Проблемы и перспективы модернизации российских моногородов

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ МОНОГОРОДОВ

В настоящее время проблемы моногородов приобретают всё большую актуальность в связи с масштабами их распространения на территории России. События в Пикалёво, Кондопоге и других городах страны, вызвавшие социальную напряжённость в этих городах, стали следствием проблем, связанных c зависимостью этих территорий от их производственной специализации. Их результатом стали активные действия Правительства РФ по преодолению негативных последствий этих событий и разработке механизмов решения социальных проблем монопрофильных городов, проведению диверсификации их производственной базы, преодолению ими социальной необустроенности и повышению качества жизни жителей этих городов.

В декабре 2009 года межведомственной комиссией по моногородам под руководством замминистра регионального развития РФ Юрия Осинцева был сформирован официальный перечень моногородов России, состоящий из 335 позиций. На их территории проживает 16 млн человек (25 % городского населения страны), а совокупный ВРП составлял 40 % валового регионального продукта регионов России. Среди них оказалось 235 моногородов с численностью населения свыше 10 тыс. человек, в том числе 12 закрытых территориальных образований (ЗАТО). По данным Экспертного института г. Москвы в общий список монопоселений вошли 467 городов и 332 посёлка городского типа, где проживает 24544 тыс. чел., что составляет 17,2 % населения страны. На территории поселений функционирует более 900 градообразующих предприятий, которые производят около 30% всего объёма промышленной продукции страны. 64% общего количества указанных предприятий, на которых занято более 81% работников градообразующих предприятий, относятся к отраслям лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроению, пищевой и топливной промышленности[2] Примерно 50 городов представляют нефтегазовую отрасль, еще около 50 образованы металлургическими предприятиями, 30 – угольную промышленность, 20 – электроэнергетику.

Для принятия обоснованного решения о применении инструментов федеральной поддержки моногородов Минрегионом России разработан подход, в соответствии с которым субъектом Федерации во взаимодействии с администрацией муниципальных образований, местным экспертным сообществом, внешними консультантами должна быть произведена диагностика моногорода. В частности, проведены расчеты по сальдо и капиталу моногорода и их динамике, выстроена его финансовая модель, произведена оценка экономического потенциала, состояния социальной сферы, детальный анализ рисков на предмет выявления факторов, сдерживающих развитие и модернизацию моногорода. Продуктом такой работы должен стать Комплексный инвестиционный план моногорода(КИП), включающий перечень приоритетных направлений развития территории, формулировку базовых целей и мер по их достижению.

К концу 2010 года КИПы смогли разработать 200 из 335 моногородов, причем часть проектов не раз возвращалась на доработку. Деньги из федерального бюджета получили только 35 муниципалитетов. В 2011 году федеральный бюджет намерен поощрить кредитами и дотациями еще 15 лучших регионов, предоставивших эффективные КИПы. Однако в стране был зарегистрирован 71 моногород, где до сих пор не началась работа над комплексными инвестиционными планами.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ МОНОГОРОДОВ

В настоящее время проблемы моногородов приобретают всё большую актуальность в связи с масштабами их распространения на территории России. События в Пикалёво, Кондопоге и других городах страны, вызвавшие социальную напряжённость в этих городах, стали следствием проблем, связанных c зависимостью этих территорий от их производственной специализации. Их результатом стали активные действия Правительства РФ по преодолению негативных последствий этих событий и разработке механизмов решения социальных проблем монопрофильных городов, проведению диверсификации их производственной базы, преодолению ими социальной необустроенности и повышению качества жизни жителей этих городов.

В декабре 2009 года межведомственной комиссией по моногородам под руководством замминистра регионального развития РФ Юрия Осинцева был сформирован официальный перечень моногородов России, состоящий из 335 позиций. На их территории проживает 16 млн человек (25 % городского населения страны), а совокупный ВРП составлял 40 % валового регионального продукта регионов России. Среди них оказалось 235 моногородов с численностью населения свыше 10 тыс. человек, в том числе 12 закрытых территориальных образований (ЗАТО). По данным Экспертного института г. Москвы в общий список монопоселений вошли 467 городов и 332 посёлка городского типа, где проживает 24544 тыс. чел., что составляет 17,2 % населения страны. На территории поселений функционирует более 900 градообразующих предприятий, которые производят около 30% всего объёма промышленной продукции страны. 64% общего количества указанных предприятий, на которых занято более 81% работников градообразующих предприятий, относятся к отраслям лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроению, пищевой и топливной промышленности[2] Примерно 50 городов представляют нефтегазовую отрасль, еще около 50 образованы металлургическими предприятиями, 30 – угольную промышленность, 20 – электроэнергетику.

Для принятия обоснованного решения о применении инструментов федеральной поддержки моногородов Минрегионом России разработан подход, в соответствии с которым субъектом Федерации во взаимодействии с администрацией муниципальных образований, местным экспертным сообществом, внешними консультантами должна быть произведена диагностика моногорода. В частности, проведены расчеты по сальдо и капиталу моногорода и их динамике, выстроена его финансовая модель, произведена оценка экономического потенциала, состояния социальной сферы, детальный анализ рисков на предмет выявления факторов, сдерживающих развитие и модернизацию моногорода. Продуктом такой работы должен стать Комплексный инвестиционный план моногорода(КИП), включающий перечень приоритетных направлений развития территории, формулировку базовых целей и мер по их достижению.

К концу 2010 года КИПы смогли разработать 200 из 335 моногородов, причем часть проектов не раз возвращалась на доработку. Деньги из федерального бюджета получили только 35 муниципалитетов. В 2011 году федеральный бюджет намерен поощрить кредитами и дотациями еще 15 лучших регионов, предоставивших эффективные КИПы. Однако в стране был зарегистрирован 71 моногород, где до сих пор не началась работа над комплексными инвестиционными планами.

Наши рекомендации