Внешняя предпринимательская среда

Состояние внешней предпринимательской среды имеет опреде­ляющее влияние на развитие предпринимательства в стране в це­лом, в отдельных регионах. Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие пред­принимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимате­лям является средой объективной и действует независимо от их желаний. Чтобы добиваться успехов, предприниматели должны хо­рошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей дея­тельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса. Как следует из учений классиков экономической теории, базой предпринимательской деятельности являются знания об ос­новных условиях и факторах внешней среды.

Внешняя предпринимательская среда включает следующие под­системы:

 
  Внешняя предпринимательская среда - student2.ru

- экономическое положение в стране и регионах;

- политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства;

- правовая среда, четко устанавливающая права, обязаннос­ти, ответственность предпринимателей и других субъек­тов рыночной экономики;

- государственное регулирование и поддержка предпринима­тельства;

- социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем без­работицы;

- культурная среда, обусловленная уровнем образования на­селения, обеспечивающая возможность заниматься опреде­ленными видами предпринимательского бизнеса;

- научно-техническая, технологическая среда;

- наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных ви­дов деятельности;

- физическая среда, связанная с климатическими (погодны­ми) условиями, влияющими на процесс функционирова­ния предпринимательских организаций;

- отсутствие проявления природных катаклизмов;

- институционально-организационная среда, свидетельству­ющая о наличии достаточного числа организаций, обеспе­чивающих возможность осуществления коммерческих опе­раций, деловых связей и т. д.

Приведем краткую характеристику отдельных подсистем, в со­вокупности составляющих интегрированную внешнюю предприни­мательскую среду. Так, существенное значение для развития в стране предпринимательства имеют позитивноеэкономическое положение, характеризующееся формированием условий для становления кон­курентного рынка как среды существования предпринимателей, а также поступательное осуществление экономических реформ, обес­печивающих возможность доступа предпринимателей ко всем ви­дам ресурсов (кроме запрещенных законом), необходимых для раз­вития их деятельности. На развитие предпринимательства положи­тельно (или отрицательно) влияют следующие экономические ин­струменты:

- Внешняя предпринимательская среда - student2.ru уровень ставки рефинансирования, устанавливаемый Центральным банком России;

- уровень инфляции;

- число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры налоговых ставок;

- уро­вень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм);

- уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий;

- недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен, соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкурен­цию на товарных рынках. Все более значимыми становятся стабиль­ность национальной денежной единицы, повышение уровня ее покупательной способности и другие экономические факторы и условия.

Успешному развитию предпринимательства способствует льгот­ное кредитование предпринимательских проектов, сокращение числа налогов, сборов, обязательных платежей, уменьшение нало­говых ставок и др. Развитие предпринимательства тормозят эконо­мические и финансовые кризисы, возникающие не только в соб­ственной стране, но и в других странах и регионах.

В России для становления предпринимательства необходимы финансово-экономическая поддержка отечественных товаропроиз­водителей, стимулирование экспортной продукции путем предос­тавления таможенных льгот.

Несомненно, что для развития предпринимательства требуются стабильность политической обстановки в стране и в отдельных ре­гионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех от­раслей экономики и повышение благосостояния общества. Важно, чтобы в России наконец-то всем обществом была безоговорочно поддержана идея о том, что в стране формируется социально-ори­ентированная экономика и что экономическим реформам нет аль­тернативы.

Развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страныправовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательс­кой или иной законной экономической деятельностью, защищаю­щей цивилизованных предпринимателей от противоправных дей­ствий государственных (муниципальных) органов, должностных лиц, криминальных структур. Необходимо четкое установление ответ­ственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную (предпри­нимательскую) деятельность. В стране должен «править бал» его Величество закон, а не чиновники, пусть даже очень высокого ранга, не олигархи, не рэкетиры и не криминальные элементы. Если это положение станет правилом, а не исключением, то можно с уве­ренностью сказать, что предпринимательство в России будет раз­виваться поступательно.

За последние годы (1995 – 2000 гг.) приняты и начинают поло­жительно влиять на формирование предпринимательского слоя такие важнейшие федеральные законы, как Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2), Арбитражный и Арбитражно-процессуальный кодексы РФ, Уголовный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ (ч. 1 и 2), федераль­ные законы об акционерных обществах, об обществах с ограни­ченной ответственностью, о народных предприятиях, о производ­ственных кооперативах, Налоговый кодекс РФ (ч. 1 и 2) о налоговой системе, о конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках (в новой редакции), о банках и банковской системе, о рынке ценных бумаг, о внешнеторговой деятельности, о мерах по государственной поддержке малого пред­принимательства и др. Однако многие правовые акты декларатив­ны, не имеют прямого воздействия на развитие предпринимательства. Главный же недостаток большинства правовых актов – они не ис­полняются. Другим существенным недостатком является изобилие подзаконных актов (инструкций, положений, указаний), факти­чески тормозящих развитие предпринимательства.

В связи с вышеизложенным, на нынешнем этапе развития эко­номики большое значение, на наш взгляд, имеютусиление регулирующей роли государства в процессе становления цивилизованного предпринимательства, защита законных интересов предпринима­телей, обеспечение им гарантий как гражданам и организациям.

Как уже отмечалось, особая роль в регулировании предприни­мательской деятельности принадлежит федеральным законам, мно­гие из которых осуществляют не только косвенное, но и прямое регулирование. Важная роль в регулировании и поддержке пред­принимательства принадлежит таким высшим государственным орга­нам, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правитель­ство РФ, а также Конституционный, Арбитражный и Верховный суды РФ, Генеральная прокуратура РФ и ее органы в субъектах РФ, другие правоохранительные органы, а также федеральные органы по антимонопольной политике и поддержке предпри­нимательства, финансов, экономике, юстиции и другим. Опреде­ленная роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит представительной и исполнительной властям субъек­тов РФ, о чем, в частности, свидетельствует опыт поддержки и развития малого предпринимательства в Москве, Московской об­ласти и других регионах.

Несомненно, значительная роль в развитии предпринимательства принадлежит федеральным и региональным фондам поддержки предпринимательства, Торгово-промышленной палате РФ и торгово-промышленным палатам, действующим в регионах, ассоциациям (союзам) предпринимателей. Большое влияние на развитие предпринимательства оказывает формирование положительного общественного мнения в средствах массовой инфор­мации (радио, телевидение, периодическая печать), поддерживаю­щих положительный опыт хозяйствования цивилизованных предпри­нимателей, критикующих негативные явления ведения бизнеса, ра­зоблачающих воров, казнокрадов.

1 X. Ламперт. Социальная и рыночная экономика. – М.: Дело, 1993. – С. 14 – 50.

Наши рекомендации