Управление персоналом на стадии формирования организации
Для стадии формирования организации наиболее важными являются такие виды деятельности по управлению персоналом (иногда эти функции вынуждены брать на себя руководители организации), как проектирование организационной структуры, определение потребности и расчет численности персонала, анализ кадровой ситуации в регионе, формирование кадровой стратегии и плана кадровых мероприятий, разработка системы сбора, хранения и использования кадровой информации, анализ деятельности и определение критериев оценки для подбора персонала, адаптация новичков. Рассмотрим перечисленные виды деятельности подробнее.
2.1. Формирование кадровой стратегии
Понятием «кадровая стратегия», как правило, охватывается совокупность основных моделей, представлений и принципов, которые применяются в работе с кадрами организации. Считается, что целью кадровой стратегии является обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
По отношению к внешней среде организации могут реализовывать открытую или закрытую кадровую стратегию. В первом случае речь идет о том, что организация комплектует свой состав (независимо от уровня ответственности) за счет внешних источников. Закрытая кадровая стратегия характерна для организаций, делающих ставку (за исключением технических должностей) исключительно на внутренние источники комплектования кадров.
К основным этапам построения кадровой стратегии относятся:
нормирование, состоящее в формулировании общих принципов и целей работы с персоналом в соответствии с целями и ценностями организации;
программирование, включающее разработку системы процедур, мероприятий и кадровых технологий;
мониторинг персонала, заключающийся в собственно реализации конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала и оценке эффективности этих мер.
Сегодня можно говорить об институционализации основных направлений работы с персоналом, объединяемых понятием «управление персоналом». К ним относятся следующие (перечислены не в порядке значимости):
планирование трудовых ресурсов (анализ и прогноз потребности);
набор персонала;
отбор персонала;
разработка системы стимулирования;
адаптация персонала;
обучение персонала;
оценка трудовой деятельности;
планирование карьеры;
подготовка руководящих кадров;
мониторинг социально-психологической ситуации и организация коммуникации внутри предприятия.
Каждое из указанных выше направлений можно рассматривать в качестве особого вида профессиональной деятельности в рамках управления персоналом в целом. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что в зависимости от стадии жизненного цикла и типа кадровой стратегии организации то или иное направление становится ведущим или наиболее важным видом деятельности работников кадровых служб. Такого рода спецификацию можно наблюдать и в связи с уровнем (или глубиной) планирования, характерного для конкретной организации. Целесообразно говорить о трех различных «акцентах» мероприятий по управлению персоналом в зависимости от того, как далеко в будущее «заглядывают» руководители организации. Эмпирическим путем удалось определить временные показатели, характерные для каждого уровня планирования: долгосрочный, или стратегический, — 3—5 лет, среднесрочный (тактический) — 1—3 года и краткосрочный (оперативный) — до 1 года. Как правило, долгосрочный (или стратегический) уровень планирования в нынешней политической и экономической ситуации в России позволяют очень немногие организации (по данным наших исследований, 6%). Основная масса организаций (до 75 %) пытается планировать работу с персоналом в среднесрочной перспективе. В то же время достаточно большое число организаций (практически 1/5) успевает реализовывать кадровые мероприятия в краткосрочном (оперативном) диапазоне.
Содержание кадровых мероприятий, характерных для организаций с открытым типом кадровой стратегии, отражено в табл. 2.1.
Содержание кадровых мероприятий, характерных для организаций с закрытым типом кадровой стратегии, показано в табл. 2.2.
