Кадровое и материально-техническое обеспечение службы безопасности
Не менее важное значение для руководителей службы безопасности имеет вопрос кадрового обеспечения ее деятельности. Работу эту условно можно разделить на два этапа.
На первом этапе происходит отбор кандидатов для работы в службе безопасности, их проверка, прохождение ими специальной подготовки и стажировка в должности. При отборе кандидатов особое внимание должно уделяться их образованию (помимо юристов, целесообразно приглашать на работу экономистов, финансистов и т.д.). Помимо проверки органами внутренних дел, не помешает и выяснение биографических и других, характеризующих личность кандидата, данных. Разумеется, это необходимо делать не во всех случаях (излишней будет такая проверка, например, кандидата, которого хорошо и давно знает руководитель службы безопасности) и с письменного согласия кандидатов. Однако письменное согласие на проверку такого рода после зачисления кандидата в службе безопасности необходимо получать в любом случае.
Если в процессе проверки установлена пригодность кандидата для работы в службе безопасности, то его направляют на учебу в негосударственное образовательное учреждение (за исключением лиц, имеющих стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет). При этом особое внимание обращается на наличие лицензии у этого учреждения и качество программы обучения. После прохождения специальной подготовки и получения лицензии охранника или детектива, целесообразно организовать стажировку его в соответствующей должности (от 1 до 6 мес.) и лишь после этого решать вопрос об его зачислении на постоянную работу в службе безопасности или увольнении. Разумеется, такая возможность должна быть предусмотрена в контракте, который подписывается после отбора кандидата.
После зачисления сотрудника на постоянную работу наступает этап закрепления его на работе в службе безопасности. Он состоит из повышения его профессионального уровня, проведения работы по укреплению трудовой дисциплины и законности, обеспечения правовой и социальной защиты.
Известно, что полученные специальные знания (даже если они превосходные) не всегда подкреплены соответствующими умениями и навыками. Поэтому закреплению и совершенствованию этих навыков у детективов и охранников на занятиях (при отсутствии организованной учебы в службе безопасности необходимо направлять их на курсы повышения квалификации) должно уделяться первостепенное внимание.
Весьма актуальными являются также вопросы о соблюдении трудовой дисциплины и законности, укрепления физического развития, здоровья, повышения культуры. К сожалению, на практике, иногда, наблюдается обратная картина. Определенная часть сотрудников совершает правонарушения, в т.ч. преступления, перестает уделять внимание спорту, в общении между собой, персоналом предприятия и его посетителями проявляет грубость и т.д. Можно в связи с этим с уверенностью утверждать, что в таких службах безопасности кропотливая работа по кадровому обеспечению сводится, по сути, к поспешному и формальному отбору кандидатов, проведению только инструктажей вместо систематического обучения и полному безразличию к их поведению после работы.
В основе такого поверхностного (вместо комплексного, ныне забытого) подхода к кадрам, по наблюдению автора, лежат следующие причины:
· безразличие к судьбам сотрудников, нежелание части руководителей службы безопасности предметно заниматься воспитательной работой с подчиненными, которая, к тому же, если заниматься ею добросовестно, занимает много времени;
· отсутствие у некоторой части руководителей навыков работы с кадрами и т.д.
Устранение или нейтрализация этих причин возможна на основе внесения в должностные инструкции руководителей всех степеней конкретных обязанностей по работе с кадрами и установлению жесткого контроля за их соблюдением.
В сфере социальной защиты персонала службы безопасности необходимо соблюдать требование ст. 19 Закона по вопросам зачета трудового стажа и страхованию за счет средств предприятия-учредителя. С целью повышения эффективности правовой защиты сотрудников службы безопасности следует неукоснительно добиваться привлечения виновных к ответственности в соответствии с законодательством за оказание им сопротивления, угрозы или насилия в связи с исполнением ими своих обязанностей. Заметим в связи с этим, что в соответствии с ч.3 Закона такого рода ответственность наступает только в отношении лиц, занимающихся оказанием исключительно охранных (но не детективных) услуг. Этот пробел легко устраним, если правильно применять уголовное и административное законодательство.
Полное и качественное обеспечение деятельности службы безопасности материально-техническими ресурсами - не только средство, но и условие повышения эффективности работы его сотрудников. Эти ресурсы условно подразделяются на следующие группы:
· оружие и боеприпасы;
· специальные средства;
· служебные помещения различного характера (кабинеты, караульные помещения, оружейные комнаты, стрелковые тиры, комнаты досмотра);
· вспомогательная техника (автотранспорт, видео-, кино-, фото-техника, средства оперативной радио- и телефонной связи, компьютеры и т.д.);
· средства предупреждения и защиты (охранно-пожарная сигнализация, сторожевые собаки, охранное освещение, телевидение т.д.);
· средства обеспечения нормальной деятельности сотрудников (форменное обмундирование, мебель, канцелярские принадлежности, медикаменты, бланки документов, юридическая и специальная литература и т.д.).
Обеспечение оружием, боеприпасами, спецсредствами сотрудников службы безопасности регламентировано Законом и нормативными актами Правительства, МВД и Министерства финансов России. В отношении обеспечения некоторых средств целесообразно использовать нормативы, имеющиеся в различных министерствах и ведомствах (количество служебных собак, оборудование и размеры стрелкового тира, наличие медикаментов, расчет различных видов охранно-пожарной сигнализации и т.д.).
Сложнее решить вопрос о необходимом количестве автотранспорта, целесообразности выделения охранникам обмундирования и т.д. Следует только помнить, что без обеспечения персонала службы безопасности этими средствами эффективность его работы значительно снижается. Кроме того, необходимо знать способы приобретения материально-технических средств. Часть из них можно получить только через органы внутренних дел (спецсредства, оружие, боеприпасы), другую часть самостоятельно, (средства связи, мебель и т.д.), а оставшуюся часть непосредственно от предприятия-учредителя (служебные помещения, охранное телевидение и освещение и т.д.).
Наконец, последнее по счету, но не по важности, обеспечение деятельности службы безопасности информационными ресурсами.