Темп роста выручки от продаж

Коэффициент показывает, сколько процентов составляет оборот (выручка от продаж) отчетного периода в отношении к предшествующему (базисному) периоду:

ТрN = N1 / N0, (38)

где ТрN - темп роста выручки от продаж,

N1 – выручка от продаж в отчетном периоде;

N0 – выручка от продаж в предыдущем (базисном) периоде.

Определение доходности продаж определяется в целях оценки эффективности функционирования организации. Показатель анализируется в динамике. Показывает, сколько прибыли приносит каждый рубль выручки от продаж. Обычно рассчитывается в процентах. Как и многие другие показатели, темпы роста, средние темпы роста продаж и рентабельность продаж целесообразно анализировать не только в динамике, но и в сравнении со среднеотраслевыми показателями и показателями конкурентов, что позволяет оценить деловую активность и эффективность профилирующих видов деятельности предприятия и его конкурентоспособность.

кРпр = ПП / N, (39)

где кРпр – доходность продаж

ПП –прибыль от продаж

N – выручка от продаж.

Чистая рентабельность продаж называется также рентабельностью продаж по чистой прибыли называется Net Profit Margin и находится как отношение чистой прибыли к выручке (объему продаж в стоимостном выражении – TR – Total Revenue). Данная рентабельность отражает, сколько копеек чистой прибыли содержится в одном рубле выручки.

NPM=ЧП/TR, (40)

где ЧП – чистая прибыль;

TR – выручка.

Оба показателя можно найти в отчете о финансовых результатах. Выручку и чистую прибыль можно рассчитать самостоятельно.

TR=P*Q, (41)

где TR – выручка;

P – цена (price);

Q – число реализованных единиц продукции (объем продаж — quantity).

ЧП=TR – TC – ПрР + ПрД - Н, (42)

где ЧП – чистая прибыль;

ТС – полная себестоимость;

ПрР – прочие расходы;

ПрД – прочие доходы;

Н – сумма налогов.

Прочие доходы и расходы зависят от неосновной деятельности предприятия – это курсовые разницы, покупка/продажа ценных бумаг, участие в деятельности других предприятий через уставный капитал и т.д.

Планирование сбыта может происходить на основе показателей прибыли и рентабельности, необходимых фирме. Такой расчет использует понятие «точка безубыточности», которая характеризует пограничный, т.е. нулевой по прибыльности объём работы.

ОП = ПОИ/ 1-ПИ´ (руб.), (43)

где ОП – объем продаж;

ПОИ – постоянные издержки;

ПИ´ – уровень переменных издержек в единице товара.

Знание пограничного объема, за пределами которого предприятие будет извлекать прибыль, позволяет ему определить конкретную величину сбыта.

Использование точки безубыточности может способствовать обоснованию конкретного объема продаж с учетом исходных данных по прибыли и рентабельности, а также складывающихся издержек, а также способствует обоснованию того объема, который обеспечит получение планируемых конечных результатов деятельности.

Затраты

Затраты принято делить на постоянные и переменные (таблица 23).

Таблица 23 – Постоянные и переменные затраты

постоянные переменные
Арендная плата Сырье и материалы
Коммунальные платежи Топливо
Содержание здания Заработная плата рабочих
Затраты на рекламу Упаковка продукции
Заработная плата аппарата управления Транспортировка продукции
Амортизация  
Затраты на страхование  
Проценты по кредиту  

На практике постоянные и переменные затраты не бывают постоянными, они постоянно изменяются в процессе предпринимательской деятельности. Поэтому в экономике их принято считать, как условно постоянные и условно переменные затраты.

Условно постоянные затраты — это затраты, которые не связаны с объёмом производства и реализации продукции, товаров, услуг, в процессе предпринимательской деятельности изменяющиеся как в количественном так и в качественном состоянии. Постоянные затраты могут превращаться в переменные.

Условно переменные затраты — это затраты, которые связаны непосредственно с объёмом производства и реализации продукции и могут меняться как в количественном, так и качественном составе.

Примеры изменений постоянных и переменных затрат представлены в таблица 24.

