Глава 2. Анализ и оценка показателей прибыли в ИП Филатова Т.Н.
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
Полное наименование торгового предприятия Филатова Татьяна Николаевна. В соответствии с Приложением 1 ИП присвоен ИНН 591400063463. Основной государственный регистрационный номер ИП 30459140260041 (Приложение 2). Предприятие ИП Филатова Т.Н. относится к предприятиям торговли. Основная деятельность торговля бытовой химией и косметикой.
Площадь торгового помещения - 42 кв.м.
Магазин ИП Филатова Т.Н. относится к магазинам с комбинированным ассортиментом товаров представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.
Магазин - специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
При регистрации данного торгового предприятия был предоставлен список необходимых учредительных документов (для ИП):
1)свидетельство о государственной регистрации физического лица
2)свидетельство о постановке на учет в налоговый
орган;
3) копия Договора аренды нежилого помещения;
4) справка об открытии банковского счета;
5) выписка из ЕГРИП ;
6) ксерокопия паспорта индивидуального предпринимателя.
Миссия ИП Филатова Т.Н. способствует удовлетворению потребностей клиентов, путем продажи качественной бытовой химии и косметики в широком ассортименте, учитывая современные направления и тенденции, с целью максимизации прибыли предприятия и обеспечения справедливого отношения к сотрудникам.
Магазин имеет достаточно широкий ассортимент бытовой химии и косметики как отечественных, так и импортных производителей.
Весь ассортимент ИП Филатова Т.Н. сертифицирован и соответствует требованиям нормативных документов .
Организационная структура управления ИП Филатова Т.Н. представлена на рисунке 4.
Достоинство этой структуры заключается в том, что в организации присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех подразделений, в то же время эта структура проста и экономична.
Рисунок 4. Организационная структура управления ИП Филатова Т.Н.
Функциональное разделение труда предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал предприятия подразделяется на три категории: административно-управленческий, торгово-оперативный и вспомогательный (обслуживающий). В ИП Филатова Т.Н. персонал участвует в управлении организацией. Это заключается в том, что руководитель учитывает мнения работников организации в принятии важных решений, получение информации по вопросам непосредственно затрагивающих интересы работников.
На следующем этапе проанализируем технико-экономические показатели работы ИП Филатова Т.Н. (Таблица 3).
Таблица 3 - Показатели эффективности работы ИП Филатова Т.Н.
В тысячах рублей, в процентах
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Изменение 2014 от 2012 года | Изменение 2014 от 2013 года | ||
Абсолют-ное | Относи-тельное | Абсолют-ное | Относи-тельное | ||||
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. рублей | -213 | 94,54 | -117 | -3,08% | |||
Выручка, тыс. рублей | в 2,24 раза | 58,95% | |||||
Прибыль от продаж, тыс. рублей | в 8,81 раз | 500,00% | |||||
Чистая прибыль, тыс. рублей | в 11,5 раз | 811,32% | |||||
Численность работников, человек | 111,11 | 0,00 | 0,00% | ||||
Фондоотдача, рублей | 45,87 | 66,40 | 108,89 | 63,02 | 237,39 | 42,49 | 63,99% |
Фондоемкость, рублей | 0,022 | 0,015 | 0,009 | -0,01 | 42,13 | -0,01 | -39,02% |
Анализ данных таблицы 3 свидетельствует, что ИП Филатова Т.Н. в 2014 году увеличилась на 22259 тыс. рублей в сравнении с 2012 годом и на 14890 тыс. рублей в сравнении с 2013 годом и по состоянию на 01.01.2015 года составила 40149 тыс. рублей. Такая динамика обоснована рациональной системой управления ассортиментом и издержками обращения. Положительную динамику в работе ИП Филатова Т.Н. подтверждает показатель чистой прибыли. Показатель чистой прибыли увеличился в 2014 году в 11 раз по сравнению с 2012 годом и в 9 раз по сравнению с 2013 годом. Чистая прибыль ИП Филатова Т.Н. в 2014 году составила 483 тыс. рублей против 53 тыс. рублей в 2013 году и 48 тыс. рублей в 2012 году. Увеличение объема продаж и чистой прибыли обосновано не только эффективной системой управления трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами, но и совершенствованием предлагаемого ассортимента.