I Стадии жизненного цикла организации | Уровень планирования | ||
долгосрочный (стратегический) | среднесрочный (тактический) | краткосрочный (оперативный) | |
Формирование Динамический рост Стабилизация | Создание собственных (фирменных) институтов Планирование карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма Разработка схем оптимизации груда, сокращения трудовых затрат | Поиск перспективных студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятии Проведение внутрифирменных программ обучения с учетом личных потребностей в обучении. Разработка программ сти мул и -рования труда в зависимости от вклада и выслуги лет Реализация программ обучения управленческого пер-:онала. Разработка социальных про-рамм 1 | Привлечение друзей, родственников и знакомых Набор сотрудников с высоким потенциалом и способностью к обучению. Проведение программ адаптации персонала Создание кружков «качества», активное включение персонала в оптимизацию деятель--юсти организации. |
Стадии жизненного цикла организации | Уровень планирования | ||
долгосрочный (стратегический) | среднесрочный (тактический) | краткосрочный (оперативный) | |
Спад «Возрождение» | Не рассматривается Создание «инновационных» отделов. Разработка программ стимулирования творческой активности сотрудников. Проведение конкурсов проектов | Проведение программ переподготовки Разработка программ частичной занятости по основному направлению с возможностью реа-л и зовать акти вность сотрудников в направлениях, полезных фирме | Использование ресурсов «внутреннего найма» — совмещения Поиск рабочих мест для перемещаемого персонала. Увольнение в первую очередь новых сотрудников Культивирование «философии фирмы». Включение персонала в обсуждение перспектив развития организации |
2.2. Планирование потребности и расчет численности
Персонала
Очевидно, что планирование потребности в персонале является частью общего процесса планирования в организации. В конечном итоге успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на следующие вопросы:
сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется;
каким образом можно привлечь нужный и сократить или оптимизировать использование излишнего персонала;
как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями, умениями и внутренней мотивацией;
каким образом обеспечить условия для развития персонала;
каких затрат потребуют запланированные мероприятия.
Очевидно, что оценка потребности организации в персонале может носить количественный и качественный характер. Количественная оценка основывается на анализе предполагаемой организационной структуры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности), требований технологии производства (какова форма организации совместной деятельности исполнителей), маркетингового плана (плана ввода в строй предприятия, поэтапности разворачивания производства), а также прогнозе изменения количественных характеристик персонала (с учетом, например, изменения технологии). При этом, безусловно, важной является информация о количестве заполненных вакансий.
Качественная оценка потребности в персонале представляется более сложным видом прогноза, поскольку она вслед за анализом, аналогичным для целей количественной оценки, должна учесть ценностные ориентации, уровень культуры и образования, профессиональные навыки и умения того персонала, который необходим организации. Особую сложность представляет оценка потребности в управленческом персонале. В этом случае необходимо учесть, как минимум, возможности персонала определять рациональные оперативные и стратегические цели функционирования предприятия и осуществлять формирование оптимальных управленческих решений, обеспечивающих достижение этих целей.
Важным моментом является разработка организационного и финансового плана укомплектования, который включает:
разработку программы мероприятий по привлечению персонала;
разработку или адаптацию методов оценки кандидатов;
расчет финансовых затрат на привлечение и оценку персонала;
реализацию оценочных мероприятий;
разработку программ развития персонала;
оценку затрат на осуществление программ развития персонала.
Расчет численности персонала. Он может быть текущим, или оперативным, и долговременным, или перспективным.
Исходными данными для определения необходимой численности рабочих и их профессионального и квалификационного состава являются: производственная программа, нормы выработки, планируемый рост повышения производительности труда и структура работ [28].
Общая потребность предприятия в рабочих кадрах (Ч) определяется по следующей формуле: Ч = ОП: В, где ОП — объем производства; В — выработка на 1 работающего.
Более конкретные расчеты, как правило, производятся отдельно по следующим категориям:
рабочие-сдельщики (с учетом трудоемкости продукции, фонда рабочего времени, уровня выполнения норм);
рабочие-повременщики (с учетом закрепленных зон и трудоемкости работы, норм численности персонала, трудоемкости нормированных заданий, фонда рабочего времени);
ученики (с учетом потребности в подготовке новых рабочих и плановых сроков обучения);
обслуживающий персонал (ориентируясь на типовые нормы и штатное расписание).
Дополнительная потребность в кадрах (ДП) представляет собой различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода.
Общая потребность предприятия в специалистах и служащих (А) определяется по формуле А = Чс + Д, где Чс — численность специалистов, имеющаяся в отрасли, регионе на начало планируемого периода; Д — дополнительная потребность в специалистах.
Расчет ДП в специалистах и служащих включает:
развитие предприятия (научно обоснованное определение прироста должностей в связи с увеличением производства): Дп = = Ат — Аб, где Ат — общая потребность в специалистах в планируемый период; Аб — общая потребность специалистов в базовом периоде;
частичную замену практиков, временно занимающих должности специалистов: Дп = АПЛКВ, где Кв — коэффициент выбытия специалистов (практика показывает, что это 2... 4 % от общей численности в год);
возмещение естественного выбытия работников, занимающих должности специалистов и руководителей (оценка демографических показателей кадрового состава, учет смертности и др.);
учет вакантных должностей, исходя из утвержденных штагов, с учетом ожидаемого выбытия работников.
