Управление персоналом организации

Министерство образования и науки РФ

Уральский государственный экономический университет

Кафедра Экономики труда и управления персоналом

Составитель: А.Э. Федорова

.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Учебно-методический комплекс

Екатеринбург

Содержание ЭУМК

1. Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 4

2. Рабочая программа учебной дисциплины.. 5

3. Тематический план дисциплины.. 22

4. График изучения дисциплины.. 24

5. Структурированный по темам и разделам лекционный теоретический материал 25

Лекция 1. Концепции управления персоналом………………………….26

Лекция 2. Система управления персоналом организации…………..….33

Лекция 3. Персонал как объект управления….………………………….40

Лекция 4. Трудовой потенциал работника и организации …………….47

Лекция 5. Служба управления персоналом: понятие и функции……….52

Лекция 6. Функции управления персоналом организации …………….55

Лекция 7. Организационная структура службы управления персоналом……………………………………………………..59

Лекция 8. Методы управления персоналом.….………………………….63

Лекция 9. Ключевые роли и компетенции менеджера по персоналу…..69

Лекция 10. Стратегия управления персоналом………………………….72

Лекция 11. Взаимосвязь кадровой стратегии с бизнес-стратегией организации……………………….………………………….75

Лекция 12. Кадровая политика организации....………………………….80

Лекция 13. Регламентация системы управления персоналом………….87

Лекция 14. Понятие, задачи и методы кадрового планирования……….91

Лекция 15. Определение потребности в персонале………………….….96

Лекция 16. Технологии поиска и подбора персонала..…...……………101

Лекция 17. Технологии отбора и расстановки кадров…………………109

Лекция 18. Профессиональная адаптация новых сотрудников.……….117

Лекция 19. Сущность, цели и методы деловой оценки персонала…....122

Лекция 20. Аттестация как форма оценки персонала………………….130

Лекция 21. Грейдирование как технология управления должностью...131

Лекция 22. Система управления талантами организации……………..139

Лекция 23. Организация работы с резервом руководителей….……….143

Лекция 24. Организация системы обучения персонала…………….….152

Лекция 25. Управление профессиональным развитием персонала…...165

Лекция 26. Управление высвобождением персонала………….……….172

Лекция 27. Движение персонала. Управление текучестью кадров..….182

Лекция 28. Перемещение персонала. Методы ротации кадров…...…..191

Лекция 29. Эффективность управления персоналом в организации.…198

Лекция 30. Система сбалансированных показателей оценки эффективности службы управления персоналом………...209

Лекция 31. Информационно обеспечение управления персоналом….218

Лекция 32. Международный опыт управления персоналом……….…225

6. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов. 235

7. Методические указания преподавателям по проведению основных видов учебных занятий. 249

8. Планы семинарских занятий. 250

9. Методические указания (рекомендации) по подготовке курсовых работ, рефератов и других заданий. 263

10. Критерии оценки результатов обучения. 284

11. Вопросы к экзаменам и зачетам. 285

12. Фонд тестовых и контрольных заданий для оценки знаний по дисциплине 288

1. Выписка из государственного образовательного стандарта специальности

Управление персоналом организации

Персонал как объект управления, его роль в управлении радикальными нововведениями. Управление персоналом (УП): цели, задачи, принципы, функции, методы, эволюция подходов, место и роль в управлении трудом, кадровая политика и стратегия. Маркетинг персонала. Анализ и проектирование работ. Планирование, набор и отбор, ориентация и адаптация, профессионализм и компетентность, развитие, обучение, переподготовка и переобучение, тренинг, управление карьерой, высвобождение, оценка деятельности, сопротивление персонала стратегии изменений. Оценка потенциала работников и организации. Стимулирование трудовой деятельности. Вознаграждение персонала. Оплата труда: организация; формы и системы; дополнительные льготы и компенсации; надбавки, премиальные системы.

Организация работы с персоналом: служба персонала, кадровые технологии, принятие кадровых решений, расчет эффективности; международный опыт.

2. Рабочая программа учебной дисциплины

Цель курса «Управление персоналом организации» – изучение организационно-экономических отношений по поводу управления персоналом на уровне организации и ознакомление студентов с теорией и методами работы по управлению персоналом.

Задачами курса являются:

n изучить научные основы управления персоналом;

n обучиться формам, методам и правилам работы с персоналом учреждений, организаций и фирм;

n сформировать новое мышление в отношении принципов формирования и использования персонала организации любой формы собственности и механизма управления им;

n овладеть системным подходом к управлению персоналом, освоить понятия, категории и законы, регулирующие отношения по поводу управления персоналом;

n овладеть навыками анализа кадровой ситуации, процесса текучести, отбора и аттестации персонала, визуальных и экспертных оценок;

n научиться моделировать трудовую карьеру;

n овладеть методами стратегического управления персоналом в зависимости от форм собственности на средства производства;

n научиться разрабатывать обоснованные решения по вопросам управления персоналом.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Курс «Управление персоналом организации» базируется на различных дисциплинах. В целях более глубокого изучения данного курса и более эффективного рассмотрения «пограничных» проблем, необходимо знание таких дисциплин, как теория управления, экономика и социология труда, психология управления, социальная психология, делопроизводство, трудовое право, организационное поведение и ряда других. Знания, касающиеся отдельных проблем, могут быть взяты из смежных дисциплин и сведены в единую совокупность.

Требования к уровню освоения содержания курса. При изучении данного курса необходимо учитывать, что в настоящее время нет единого подхода к проблеме управления персоналом. Учеными и специалистами высказываются часто совершенно противоположные мнения, взаимно исключающие друг друга. Это обстоятельство нашло отражение в структуре изданных в последнее время учебников по «Управлению персоналом».

Представляется необходимым вести изложение данного курса в активной, проблемной постановке, проводить со студентами дискуссии и развернутые обсуждения на лекционных и практических занятиях.

Наши рекомендации