В связи с расширением деятельности численность работников ИП Филатова Т.Н. увеличилась на 2 человек и составила в 2014 году 20 человек против 18 человек в 2012 году В качестве негативной динамики следует отметить, что за 2012 – 2014 годы на предприятии не вводились новые основные фонды. Хотя показатели эффективности их использования являются достаточно высокими. Каждый рубль вложенных основных средств приносит в 2014 году 108,89 рублей выручки против 45,87 рублей в 2012 году. В целом работу ИП Филатова Т.Н. следует признать эффективной.
2.2 Анализ динамики показателей выручки и основных видов прибыли
Прежде чем перейти к анализу структуры и динамики прибыли предприятия, проводят общий анализ финансовых результатов по данным отчета о прибылях и убытках. Такой анализ предполагает изучение доходов, расходов и финансовых результатов и их соотношений и позволяет определить каково участие отдельных составляющих доходов и расходов в формировании показателей финансовых результатов. Также анализ позволяет определить насколько стабильны полученные доходы и расходы и возможно ли рассчитывать на их получение в будущем. Данные приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Анализ состава и структуры отчета о финансовых результатах
В тысячах рублей, в процентах
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
Сумма | уд. вес | Сумма | уд. вес | Сумма | уд. вес | |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка | 100% | 100,0% | 100% | |||
Себестоимость проданных товаров | 87,6% | 81,2% | 81,0% | |||
Валовая прибыль | 12,4% | 18,8% | 19,0% | |||
Коммерческие расходы | 12,0% | 18,6% | 17,8% | |||
Управленческие расходы | 0,2% | 0,0% | 0,5% | |||
Прибыль (убыток) от продаж | 0,2% | 0,2% | 0,7% | |||
Прочие доходы и расходы | 0,0% | 0,0% | 0,0% | |||
Проценты к получению | 0,0% | 0,0% | 0,3% | |||
Прочие доходы | 0,1% | 0,2% | 0,5% | |||
Прочие расходы | 0,0% | 0,0% | 0,0% | |||
Прибыль до налогообложения | 0,3% | 0,4% | 1,5% | |||
Текущий налог на прибыль | 0,1% | 0,1% | 0,3% | |||
Чистая прибыль | 0,2% | 0,3% | 1,2% |
Как свидетельствуют данные анализа таблицы 4, у анализируемой организации имеют место весьма существенные изменения важнейших показателей доходов, расходов и соответственно, финансовых результатов, в целом. Объем продаж в 2014 году увеличился на 22259 тыс. рублей по сравнению с 2012 годом и на 14890 тыс. рублей по сравнению с 2012 годом и составила в 2014 году 40149 тыс. рублей. Темп роста объема продаж составил в 2014 году в сравнении с 2013 годом почти 60 %. В качестве положительного момента следует отметить, что затраты увеличиваются приблизительно теми же темпами, что и объемы реализации. Стоимость покупных товаров увеличилась в 2014 году на 16840 тыс. рублей в сравнении с 2012 годом (или в 2 раза) и на 12015 тыс. рублей в сравнении с 2013 годом (или на 60 %) и составила по состоянию на 01.01.2015 года 32518 тыс. рублей. Стоимость покупных товаров занимает порядка 80 % от выручки от реализации.
Выше описанная динамика привела к увеличению валовой прибыли. Валовая прибыль в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась на 2875 тыс. рублей или на 61 % и составила 7631 тыс. рублей. Для ИП Филатова Т.Н. характерно существенное увеличение коммерческих расходов. В 2012 году коммерческие расходы составили 2150 тыс. рублей, в 2013 году - 4697 тыс. рублей, в 2014 году – 7148 тыс. рублей, что больше чем в 2012 году в 3,32 раза и больше чем в 2013 году на 53 %.
