Перспективы экономической реабилитации моногородов
Программу реабилитации моногорода в России необходимо производить на трёх уровнях: федеральном, региональном и местном. На федеральном уровне изыскиваются возможности включения города в федеральную целевую программу или привлечения средств из фондов федеральных бюджетов или субсидий. На региональном также определяются возможности вхождения города в региональные целевые программы и получения прямых бюджетных субсидий в режиме софинансирования бизнес-проектов. На местном уровне акцент должен быть сделан на привлечение средств инвесторов через формирование благоприятного инвестиционного климата и стимулирование участия в проектах предприятий малого и среднего бизнеса.
Основными инструментами государственной реабилитации городов на федеральном уровне являются: национальные проекты, федеральные целевые программы, субсидии федеральных фондов. Основными инструментами государственной реабилитации городов на региональном уровне являются: выдача государственных гарантий, региональные целевые программы. К примеру, в Республике Башкортостан разработан механизм государственного гарантийного обеспечения с использованием государственных имущественных активов.
В настоящее время финансовая помощь моногородам сосредоточилась на федеральном уровне. В 2010 г. Минрегионом были подготовлен документ «Основные направления поддержки монопрофильных городов», в котором сформулированы два критерия отнесения поселения к моногородам. Первый – 25% экономически активного населения должно трудиться на предприятиях, работающих в рамках единого производственно-технологического процесса. Второй – на долю этих предприятий должно приходиться более 50% промышленного производства. Этим критериям в России удовлетворяет более 400 моногородов, в них проживает 24% городского населения страны.
Документ предусматривает деление моногородов на депрессивные и прогрессивные. К первым может быть применена госпрограмма переселения, тогда как вторые планируется диверсифицировать. Главным критерием отнесения моногорода к тому или иному типу является сложившаяся в нём экономическая база, включающая в себя наличие на территории города современных технологий, развитой инженерной и транспортной инфраструктуры, уникальных природных памятников и пр. К примеру, наилучшие условия для развития имеются у спутников крупных конгломератов, обладателей уникального культурно-исторического и природного потенциала, городов на притрассовых территориях и неурбанизированных территорий, способных перепрофилироваться под сельское хозяйство с уклоном в крупные агрохолдинги.
Минрегион не определяет единых критериев, в соответствии с которым определяется степень прогрессивности моногорода и, соответственно, целесообразность его расселения или диверсификации. Поэтому нельзя исключать лоббистских способов в проведении такого деления. Города, отнесённые в разряд прогрессивных, должны подготовить программу стабилизации, в случае утверждения которой в правительстве, город имеет возможность получить федеральную поддержку. Сроки реализации и окупаемости заявленных в программе проектов должны составлять от 3 до 7 лет. Обязательным условием поддержки является также участие в реализации программы частных инвесторов, которые к тому же могут получить государственные субсидии. Минрегионом подготовлен список тех поселений, которые должны в первоочередном порядке получить государственную поддержку. Города, попавшие в список, должны будут подготовить программу стабилизации. В случае ее утверждения в правительстве муниципальное образование может претендовать на поддержку из федерального бюджета. В 2010 году на моногорода из антикризисного фонда выделено 10 млрд. рублей, еще столько же может выделить на строительство в таких населенных пунктах инвестиционный фонд. Но для начала Минрегион намерен разработать программу стабилизации ситуации в моногородах, отработав ее на трех-пяти пилотных проектах, отобранных на конкурсной основе. В прогрессивных городах будут использованы все возможные меры поддержки, в том числе привлечение госбанков для финансирования проектов, выделение грантов из бюджета, привлечение компаний к исполнению госзаказа, субсидирование тарифов на электроэнергию, реструктуризация задолженностей по налогам.
Естественно, что проблему моногородов нельзя разрешить за ограниченный период времени и формы преодоления этого тяжёлого наследства советского периода могут быть самыми разнообразными. Однако, нет сомнения в том, что ответственность за решение этой проблемы ляжет на государство, и именно государство будет настойчиво стимулировать частный бизнес в его возможностях расширить спектр экономических возможностей для таких узкоспециализированных поселений. Ведущим направлением решения проблемы моногородов является их диверсификация, возможная лишь при условии повышения объёма инвестиционных потоков на их территорию, расширения номенклатуры продукции или услуг, предоставляемых местными предприятиями и учреждениями. Представленные выше институциональные формы модернизации моногородов образуют лишь начало пути в этом трудном процессе и их многообразие выступает одной из возможных гарантий в её успешной реализации.
[1] Рой Олег Михайлович – заведующий кафедрой региональной экономики и управления территориями Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского, д.соц.н., профессор. Основные направления исследований: стратегическое территориальное управление. E-mail: [email protected].
[2] Аналитический доклад о результатах выполнения проекта «Монопрофильные города и градообразующие предприятия». - www.unioninvest.ru|city_mong.html.
[3] Российская газета. – Экономика. Инвестиционные проекты. – М., №5503 (127).
[4] Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2005. - С. 258.