Долговременный расчет потребности в специалистах осуществляется, когда речь идет о глубине планирования на период более трех лет.
Коэффициент насыщенности определяется отношением числа специалистов на 1 тыс. работников или на 1 млрд руб. объема производства: А = ЧРКН, где Чр — среднесписочная численность работающих, Кн — нормативный коэффициент насыщенности специалистами.
Анализ кадровой ситуации в регионе. Анализ кадровой ситуации в регионе особенно важен на стадии формирования организации и является существенным прежде всего для целей проектирования и бизнес-планирования. Главным результатом анализа является определение сегментов рынка рабочей силы в регионе. Для этого необходимо иметь информацию о ряде показателей:
основных профессионально-возрастных группах;
региональном рынке профессий;
уровне оплаты труда по категориям;
уровне занятости по категориям;
учебных заведениях, выпускающих и переподготавливающих специалистов;
демографической ситуации и демографическом прогнозе; национальных и культурных особенностях жителей региона. Люди, пришедшие работать в новую экономику, — субъекты рыночных отношений в России — имеют специфические социальные и психологические черты. Так, по данным обследований ВЦИОМ, на середину 1994 г. не менее 80% работников имели деградированное трудовое сознание, из которого было вытеснено все (или многое), имевшее отношение к общественно полезному смыслу трудовой деятельности, развитию профессиональных качеств и даже к пониманию необходимости интенсивно работать ради заработка [16].
Суть трудовой мотивации у большинства работников сводится к желанию иметь гарантированную заработную плату при низкой интенсивности и низком качестве труда. Очевидно, что скудость мотивации и неразвитость потребностей, удовлетворяемых посредством трудовой деятельности, делают сотрудника трудноуправляемым, практически неподвластным стимулированию. К этому стоит прибавить патерналистское сознание: все блага от премии до квартиры сотрудник привык не зарабатывать, а получать от руководства и государства. Иждивенческий подход к труду породил и изменения в психологическом восприятии трудовой деятельности: получили широкое распространение консерватизм, нежелание воспринимать нововведения, повышать квалификацию и обретать новые профессиональные знания и умения, а также осваивать новые профессии. Сюда же можно отнести неспособность принимать управленческие решения, имеющие стратегическое значение; неспособность брать на себя ответственность; лень; отсутствие морально-этических норм; наличие в психике сотрудников большого количества комплексов и искажений, затрудняющих и общение, и трудовую деятельность, и управление этими работниками.
Таким образом, на биржи труда при массовых высвобождениях будет попадать большое количество сотрудников с обедненной мотивацией, не способных приспосабливаться к новым условиям труда; с низким уровнем профессионализма, не желающих или неспособных к саморазвитию в труде, включая переобучение. Такой работник претендует на спокойную, рутинную работу с гарантированным заработком на предприятии, похожем на старое место работы, желательно в государственном секторе. В исключительных случаях среди работников этого типа встречаются те, кто согласен на интенсивную работу с высокой заработной платой.
Кроме названных на рынок труда выходит часть работников с богатой трудовой мотивацией, развитым профессионализмом и нравственными основами трудового сознания. Их слабость — в возрасте: как правило, им около (или больше) 50 лет или меньше 25.
Если работодатель при подборе кадров опирается на формальный подход, процедуру и рекомендации, то шансов найти работу и принести фирмам реальную пользу у этих людей очень мало. Если говорить о работодателях, то согласно проведенным в 1996 г. социологическим опросам, ранжируя значимость задач в работе с персоналом, руководители последние места отвели формированию общей стратегии в области персонала, привлечению работников к управлению, созданию условий для повышения квалификации и саморазвития, современному информированию персонала о состоянии дел на предприятии, качеству внутрифирменного общения. Силовому нажиму, в противоположность другим формам власти и влияния, отдали предпочтение 90 % респондентов, объясняя этот выбор состоянием дисциплины на предприятии.