За анализируемый период существенно увеличилась чистая прибыль ИП Филатова Т.Н.. Чистая прибыль ИП Филатова Т.Н. в 2014 году составила 483 тыс. рублей, в то время как в 2012 году чистая прибыль ИП Филатова Т.Н. составила 42 тыс. рублей и в 2013 году 53 тыс. рублей. Проанализируем показатель выручки с учетом фактора сезонности (Таблица 5).
Таблица 5 - Анализ товарооборота по кварталам
В тысячах рублей, в процентах
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Изменение 2014 г. от | ||||
Сумма | Уд. вес | Сумма | Уд. вес | Сумма | Уд. вес | 2012 г. | от 2013 г. | |
Товарооборот всего | ||||||||
1 квартал | 22,8 | 20,3 | 19,4 | |||||
2 квартал | 21,1 | 20,3 | 23,4 | |||||
3 квартал | 25,9 | 28,1 | 23,9 | |||||
4 квартал | 30,2 | 31,3 | 33,3 |
По данным таблицы 5 анализ товарооборота поквартально отображается, что наибольший объем реализации приходится на третий и четвертый квартал, что связано с наличием праздничных и предпраздничных дней в этот период. Так в 4 квартале удельный вес товарооборота составляет в 2014 году 33,3 %,что связано например с предновогодними праздниками. Объем реализации товаров в 3 квартале 2014 года составил 9596 тыс. рублей, в 4 квартал 13370 тыс. рублей. Наименьший объем реализации приходится на 1 квартал. В2014 году объем реализации составил 7789 тыс. рублей. Представим также динамику товарооборота по месяцам (Таблица 6).
Таблица 6 - Анализ товарооборота по месяцам
В тысячах рублей, в процентах
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Изменение 2014 г. от | ||||
Сумма | Уд. вес | Сумма | Уд. вес | Сумма | Уд. вес | 2012 г. | от 2013 г. | |
Товарооборот всего | ||||||||
1 квартал | 22,8 | 20,3 | 19,4 | |||||
Январь | 6,7 | 6,5 | 5,3 | |||||
Февраль | 8,9 | 7,3 | 8,91 | |||||
Март | 7,2 | 6,5 | 5,19 | |||||
2 квартал | 21,1 | 20,3 | 23,4 | |||||
Апрель | 5,5 | 3,2 | 3,5 | |||||
Май | 7,6 | 6,8 | 7,2 | |||||
Июнь | 10,3 | 12,7 | ||||||
3 квартал | 25,9 | 28,1 | 23,9 | |||||
Июль | 6,9 | 6,2 | 5,98 | |||||
Август | 7,2 | 8,3 | 5,1 | -49 | ||||
Сентябрь | 11,8 | 13,6 | 12,82 | |||||
4 квартал | 30,2 | 31,3 | 33,3 | |||||
Октябрь | 7,2 | 8,2 | 8,89 | |||||
Ноябрь | 7,11 | 7,9 | ||||||
Декабрь | 15,99 | 16,51 |
Из таблицы 6 видно, что анализ товарооборота по месяцам доказывает, что наибольший объем реализации приходится на декабрь, сентябрь, июнь и февраль, что связано с предпраздничным увеличением продаж.
Рассчитаем также аналитические показатели (Таблица 7).
