Консультационные услуги: сущность и этапы

Консультант - это специалист в определенной области, дающий советы в рамках компетентности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению, менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. Первые консультационные компании по управлению появились более 100 лет тому назад.

Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений. Именно ростом неопределенности и сложности среды бизнеса обусловлен громадный рост спроса на консалтинговые услуги в мире за последние 10 лет Все эти годы среднегодовые темпы роста объема продаж в этой отрасли более чем в 2 раза превышали средние темпы роста бизнеса в целом Только за 1993-1995 гг. объем услуг, проданных в отрасли управленческого консалтинга в мире, без учета России и США, возрос с 25 до 40 млрд долл. В этой отрасли в мире занято примерно от 140 до 200 тыс. профессионалов.

В России в 1995 г. было зарегистрировано 175 фирм, осуществляющих управленческий консалтинг, с общей численностью персонала около 2500 человек, среди них примерно 400 специалистов, чего, по нашему мнению, совершенно недостаточно.

Однако начиная со II половины 1998 г. рынок аудиторско-консалтинговых услуг в России стал стремительно развиваться. Уже в I полугодии 2000 г. объем совокупной выручки от этих услуг лишь на рынке крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКТ) составил 1169 млн руб., в I полугодии 2001 г - 1926, а в I полугодии 2002 г. достиг 2800 млн руб. За этот период несколько возрос удельный вес консалтинговых услуг (с 45 до 53%) и снизилась доля аудита (с 55 до 47%)!.

Интересно проследить, как менялся спрос на управленческий консалтинг в России за последние годы. В начале 1990-х годов наиболее востребованными были консалтинговые услуги в области приватизации, корпоративных финансов и оптимизации налогообложения. После августовского (1998 г.) кризиса предприятиям больше всего понадобился консалтинг в области маркетинга.

В то же время вопросы стратегии развития предприятий, оптимизации их организационной управленческой структуры, консультирование по которым следует лишь за полным приведением в порядок финансового управления, возникают лить у крупных предприятий и холдингов. Предприятия малого и среднего бизнеса в силу своих ограниченных возможностей обращаются за услугами консультантов гораздо реже' главным образом им требуются консультации аудиторов и по поводу тривиальной налоговой экономии. Между тем на рынке консультационных услуг недостаточно востребовано предложение в самой привлекательной для консультантов области - стратегического управленческого планирования и развития.

Объем консалтинговых услуг имеет определенную тенденцию к росту. Так, объем выручки ста крупнейших консультационных компаний России за I полугодие 2003 г. достиг 5,1 млрд руб., а его прирост по отношению к аналогичному периоду 2002 г составил 67%, т.е. две трети. Вместе с тем механизмы роста год от года менялись довольно существенно. В 2001 г. наблюдался значительный рост оказания комплексных услуг, в 2002 г. - переход к пошаговым технологиям и индивидуальному проектированию бизнеса клиента, а в I половине 2003 г. главной причиной роста стали человеческие ресурсы.

Как свидетельствует журнал «Эксперт», объем выручки от кадрового консалтинга за три года вырос в 8 раз. Все больше действующих топ-менеджеров проходят через руки консультантов. Назначенные консультантами менеджеры новой формации ставят такие задачи, которые до них никто не решал. Там, где они чувствуют предел своей компетенции, они обращаются к помощи профессионалов - внешних консультантов. Таким образом, кадровый консалтинг приносит мультипликативный эффект - повышение спроса на высокосложный консалтинг во всех областях деятельности предпринимателей.

Вместе с тем в структуре рынка консультационных услуг 100 крупнейших консалтинговых групп России в I полугодии 2003 г. наибольшую долю занимает сектор информационных технологий - 38,6%.

Сюда входят: управленческий консалтинг в области информационных технологий (19,7%) и информационные технологии - разработка и системная интеграция (18,9%). Налоговый консалтинг занимает по-прежнему высокую долю - 12,3%. Стабильно пользуются высоким спросом услуги в области стратегического планирования и организационного развития - 11,9% и услуги в области финансового управления - 11,2%. Почти в 2 раза (на 89,4%), по сравнению с I половиной прошлого года, увеличился спрос на консалтинговые услуги в области организации производства товаров и услуг и составил в I полугодии 2003 г. 3,3%. Представляется, что это далеко не предел и по мере роста производственного сектора и сектора услуг эта часть консалтинга будет расти.

За последнее время сдерживающими факторами в деятельности компаний все чаще выступают проблемы персонала и лишь затем -недостатки системы управления. Все большим спросом у предприятий пользуются программы по повышению производительности труда и эффективности каждого сотрудника, каждого подразделения. Растет спрос на услуги по организационному дизайну и дизайну рабочих мест. Согласно совместному исследованию «Эксперт РА» и консалтинговой компании BKG, факторами, сдерживающими дальнейшее развитие предприятий, директора компаний из «Эксперт-200» считают:

• несоответствие организационной структуры системы управления компанией требованиям современного бизнеса (87%);

• недостаток инвестиционных ресурсов (83%);

• недостаточную квалификацию персонала компании (78%).Лишь затем следует низкая конкурентоспособность предприятия

и низкая эффективность инвестиций (рис. 3.3)'.

В промышленно развитых странах вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, чем вложения в новое оборудование или в передовую технологию. В России в современных условиях подобного отношения к консультанту не наблюдается. Более того, имеющийся интеллектуальный потенциал в области экономики и управления используется далеко не полностью. Наблюдается парадоксальная ситуация: большинство предприятий по причинам нередко организационно-управленческого характера, неприспособленности к рыночным условиям находятся в тяжелом экономическом положении, но не используют имеющийся интеллектуальный потенциал.

Те руководители, которые своевременно обратились за помощью к консультантам, уже ощутили пользу и экономический эффект финансово-хозяйственного анализа, разработки программ оздоровления, активного маркетинга, разработки инвестиционной и финансовой политики.

Консалтинговые услуги могут осуществляться и в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов, включающих следующие основные этапы:

• выявление проблем (диагностику);

• разработку решений, проекта;

• осуществление решений, проекта.

Заключительный этап в зависимости от объема проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними.

Наши рекомендации