Задачей исследований в области управления на данном этапе является постепенное формирование понимания процессов мотивации трудовой деятельности, адекватной современному развитию экономики; разъяснение персоналу и руководителям психологических основ внутрифирменного общения и формирования у них навыков современного демократического управления персоналом.
Так как потребности и мотивация большинства работников малого и среднего бизнеса развиты слабо, то первоочередное внимание необходимо обратить на анализ процесса мотивации с целью определения баланса и зависимостей между индивидуальной и групповой мотивацией с учетом изменений, происходящих в области мотивации. Проведенные ВЦИОМ исследования современного положения в мотивации работников старшей возрастной группы показали, что:
подавляющее большинство (157 из 264 опрошенных) работников в возрасте до 30 лет на первое место среди насущных потребностей вместе с высокой оплатой труда поставили социальное обеспечение;
среди работников в возрасте до 45 лет на первое место большинством (137 чел. из 246) были поставлены равноправные потребности в стабильности (защищенности), дружеском общении и поддержке;
все опрошенные (246 чел.) отказались «быть винтиком в бездушной машине», несмотря на высокую оплату труда;
большинство опрошенных (191 чел. из 246), независимо от возраста, связали потребность в саморазвитии с потребностью в признании и общении в одну — потребность в социально-профессиональном общении и развитии.
Основываясь на результатах эмпирических исследований и экспертных оценок, А. И. Кочеткова (16| отмечает неоднородность профессионального состава служащих и выделяет основные группы работников. Каждая профессиональная группа характеризуется наличием своих, присущих именно ей, социально-психологических трудностей, противоречий и проблем в работе.
Первая группа — это высококвалифицированные специалисты среднего и старшего возраста (18 % от общей массы сотрудников). Из них особенно продуктивны 35 — 50-летние сотрудники, проработавшие в выбранной сфере примерно 10 — 20 лет. Основная проблема — обновление у них профессиональных знаний. Перед этой группой специалистов стоят сложные задачи преодоления инерционности профессиональных установок, активизации стремления к самоизменению и перестройке собственного сознания, переключения со стабильной и защищенной профессиональной позиции на новую позицию в условиях постоянно меняющейся, неустойчивой социально-экономической ситуации.
Психологическое напряжение, испытываемое специалистами этой категории, вызвано прежде всего попыткой совместить психологическую готовность к профессиональному развитию со стремлением к консервативному сохранению профессионального статуса.
Вторая группа — это люди активного трудоспособного возраста 35 — 45 лет, пришедшие в конкретную организацию из различных сфер деятельности: организационно-управленческих структур, экономических вузов, инженерно-технических профессий и проч. (примерно 58 %). Важно отметить, что сегодня поиск мест работы и переход в другие профессиональные сферы осуществляют, как правило, люди, имеющие высокий интеллектуальный и личностный потенциал.
Работники данной категории психологически готовы к быстрому профессиональному переобучению и освоению нового опыта. Основные социально-психологические проблемы, с которыми сталкиваются специалисты этой группы, проявляются в необходимости профессионального и личностного самоутверждения на новом месте работы, поиска нового круга общения и контактов, освоения новой профессиональной роли, адаптации имеющихся организаторских и интеллектуальных умений соответственно требованиям осваиваемой профессии, а также преодоление определенного сопротивления со стороны специалистов старшей возрастной категории, не желающих уступать места пришедшим «новичкам».
Третья группа — это молодые люди в возрасте 20 — 30 лет, занимающие различные должностные посты. Таких специалистов около 24 %. Работники данной категории довольно уверенно чувствуют себя в новых экономических условиях, перед ними не стоят актуальные для первых двух групп проблемы освоения новой профессии и смены личностных установок, профессионального и личностного самоутверждения. Может сложиться впечатление, что данная группа наиболее благополучна. Однако это не совсем так. Социально-психологическая проблема, с которой в первую очередь сталкиваются молодые специалисты, связана с отсутствием сформированного профессионального опыта, характерного для данной отрасли. Молодые начинают работать в условиях острого дефицита или полного отсутствия профессиональной преемственности. Не существует стабильных этико-профес-сиональных ценностей и норм, не разработаны эффективные социально-правовые механизмы, требует существенного обновления комплекс должностных инструкций и методик работы, отсутствуют корпоративная культура, методики оценки интеллекта и личности.