Таблица 7 - Аналитические показатели отчета о финансовых результатах, %
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Изменение | |
2014 от 2012 года | 2014 от 2013 года | ||||
Отношение валовой прибыли к выручке | 12,36% | 18,8% | 19,0% | 6,64% | 0,18% |
Отношение прибыли от продаж к выручке | 0,18% | 0,19% | 0,70% | 0,52% | 0,52% |
Отношение прибыли до налогообложения к выручке | 0,29% | 0,37% | 1,52% | 1,23% | 1,15% |
Отношение чистой прибыли к выручке | 0,22% | 0,30% | 1,22% | 1,00% | 0,92% |
Анализ данных таблицы 7 позволяет сделать следующие выводы. Доля валовой прибыли в выручке увеличилась в 2014 году по сравнению с 2012 годом на 6,64 % и по сравнению с 2013 годом на 0,18 %. Основной причиной такой динамики стало эффективное управление имеющимися ресурсами предприятия. Увеличение доли прибыли от продаж в выручке в 2014 году составило 0,52 % по сравнению с 2012 и 2013 годом. Аналогичная динамика характерна для показателя прибыли до налогообложения. Доля прибыли до налогообложения увеличилась в 2014 году на 1,23 в сравнении с 2012 годом и на 1,15 в сравнении с 2014 годом. Положительная динамика характерна и для чистой прибыли ИП Филатова Т.Н.
На следующем этапе проанализируем динамику показателей выручки предприятия в разрезе основных видов деятельности ИП Филатова Т.Н.
Представим динамику выручки в разрезе данных основных сегментов (Таблица 8).
Таблица 8 - Выручка в разрезе отдельных видов деятельности ИП Филатова Т.Н.
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Изменение 2014 от 2012 года | Изменение 2014 от 2013 года | |||||
Сумма | Уд. вес | Сумма | Уд. вес | Сумма | Уд. вес | Абсолютное | Относительное, | Абсолютное | Относительное | |
Выручка всего | 124,42 | 58,95 | ||||||||
уход за волосами и средства общей гигиены | 31,74 | 31,24 | 39,31 | 177,88 | 99,96 | |||||
уход за кожей лица | 6,10 | 7,97 | 7,00 | 157,23 | 39,54 | |||||
уход за кожей тела и рук | 13,73 | 11,99 | 11,38 | 85,95 | 50,78 | |||||
декоративная косметика | 13,05 | 18,54 | 16,89 | 190,62 | 44,87 | |||||
гигиена полости рта | 16,06 | 7,78 | 8,50 | 18,73 | 73,59 | |||||
Детская косметика и прочее | 19,32 | 22,48 | 16,93 | 96,70 | 19,73 |
Из таблицы 8 видно, что наибольшую долю в структуре ассортимента предприятия занимают средства по уходу за кожей лица (порядка 40 % в 2014 году), детская косметика (17 %) и декоративная косметика (17 %).
Данную структуру следует признать оптимальной. После детально изучения товарооборота перейдем непосредственно к анализу показателей прибыли. Результаты анализа приведены в таблице 9.
Таблица 9 - Состав и динамика показателей прибыли ИП Филатова Т.Н.
В тысячах рублей, в процентах
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год, | Изменение 2014 от 2012 года | Изменение 2014 от 2013 года | ||
Абсолют-ное | Относи-тельное | Абсолют-ное | Относи-тельное | ||||
Валовая прибыль | 244,98 | 60,45 | |||||
Прибыль от продаж | 781,25 | 500,00 | |||||
Прибыль отчетного периода до налогообложения | 1076,92 | 551,06 | |||||
Чистая прибыль | 1050,00 | 811,32 |
Согласно данным таблицы 9 для показателей прибыли ИП Филатова Т.Н. характерна положительная динамика. Валовая прибыль ИП Филатова Т.Н. в 2014 году увеличилась на 5419 тыс. рублей по сравнению с 2012 годом и на 2875 тыс. рублей по сравнению с 2014 годом или на 60 %.
