными функциями в сфере ВЭД, инвестиционной деятельности, создания и функционирования ОЭЗ на территории России. Оно осуществляет выдачу лицензий и иных разрешительных документов на осуществление экспортно-импортной деятельности с отдельными видами товаров, выдачу паспортов бартерных сделок, проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений на экспорт и импорт товаров.

ФТС России, подчиненная непосредственно Правительству РФ, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Это центральный правоохранительный орган в сфере ВЭД, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. В соответствии с этим, ФТС России:

- обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы России;

- обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

- применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

- осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

- ведет таможенную статистику ВТ и ТН ВЭД;

- содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности. Общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека. Защите животных и растений, охране окружающей среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

- обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляет сотрудничество с таможенными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

- выполняет другие функции в организации таможенного дела.

Определенное значение в регулировании и управлении ВЭД имеют Минфин, Минтранс, Минс/х, Минобороны, МИД РФ, Федеральная налоговая служба, другие федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, например, ФСБ.

ЦБ РФ (Банк России) – главный банк страны, находящийся в федеральной собственности. Он независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и в своей деятельности руководствуется законом о ЦБ и др. законодательными актами РФ. Его основные задачи:

- регулирование денежного обращения;

- обеспечение устойчивости рубля;

- проведение единой федеральной денежно-кредитной политики;

- организация расчетов и кассового обслуживания;

-защита интересов вкладчиков банков;

-надзор за деятельностью кб и других кредитных учреждений;

-осуществление операций по ВЭД.

ВЭД Банка России сводится к тому, что он представляет интересы страны в ЦБ других стран, международных банках и иных международных финансово-кредитных организациях при условии осуществления сотрудничества на уровне ЦБ, выдает лицензии на осуществление валютных операций кб и на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных учреждений на территории России.

ЦБ РФ управляет официальными золотовалютными резервами страны, определяет и публикует валютный курс рубля к денежным единицам других государств. Банк России вправе осуществлять любые операции в валюте РФ, соответствующие российскому законодательству и принятые в международной банковской практике, и за границей РФ.

Территориальные (региональные) органы. Минэкономразвития руководит деятельностью своих территориальных органов (управления уполномоченных и их представительства) в федеральных округах, отдельных регионах и субъектах РФ.

Территориальные таможенные службы РФ являются промежуточным звеном между ФТС и таможнями. РТУ входят в единую систему таможенных органов России и осуществляют оперативное руководство таможенным делом на территории подведомственных регионов под непосредственным руководством ФТС РФ.

В структуре таможенных органов насчитывается 8 территориальных таможенных управлений:

1. Центральное;

2. Северо-западное;

3. Южное;

4. Северо-Кавказское;

5. Приволжское;

6. Уральское;

7. Сибирское;

8. Дальневосточное.

Они обеспечивают взаимодействие с другими таможенными органами и организациями таможенной системы РФ, а также с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления.

Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможенного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью подведомственных таможенных постов. В зависимости от своего территориального расположения они подразделяются на пограничные и внутренние. К пограничным относятся таможни и таможенные посты, расположенные в местах пересечения транспортными магистралями границы РФ, а также в аэропортах, морских и речных портах. К ним относятся и пункты пропуска (перехода) всех видов автотранспорта через границу РФ. Как правило, они фиксируют прохождение товаров и транспортных средств через границу и сообщают об этом во внутреннюю таможню, осуществляют таможенный контроль.

К внутренним относятся таможни и таможенные посты, расположенные в местах сосредоточения участников ВЭД – получателей и отправителей грузов на таможенной территории РФ. Они осуществляют таможенное оформление товаров и контроль за их доставкой, сборы причитающихся к оплате таможенных платежей и другие таможенные процедуры непосредственно на местах.

На территории РФ имеются региональные представительства некоторых подразделений центрального аппарата Минфина и ряда других федеральных органов исполнительной власти, а также территориальные главные управления (филиалы) ЦБ и расчетно-кассовые центры.

В ВЭД активно участвуют субъекты РФ в лице местных органов власти, коммерческих и некоммерческих организаций, муниципальных образований. Ряд вопросов находится в совместном ведении федеральных органов и субъектов Федерации. Во многих регионах в составе местной администрации были образованы управления (департаменты, отделы) внешнеэкономических связей, а в ряде крупных субъектах РФ – министерства ВЭС.

