Перспективы применения модели совершенства efqm в российских компаниях

Сибиркина О.М.

Толкачева О.Н.

Аннотация

В статье приводится исследование перспектив применения модели совершенства EFQM в современных российских компаниях. При этом доказывается, что распространение моделей совершенства имеет вполне измеримый экономических эффект

Ключевые слова

Европейский фонд управления качеством, модель совершенства, самооценка

В настоящее время, когда менеджмент компаний, чьи акции обращаются на фондовых биржах, осуществляет поиск факторов долгосрочного успеха, особенно важным становится реализовывать такую бизнес-модель, которая направлена на создание высокой добавленной стоимости бизнеса [4]. Внедрения и использования современных бизнес-моделей в практику менеджмента предприятий железнодорожной отрасли являются необходимой действительностью.

Для успешного экономического развития деятельности предприятий железнодорожной отрасли [1] необходимо применять подходящую структуру управления, выявлять и улучшать сильные стороны, а по возможности устранять слабые. Модель Совершенства EFQM (Европейский фонд управления качеством) помогает прийти к всеобщему «идеалу», к которому стремятся более развитые организации мира. Для российского бизнеса, перед которым как на федеральном [1] так и на региональном уровне ставятся приоритеты к инновационному развитию [2], это является особенно актуальным.

Исследователями проблемами внедрения и распространения принципов модели совершенства EFQM являются: Д.В. Маслов, А.Л. Шестаков, Д. Мидхерст и многие другие.

Наше исследование направлено на анализ предпосылок использования параметров управления по модели EFQM на предприятиях железнодорожного транспорта, а также на обоснование принятия участия в конкурсе за Награду EFQM за Совершенство (EFQM ExcellenceAward – ЕЕА), на интеграцию методов самооценки организации на базе модели совершенства в систему корпоративного управления предприятиями железнодорожного транспорта.

Структура состоит из 9 не предписывающих критериев, т.к. модель предполагает наличие множества других подходов, которые приведут к устойчивому совершенству в различных областях своей деятельности. Критерии «лидерство», «стратегия», «партнерство и ресурсы», «процессы, продукция и услуги» объединены в группу «возможности», ведь они помогают понять, оценить, проанализировать, как достигаются результаты. Остальные критерии «результаты для персонала», «результаты для потребителя», «результаты для общества» состоят в группе «результаты», т.к. они отражают результат деятельности организации, с помощью имеющихся возможностей, что она смогла достигнуть. Данные критерии и система показателей, их детализирующая, позволяет разработать и использовать достаточно обоснованную панель управления предприятия железнодорожного транспорта, которая в сущности представляет бизнес-модель его развития [5].

EFQM Excellence Award является наиболее престижной европейской наградой за деловое совершенство организации. Чтобы участвовать в конкурсе необходимо составить заявителем документ, который содержит основную информацию о данной организации, а также пройти отбор заявителей допускаемых к участию. После этого участники разделяются на 4 категории: частные коммерческие организации; общественные коммерческие организации; частные некоммерческие организации; общественные некоммерческие организации. Каждая категория делится на группы в зависимости от размеров организации. Каждый год определяются победители, призеры и финалисты. Преимущества получаемые от участия в конкурсе: стремления организации к совершенствованию своей продукции; стремление усовершенствования системы управления; повышение конкурентоспособности на международном рынке. Таким образом, компании которые стремятся к лидерским позициям, участие в данном конкурсе позволяет верифицировать то, насколько она продвинулась в реализации такой цели.

Самооценка организации на базе модели совершенства отличается от конкурсной оценки, т.к. сопоставляет по баллам свои достигнутые результаты с всеобщим «идеалом» или конкурентом, тем самым позволяет провести критический самоанализ, а конкурсная оценивается независимыми третьими лицами, которая схожа с аудитом [2]. Существенно дополнить такой анализ позволят некоторые элементы эталонной оценки [5]. Процесс самооценки происходит следующим образом: происходит принятие решения о профилактике, следом идет разработка плана самооценки, производится подбор команды оценщиков, проведение самой самооценки, затем бенчмаркинг, разработка плана улучшений и его реализация и из достигнутых результатов анализируется динамика улучшений. Таким образом, для повышения эффективности управления развитием предприятия железнодорожного транспорта необходима обоснованная формализация стратегических инициатив и последующая их реализация [3]. Похожий алгоритм применяется в методике эталонной оценки бизнеса.

По соглашению с EFQM Всероссийская организация качества (ВОК) теперь имеет исключительное право по оценке соответствия и выдаче сертификатов по первому и второму уровням («Стремление к совершенству» и «Признанное совершенство») Модели в России. Это позволило упростить процесс организацию работы по оценке, а также существенно уменьшить её стоимость, так как она выполняется российскими валидаторами и асессорами, аккредитованными EFQM, а соответствующая документация, предоставляются на русском языке и все расчеты осуществляются в рублях. Работы по оценке соответствия российских организации критериям Модели Совершенства на первом и втором уровнях проводит Центр экспертных программ ВОК.

Ценность модели заключается не в шаблонности развития всех компаний, а в возможности успешно развивающимся организациям применять свои корректировки в управлении, видоизменять, персонифицировать модель, т.к. каждая компания имеет свои отличия от других. Учитывая это при применении принципов эталонного анализа, необходимо идентифицировать релевантную эталонную группу.

Таким образом, модель совершенства EFQM помогает в начале практики самооценки вести по шаблону «несозревшие» организации к своему совершенству путем использования стандартной модели. Как только организация набирается опыта в использовании модели EFQM, в ней устанавливается сильная система управления и данной компании наскучивает применять шаблон, то в этот момент происходит «созревание» организации, ведь теперь она может самостоятельно для себя выбирать измерительные приборы для самооценки.

Список использованной литературы

1. Литвиненко И.Л. Инновационная система России: отечественная и зарубежная оценка // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2013. № 2 (14). С. 64-70.

2. Литвиненко И.Л. Региональная инновационная система: организационный аспект // Инициативы XXI века. 2013. № 3. С. 4-7.

3. Сорокина А.В. Экономический успех: стратегия и управление // Мир транспорта. 2010. Т. 8. № 2 (30). С. 76-81.

4. Сорокина А.В., Басыров М.А. Модельная самооценка премируемого качества //Мир транспорта. 2013. Т. 11. № 2 (46). С. 96-101.

5. Терешина Н.П., Сорокина А.В. Повышение эффективности управления развитием корпорации на основе формализации стратегических инициатив // Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 78-80.

6. Чугумбаев Р.Р., Чугумбаева Н.Н. Историческая роль экономического анализа в развитии бизнеса современных компаний // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 48. С. 25-36.

7. Чугумбаев Р.Р. Эталонное управление на основе бизнес-модели совершенства //Учет.Анализ.Аудит. 2016. № 1. С. 58-64.

УДК 338.47

Наши рекомендации