Сумма валовой прибыли в 2014 году составила 76310 тыс. рублей. Прибыль от продаж увеличилась в 2014 году на 250 тыс. рублей или на 780 % по сравнению с 2012 годом и на 235 тыс. рублей или на 500 % по сравнению с 2013 годом. Прибыль от продаж составила в 2014 году 282 тыс. рублей. Прибыль до налогообложения составила по состоянию на 01.01.2015 года 612 тыс. рублей, что больше чем в 2012 году на 5600 тыс. рубле и больше чем в 2013 году на 518 тыс. рублей. Чистая прибыль за анализируемый период увеличилась в 11 раз, если сравнить с 2012 годом и в 9 раз, если сравнить с 2013 годом и составила 483 тыс. рублей.
2.3 Анализ использования прибыли
Порядок формирования чистой прибыли в ИП Филатова Т.Н. представлен в таблице 10.
Таблица 10 - Формирование чистой прибыли ИП Филатова Т.Н.
В тысячах рублей, в процентах
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Изменение 2014 от 2012 год | Изменение 2014 от 2013 года | |||
Абсолютное | Относительное | Абсолютное | Относительное | |||||
Валовая прибыль | 245,0% | 60,4% | ||||||
Коммерческие расходы | 232,5% | 52,2% | ||||||
Управленческие расходы | 570,0% | 1575,0% | ||||||
Прибыль от продаж | 781,3% | 500,0% | ||||||
Прочие доходы | 905,0% | 327,7% | ||||||
Прочие расходы | - | - | ||||||
Налог на прибыль | 846,2% | 547,4% | ||||||
Чистая прибыль | 1050,0% | 811,3% | ||||||
Из таблицы 10 видно, что за анализируемый период чистая прибыль ИП Филатова Т.Н. увеличилась в 2014 году на 441 тыс. рублей в сравнении с 2012 годом и на 430 тыс. рублей в сравнении с 2013 годом. Чистая прибыль предприятия увеличилась в 8,11 раза в 2014 году по сравнению с 2013 годом, прибыль от продаж в 5 раз или на 500 %.
Существенное влияние на рост чистой прибыли оказало увеличение валовой прибыли и рост прочих доходов деятельности ИП Филатова Т.Н.. К прочим доходам ИП Филатова Т.Н. относятся штрафы, пени и неустойки за нарушение условий договора, а также суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности.
Чистая прибыль в результате эффективной системы управления трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами составила по состоянию на 01.01.2015 года 483 тыс. рублей. Для того чтобы организация получила прибыль от основной деятельности, стоимость покупных товаров, заработная плата, накладные расходы(общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие) должныиметь определенные соотношения с продажными ценами.
Соотношение выручки к расходам характеризует распределение каждого полученного рубля в целях покрытия издержек на материал, заработную плату, накладные расходы, а также определяет остающуюся разницу - источник прибыли. Представим анализ соотношения выручки и расходов в форме таблицы 11.
Таблица 11 - Анализ соотношения доходов, расходов и прибыли от обычной деятельности
В тысячах рублей, в процентах
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Изменение, +/- | |
2014 от 2012 года | 2014 от 2013 года | ||||
Выручка от продаж | |||||
Расходы от обычной деятельности | |||||
Прибыль от продаж | |||||
Выручка / Расходы | 1,002 | 1,002 | 1,007 | 0,01 | 0,01 |
Прибыль от продаж: Расходы, % | 0,18 | 0,19 | 0,71 | 0,53 | 0,52 |
Как доказывают представленные данные таблицы 11, эффективность понесенных затрат в ИП Филатова Т.Н. возросла. С каждого рубля расходов получено на 0,52 рублей прибыли больше, чем в 2013 году. На следующем этапе представим распределение чистой прибыли.
На предприятии ИП Филатова Т.Н. чистая прибыль используется на основании решения предпринимателя. За счет нее осуществляется инвестирование развития предприятия, создаются резервные и страховые фонды и т.д. Для повышения эффективности работы ИП Филатова Т.Н. очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет.
Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Схематично роль прибыли для государства и предприятия приведена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Роль и распределение чистой прибыли в ИП Филатова Т.Н.