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) государства представляет собой целенаправленную и комплексную программу действий законодательной и исполнительной властей по развитию и повышению эффективности внешнеэкономических связей страны.

Разработка ВЭП государства должна осуществляться на основе анализа и учета ряда внутренних и внешних факторов.

К группе основных внутренних факторов следует отнести:

• уровень развития и структуру производительных сил страны;

• состояние природных ресурсов и климатические условия;

• количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления;

• валютно-финансовое положение страны;

• количественный и профессиональный состав экономически активного населения.

Анализ перечисленных внутренних факторов дает все основания для формирования самых общих принципов ВЭП по следующим структурным направлениям:

а) экспортная политика, включая нормы, регулирующие экономическое и техническое сотрудничество;

б) импортная политика;

в) валютное регулирование;

г) принципы внутреннего финансирования экспортных и импортных операций;

д) регулирование внешнего финансирования экспортных и импортных операций;

е) регулирование российских инвестиций за рубежом.

На региональном уровне принципы общего уровня ВЭП корректируются с учетом конкретных правовых и экономических условий взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов.

Кроме того, действуют и внешние факторы, к важнейшим из которых относятся:

• глобализация мировой экономики, приводящая к расслоению стран на «золотой миллиард» и «нищие миллиарды»;

• тенденция либерализации международной торговли и роста степени открытости стран;

• поляризация мирового экономического пространства, доминирование в нем триады;

• функционирование региональных интеграционных группировок;

• регулирующая роль международных организаций и др.

Внешние факторы учитываются в принципах взаимодействия РФ с каждой конкретной страной:

• во взаимодополняемости экономики России и экономики рассматриваемой страны;

• в уровне развития производительных сил страны и их структуре;

• экономической и социально-политической ситуации в стране-партнере;

• объеме и структуре внутреннего производства и потребления;

• состоянии платежного баланса рассматриваемой страны;

• особенностях финансово-кредитных отношений Российской Федерации с этой страной;

• особенностях правового регулирования ВЭД страны-партнера.

Основными принципами ВЭП являются:• независимость; • открытость; • равноправие; • признание приоритета международных договоров.

Структурообразующими элементами ВЭП РФ, образующими единую систему воздействия государства на различные виды ВЭД, выступают:

а) внешнеторговая политика — целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами для:

• обеспечения доступа национальных субъектов к мировым рынкам с целью удовлетворения потребностей страны в необходимых ресурсах и товарах;

• изменения масштабов и структуры экспорта и импорта товаров и услуг;

• оказания политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении товаров и услуг на мировые рынки;

• защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

• поддержания равновесия платежного баланса;

б) валютно-кредитная политика — совокупность долгосрочных (структурная) и краткосрочных (текущая) мер, направленных на создание нормальных условий функционирования национальной валютной системы;

в) внешняя инвестиционная политика, представленная совокупностью нормативных правовых актов и инструментов государственного воздействия на экспортно-импортные потоки инвестиций с целью их эффективного использования во внутреннем социально-экономическом развитии страны;

г) научно-техническая политика, ориентированная на создание благоприятных условий взаимодействия субъектов различных стран в сфере научно-технического и инновационного сотрудничества;

д) миграционная политика, представляющая собой целенаправленное воздействие государства на эмиграцию и иммиграцию рабочей силы для установления баланса в демографической сфере.

Эффективная ВЭП страны должна быть направлена на реализацию:

• преобразующей роли государства, вырабатывающего политику развития отраслей, регионов, которой подчинена ВЭП, включая инструментарий таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также движения инвестиционных потоков;

• структурной перестройки ВЭД фирм и предприятий для органического вписывания внешнеторговых операций в хозяйственную деятельность при исключении фактора внешней торговли как приоритета в определении хозяйственной стратегии и тактики развития хозяйствующего субъекта;

• четкого распределения и разграничения полномочий реализации ВЭП как между органами и соответствующими ведомствами, так и на (уровне регионов и центра;

• ВЭП как важной составляющей внешней политики государства, которая должна быть направлена на создание благоприятных условий для экспортной экспансии российских производителей на новых рынках товаров и услуг с ориентированием их на выпуск наукоемкой, технологически передовой продукции.

Наши рекомендации