Таблица 24 – Условно постоянные и условно переменные затраты

Условно постоянные затраты Условно переменные затраты  
Постоянные затраты в виде арендной платы при аренде офиса могут меняться. Они могут увеличиваться или уменьшаться количественно — поднимается или снижается стоимость аренды или же изменяется арендуемая площадь. Они могут измениться и структурно: предприниматель выкупил арендуемый офис или купил свое помещение в другом месте. Количественно они могут снизиться, ведь теперь предприниматель начисляется амортизацию, а она ниже, чем арендные платежи. Они также могут измениться и структурно: для приобретения своего помещения предприниматель взял кредит, и теперь общая сумма постоянных затрат на содержание помещения может остаться той же, а структура — часть амортизационных отчислений, а часть проценты по кредиту.   Переменные затраты в виде материальных расходов при производстве продукции (сырьё, материалы, комплектующие) считаются условно переменными затратами. Изменения могут происходить: — из-за изменения цен (увеличение цены поставщика в следствии инфляции, уменьшение цены в следствии изменения поставщика с более лояльными условиями), — из-за изменения технологии (применения менее дорогих видов сырья и материалов, применения дешёвых заменителей), — из-за изменения самого производства (ранее покупаемые комплектующие на стороне, предприятие может начать производить самостоятельно). При этом часть переменных затрат перейдёт в постоянные в виде амортизации оборудования, зарплаты бригадиров и окладной части рабочих, часть затрат останется переменными в виде затрат на сырьё и материалы.
Заработная плата отдела бухгалтерии является постоянными затратами. Со временем объем расходов на заработную плату может увеличиваться (расширение штата в связи с увеличением операций, видов деятельности), может и уменьшаться — передача ведения бухгалтерского учета специализированной организации на аутсорсинг.   Переменные затраты в виде сдельной заработной платы. Такие затраты изменяются в количестве, а также в связи с изменением условий выплат: повышении или снижении норм, применении новых стимулирующих производительность труда выплат. Увеличение или же сокращение персонала и т.д. То есть размер переменных затрат изменяется на протяжении жизнедеятельности предприятия.
Налоговые платежи. Существуют налоги, которые также относятся к постоянным затратам: налог ни имущество, ЕСН с заработной платы административного персонала, ЕНВД. Суммы этих налогов могут также изменяться в процессе деятельности. Сумма налога на имущество может увеличиваться в связи с увеличением стоимости имущества (приобретение нового имущества, переоценка стоимости), в связи с увеличение ставок налога. Может и уменьшаться (продажа имущества, переоценка стоимости). Могут изменяться и суммы других налогов, относящихся к постоянным затратам. Переход на обслуживание ведения бухгалтерии на аутсорсинг не предполагает начисления заработной платы, поэтому и ЕСН также не будет начисляться. Переменные затраты в виде оплаты процентов менеджеров по продажам. Такие затраты тоже находятся постоянно в режиме изменений, так как сумма вознаграждения изменяется в зависимости от объёмов продаж. Изменения могут касаться также и самих условий выплаты вознаграждения (процентов). При достижении определённого объёма продаж проценты могут повышаться или понижаться, в результате переменные расходы будут изменяться и количественно и качественно.
Постоянные затраты могут изменяться путём перевода их в переменные. Например, когда предприятие производит продукцию и часть комплектующих производит у себя же. При снижении объёмов заказов, выгоднее найти стороннего производителя и получать комплектующие от него, тем самым убрать часть постоянных расходов в виде амортизации оборудования, его обслуживания, амортизации помещений, продав его или сдав в аренду. При этом стоимость поставляемых комплектующих будет считаться полностью переменными затратами.  


Средние постоянные затраты (AFC) представляют собой постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции. Они определяются путем деления постоянных затрат на количество выпускаемой продукции:

AFC =FC/Q. (44)

По мере увеличения объема выпуска средние постоянные затраты будут уменьшаться.

Например, постоянные затраты производства равны 100 тыс.руб. Допустим, что первоначально объем выпускаемой продукции Q1 равен 10 единицам. Тогда AFC1 =100 тыс.руб/10 = 10 тыс.руб. Затем объем выпуска увеличился до 50 единиц:AFC2 =100 тыс.руб/50 = 2 тыс.руб. Если величина выпускаемой продукции увеличится до 100 единиц, то AFC3 =100 тыс.руб/100 = 1 тыс.руб.

Средние переменные затраты (AVC) представляют собой переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции, и получаются путем деления переменных затрат на объем выпускаемой продукции:

AVC =VC/Q. (45)

Средние общие затраты (ATC) показывают общие затраты на единицу продукции и определяются по формуле:

ATC =TC/Q. (46)

Поскольку общие затраты можно представить как сумму постоянных и переменных затрат

(TC = FC + VC), (47)

величина средних общих затрат определяется как сумма средних постоянных и средних переменных затрат:

ATC =TC/Q =FC + VC/Q = AFC + AVC . (48)

Наши рекомендации