Темп роста выручки от продаж
Коэффициент показывает, сколько процентов составляет оборот (выручка от продаж) отчетного периода в отношении к предшествующему (базисному) периоду:
ТрN = N1 / N0, (38)
где ТрN - темп роста выручки от продаж,
N1 – выручка от продаж в отчетном периоде;
N0 – выручка от продаж в предыдущем (базисном) периоде.
Определение доходности продаж определяется в целях оценки эффективности функционирования организации. Показатель анализируется в динамике. Показывает, сколько прибыли приносит каждый рубль выручки от продаж. Обычно рассчитывается в процентах. Как и многие другие показатели, темпы роста, средние темпы роста продаж и рентабельность продаж целесообразно анализировать не только в динамике, но и в сравнении со среднеотраслевыми показателями и показателями конкурентов, что позволяет оценить деловую активность и эффективность профилирующих видов деятельности предприятия и его конкурентоспособность.
кРпр = ПП / N, (39)
где кРпр – доходность продаж
ПП –прибыль от продаж
N – выручка от продаж.
Чистая рентабельность продаж называется также рентабельностью продаж по чистой прибыли называется Net Profit Margin и находится как отношение чистой прибыли к выручке (объему продаж в стоимостном выражении – TR – Total Revenue). Данная рентабельность отражает, сколько копеек чистой прибыли содержится в одном рубле выручки.
NPM=ЧП/TR, (40)
где ЧП – чистая прибыль;
TR – выручка.
Оба показателя можно найти в отчете о финансовых результатах. Выручку и чистую прибыль можно рассчитать самостоятельно.
TR=P*Q, (41)
где TR – выручка;
P – цена (price);
Q – число реализованных единиц продукции (объем продаж — quantity).
ЧП=TR – TC – ПрР + ПрД - Н, (42)
где ЧП – чистая прибыль;
ТС – полная себестоимость;
ПрР – прочие расходы;
ПрД – прочие доходы;
Н – сумма налогов.
Прочие доходы и расходы зависят от неосновной деятельности предприятия – это курсовые разницы, покупка/продажа ценных бумаг, участие в деятельности других предприятий через уставный капитал и т.д.
Планирование сбыта может происходить на основе показателей прибыли и рентабельности, необходимых фирме. Такой расчет использует понятие «точка безубыточности», которая характеризует пограничный, т.е. нулевой по прибыльности объём работы.
ОП = ПОИ/ 1-ПИ´ (руб.), (43)
где ОП – объем продаж;
ПОИ – постоянные издержки;
ПИ´ – уровень переменных издержек в единице товара.
Знание пограничного объема, за пределами которого предприятие будет извлекать прибыль, позволяет ему определить конкретную величину сбыта.
Использование точки безубыточности может способствовать обоснованию конкретного объема продаж с учетом исходных данных по прибыли и рентабельности, а также складывающихся издержек, а также способствует обоснованию того объема, который обеспечит получение планируемых конечных результатов деятельности.
Затраты
Затраты принято делить на постоянные и переменные (таблица 23).
Таблица 23 – Постоянные и переменные затраты
постоянные | переменные |
Арендная плата | Сырье и материалы |
Коммунальные платежи | Топливо |
Содержание здания | Заработная плата рабочих |
Затраты на рекламу | Упаковка продукции |
Заработная плата аппарата управления | Транспортировка продукции |
Амортизация | |
Затраты на страхование | |
Проценты по кредиту |
На практике постоянные и переменные затраты не бывают постоянными, они постоянно изменяются в процессе предпринимательской деятельности. Поэтому в экономике их принято считать, как условно постоянные и условно переменные затраты.
Условно постоянные затраты — это затраты, которые не связаны с объёмом производства и реализации продукции, товаров, услуг, в процессе предпринимательской деятельности изменяющиеся как в количественном так и в качественном состоянии. Постоянные затраты могут превращаться в переменные.
Условно переменные затраты — это затраты, которые связаны непосредственно с объёмом производства и реализации продукции и могут меняться как в количественном, так и качественном составе.
Примеры изменений постоянных и переменных затрат представлены в таблица 24.