В результате невозможно выстроить четкую перспективу профессионального роста и продвижения молодых сотрудников. Как следствие этого, каждый из них вынужден находить свою профессиональную нишу и строить свою деятельность либо под давлением объективных факторов внешней социально-экономической ситуации, либо подчиняясь требованиям начальства.
Отсутствие фактора профессиональной преемственности и оформленных профессиональных норм и требований по-разному проявляется в группе молодых сотрудников в зависимости от занимаемых ими мест в системе должностной иерархии. Так, в группе молодых сотрудников, работающих на начальной ступени структуры, — отсутствие возможности получить основы профессионального опыта от старших коллег-наставников задает особую напряженность их труда в двух основных моментах. Во-первых, при наличии высокой самооценки, связанной с принадлежностью к престижной (успешной) сфере или компании, у молодых сотрудников присутствует чувство личной неполноценности, поскольку, как правило, их должности являются малоуважаемыми и малозначимыми по статусу, хотя и самыми необходимыми в организации. Во-вторых, отсутствие профессиональной преемственности в получении от старших ценного опыта проявляется у молодых сотрудников в том, что они, как правило, используют в общении с клиентами только формально деловой стиль, недооценивая психотехнические возможности личностно-ориентированного общения (средств психологического воздействия на клиента, убеждения, разъяснения, создания положительной атмосферы диалога и т.п.) В результате чаще отсылают клиентов к начальству для разъяснения спорных вопросов, в том числе и в тех случаях, в которых возникшая проблема является не профессиональной, а скорее психологической, которую сотрудник, обладая определенной коммуникативной культурой, смог бы решить самостоятельно.
Необходимо также учесть, что работники третьей профессиональной группы грудятся в условиях постоянного острого стресса, информационной неопределенности и риска:
нестабильность и непрогнозируемость социально-политической ситуации в стране;
отсутствие надежной правовой защиты, как в деловой, так и в частной жизни сотрудников;
конкурентные воздействия на отечественном рынке — это практически ежедневная и ежечасная борьба за выживание, финансовое и физическое;
развитие многих профессиональных сфер происходит на неблагоприятном фоне. Российский менталитет характеризуется отрицанием ценности богатства и стремления к накопительству: бедный ненавидит богатого и одновременно ему завидует.
Проводя анализ основных профессионально-возрастных групп, следует иметь в виду характерные особенности, внутренне присущие той или иной стране. Так, для молодых работников характерны особенности, связанные с началом карьеры и готовностью овладевать современными профессиями. С одной стороны, начало карьеры — это недостаточность практических навыков, а с другой — большая эмоциональная вовлеченность в процесс работы.
Позитивным является отсутствие стереотипов, блокирующих внедрение нового, однако эта же ориентация может стать недостатком, если речь идет о реализации традиционных схем деятельности и поведения в организации. Имеет смысл подбирать руководителей среди работников среднего возраста, отвечающих ряду требований.
Результатом анализа регионального рынка профессий должны быть количественные и качественные показатели по следующим основным категориям работников:
нефизического труда (высший, низший);
физического труда (высший, низший);
фермеры и сельскохозяйственные работники.
Анализ уровня оплаты труда по категориям желательно основывать не только на данных официальной статистики, имеющейся в регионе, но и на результатах специальных социологических исследований и контент-анализе материалов прессы. То же относится к оценке уровня занятости по категориям и информации по учебным заведениям, занимающимся подготовкой и переподготовкой и повышением квалификации специалистов с учетом уровня учебного заведения, его специализации, объемов выпуска специалистов и качества подготовки.
Оценка демографической ситуации в регионе и демографический прогноз основываются на численности населения, возрастной структуре региона, оценке естественного прироста населения, уровне рождаемости, уровне миграции. Для некоторых регионов и специализированных организаций важно проводить анализ национальных и культурных особенностей жителей региона, в котором учитывались бы, например, такие характеристики, как:
традиционные для жителей региона виды профессиональной деятельности;
особенности образа жизни, связанные с религиозными или культовыми обрядами, климатическими условиями жизни и т. п.;
свобода или традиционность в выборе молодыми людьми профессии;
средний возраст начала самостоятельной трудовой деятельности; средний возраст создания семьи;
традиции в семейной жизни (в частности, принято ли работать жене, среднее количество детей в семье, живут ли молодые семьи отдельно).