Внешняя предпринимательская среда.

Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие пред­принимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимате­лям является средой объективной и действует независимо от их желаний. Чтобы добиваться успехов, предприниматели должны хо­рошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей дея­тельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса.

К внешней среде относится:

- экономическое положение в стране и регионах;

- политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства;

- правовая среда, четко устанавливающая права, обязаннос­ти, ответственность предпринимателей и других субъек­тов рыночной экономики;

- государственное регулирование и поддержка предпринима­тельства;

- социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем без­работицы;

- культурная среда, обусловленная уровнем образования на­селения, обеспечивающая возможность заниматься опреде­ленными видами предпринимательского бизнеса;

- научно-техническая, технологическая среда;

- наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных ви­дов деятельности;

- физическая среда, связанная с климатическими (погодны­ми) условиями, влияющими на процесс функционирова­ния предпринимательских организаций;

- отсутствие проявления природных катаклизмов;

- институционально-организационная среда, свидетельству­ющая о наличии достаточного числа организаций, обеспе­чивающих возможность осуществления коммерческих опе­раций, деловых связей и т. д.

Существенное значение для развития в стране предпринимательства имеет экономическое положение,которое характеризуется условиями формирования конкурентного рынка, осуществления экономических реформ, доступа ко всем видам ресурсов, необходимых для развития деятельности предпринимателей.

На развитие предпринимательства положи­тельно (или отрицательно) влияют следующие экономические ин­струменты:

- уровень ставки рефинансирования, устанавливаемый Центральным банком России;

- уровень инфляции;

- число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры налоговых ставок;

- уро­вень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм);

- уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий;

- недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен, соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкурен­цию на товарных рынках.

Значимым фактором является стабиль­ность национальной денежной единицы, повышение уровня ее покупательной способности и другие экономические факторы и условия.

Успешному развитию предпринимательства способствует льгот­ное кредитование предпринимательских проектов, сокращение числа налогов, сборов, обязательных платежей, уменьшение нало­говых ставок и др. Развитие предпринимательства тормозят эконо­мические и финансовые кризисы, возникающие не только в соб­ственной стране, но и в других странах и регионах.

Для развития предпринимательства требуются и стабильность политической обстановки в стране и в отдельных ре­гионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех от­раслей экономики и повышение благосостояния общества.

Развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страныправовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательс­кой или иной законной экономической деятельностью, защищаю­щей цивилизованных предпринимателей от противоправных дей­ствий государственных (муниципальных) органов, должностных лиц, криминальных структур. Необходимо также четкое установление ответ­ственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную (предпри­нимательскую) деятельность.

Правовая среда является важным фактором, обеспечивающим условия функционирования предпринимательской деятельности. Она включает в себя: законы, регулирующие предпринимательскую деятельность; процессуальные механизмы реализации законов; особенности неформальных, традиционных норм права; особенности юридического сопровождения бизнеса. В стране, под воздействием истории становления правовой системы, складывается специфическая страновая модель правовой инфраструктуры бизнеса.

Справка

В странах «континентального права» единство правовой системы обеспечивается наличием центрального акта - гражданского кодекса. Он закрепляет систему в целом, дает критерии правомерности и законности других актов, а также практики, обыкновений и т.п. На те случаи, когда специфика того или иного вида отношений требует в определенных конкретных ситуациях решений, отличных от тех, что закреплены в центральном акте, предусмотрены особые положения (касающиеся пределов отличий), закрепляемые в законе.

В странах, где действует «общее право» (Англия, США, Канада, Австралия), тот же результат достигается путем систематизации соответствующих судебных прецедентов.

Россия пошла по пути создания центральных актов - кодексов. Действуют основные центральные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность: Гражданский Кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Административный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.

Использование всех возможностей права, всего богатства свойственных ему средств воздействия - серьезный резерв обеспечения выполнения экономических решений. Обязательными условиями эффективности правовой средыявляются ее единство, взаимная согласованность входящих в нее законов, подзаконных актов всех уровней, судебной и арбитражной практики, деловых обыкновений и правил делового оборота и беспробельность[5].

Для роста эффективности правовой системы очень важно поддерживать обычаи делового оборота, стремления предпринимателей и их объединений к выработке общих правил и своеобразной кодификации тех из них, которые обладают качествами рациональных и справедливых.

Технологическая среда - отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство (информационное пространство, обработка данных и т.д.)

Физическая и географическая среда -включает в себя параметры географического расположения бизнеса, особенности его доступа к природным и людским ресурсам.

Наши рекомендации