Таблица 24 – Условно постоянные и условно переменные затраты
Условно постоянные затраты | Условно переменные затраты |
Постоянные затраты в виде арендной платы при аренде офиса могут меняться. Они могут увеличиваться или уменьшаться количественно — поднимается или снижается стоимость аренды или же изменяется арендуемая площадь. Они могут измениться и структурно: предприниматель выкупил арендуемый офис или купил свое помещение в другом месте. Количественно они могут снизиться, ведь теперь предприниматель начисляется амортизацию, а она ниже, чем арендные платежи. Они также могут измениться и структурно: для приобретения своего помещения предприниматель взял кредит, и теперь общая сумма постоянных затрат на содержание помещения может остаться той же, а структура — часть амортизационных отчислений, а часть проценты по кредиту. | Переменные затраты в виде материальных расходов при производстве продукции (сырьё, материалы, комплектующие) считаются условно переменными затратами. Изменения могут происходить: — из-за изменения цен (увеличение цены поставщика в следствии инфляции, уменьшение цены в следствии изменения поставщика с более лояльными условиями), — из-за изменения технологии (применения менее дорогих видов сырья и материалов, применения дешёвых заменителей), — из-за изменения самого производства (ранее покупаемые комплектующие на стороне, предприятие может начать производить самостоятельно). При этом часть переменных затрат перейдёт в постоянные в виде амортизации оборудования, зарплаты бригадиров и окладной части рабочих, часть затрат останется переменными в виде затрат на сырьё и материалы. |
Заработная плата отдела бухгалтерии является постоянными затратами. Со временем объем расходов на заработную плату может увеличиваться (расширение штата в связи с увеличением операций, видов деятельности), может и уменьшаться — передача ведения бухгалтерского учета специализированной организации на аутсорсинг. | Переменные затраты в виде сдельной заработной платы. Такие затраты изменяются в количестве, а также в связи с изменением условий выплат: повышении или снижении норм, применении новых стимулирующих производительность труда выплат. Увеличение или же сокращение персонала и т.д. То есть размер переменных затрат изменяется на протяжении жизнедеятельности предприятия. |
Налоговые платежи. Существуют налоги, которые также относятся к постоянным затратам: налог ни имущество, ЕСН с заработной платы административного персонала, ЕНВД. Суммы этих налогов могут также изменяться в процессе деятельности. Сумма налога на имущество может увеличиваться в связи с увеличением стоимости имущества (приобретение нового имущества, переоценка стоимости), в связи с увеличение ставок налога. Может и уменьшаться (продажа имущества, переоценка стоимости). Могут изменяться и суммы других налогов, относящихся к постоянным затратам. Переход на обслуживание ведения бухгалтерии на аутсорсинг не предполагает начисления заработной платы, поэтому и ЕСН также не будет начисляться. | Переменные затраты в виде оплаты процентов менеджеров по продажам. Такие затраты тоже находятся постоянно в режиме изменений, так как сумма вознаграждения изменяется в зависимости от объёмов продаж. Изменения могут касаться также и самих условий выплаты вознаграждения (процентов). При достижении определённого объёма продаж проценты могут повышаться или понижаться, в результате переменные расходы будут изменяться и количественно и качественно. |
Постоянные затраты могут изменяться путём перевода их в переменные. Например, когда предприятие производит продукцию и часть комплектующих производит у себя же. При снижении объёмов заказов, выгоднее найти стороннего производителя и получать комплектующие от него, тем самым убрать часть постоянных расходов в виде амортизации оборудования, его обслуживания, амортизации помещений, продав его или сдав в аренду. При этом стоимость поставляемых комплектующих будет считаться полностью переменными затратами. |
Средние постоянные затраты (AFC) представляют собой постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции. Они определяются путем деления постоянных затрат на количество выпускаемой продукции:
AFC =FC/Q. (44)
По мере увеличения объема выпуска средние постоянные затраты будут уменьшаться.
Например, постоянные затраты производства равны 100 тыс.руб. Допустим, что первоначально объем выпускаемой продукции Q1 равен 10 единицам. Тогда AFC1 =100 тыс.руб/10 = 10 тыс.руб. Затем объем выпуска увеличился до 50 единиц:AFC2 =100 тыс.руб/50 = 2 тыс.руб. Если величина выпускаемой продукции увеличится до 100 единиц, то AFC3 =100 тыс.руб/100 = 1 тыс.руб.
Средние переменные затраты (AVC) представляют собой переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции, и получаются путем деления переменных затрат на объем выпускаемой продукции:
AVC =VC/Q. (45)
Средние общие затраты (ATC) показывают общие затраты на единицу продукции и определяются по формуле:
ATC =TC/Q. (46)
Поскольку общие затраты можно представить как сумму постоянных и переменных затрат
(TC = FC + VC), (47)
величина средних общих затрат определяется как сумма средних постоянных и средних переменных затрат:
ATC =TC/Q =FC + VC/Q = AFC + AVC . (48)