Итак, полученная прибыль необходима для предприятия как источник повышения рыночной стоимости, как источник финансирования и развития предприятия.
Кроме того, при распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения необходимого объема инвестиций для развития действующего предприятия; необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия. Проанализируем использование чистой прибыли по соответствующим направлениям (Таблица 12).
Таблица 12 - Распределение чистой прибыли
В тысячах рублей, в процентах
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Изменение удельного веса | ||||
Сумма | уд. вес | Сумма | уд. вес | Сумма | уд. вес | 2014 от 2012 года | 2014 от 2013 года | |
Чистая прибыль | ||||||||
Доходы руководителя | 4,2 | 5,83 | 57,96 | |||||
резервный фонд | 0,84 | 1,59 | 24,15 | |||||
Развитие бизнеса | 36,96 | 45,58 | 400,89 | -5 | -3 |
Таким образом, основным направлением использования чистой прибыли согласно таблицы 12 являются вложения в развитие бизнеса ИП Филатова Т.Н.
В 2012 году на развитие деятельности компании было направлено около 370 тыс. рублей, в 2013 году – около 460 тыс. рублей, в 2014 году эта сумма составила 400 тыс. рублей.
Факторный анализ начинается с построения факторной модели и отбора факторов, наиболее существенно влияющих на эффективность работы.
Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа.
Представим исходные данные для факторного анализа в таблице 13.
Таблица 13 - Исходные данные для факторного анализа
В тысячах рублей, в процентах
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Изменение 2014 от 2012 года | Изменение 2014 от 2013 года | ||
Абсолютное | Относительное | Абсолютное | Относительное | ||||
Выручка | 124,4% | 58,9% | |||||
Себестоимость проданных товаров | 107,4% | 58,6% | |||||
Валовая прибыль | 245,0% | 60,4% | |||||
Коммерческие расходы | 232,5% | 52,2% | |||||
Управленческие расходы | 570,0% | 1575,0% | |||||
Прибыль (убыток) от продаж | 781,3% | 500,0% | |||||
Проценты к получению | - | - | |||||
Прочие доходы | 905,0% | 327,7% | |||||
Прочие расходы | - | - | |||||
Прибыль до налогообложения | 1076,9% | 551,1% | |||||
Текущий налог на прибыль | 846,2% | 547,4% | |||||
Чистая прибыль | 1153,8% | 552,0% |
Рассчитаем влияние факторов методом относительных разниц:
Влияние выручки от продаж: (14890*9,35%)/100 = 1393,15 тыс. рублей
Влияние валовой прибыли: (40149*(-2,3%)) = -923,43
Влияние себестоимости: (40149)* (-0,1%))/100 = - 40,15
Итого влияние факторов: 1393,15 – 923,43 – 40,15 = 429,57 тыс. рублей
Изменение чистой прибыли составляет: 483 – 53 = 430 тыс. рублей
Таким образом, из таблицы 13 видно, что чистая прибыль за счет увеличения объемов реализации увеличилась на 1393,15 тыс. рублей, за счет изменения валовой прибыли уменьшилась на 923,43 тыс. рублей и за счет изменении затрат уменьшилась на 40,15 тыс. рублей.
2.4 Анализ показателей рентабельности
Далее исследуем показатели рентабельности.
Таблица 14 - Показатели рентабельности ИП Филатова Т.Н.
В тысячах рублей, в процентах
Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Изменения | |
2014 от 2012 года | 2014 от 2013 года | ||||
Выручка, тыс. рублей | |||||
Чистая прибыль, тыс. рублей | |||||
Себестоимость продукции, тыс. рублей | |||||
Стоимость основных фондов, тыс. рублей | -213 | -117 | |||
Стоимость активов, тыс. рублей | |||||
Собственный капитал, тыс. рублей | |||||
Показатели рентабельности | |||||
Рентабельность активов, % | 0,84 | 0,89 | 7,42 | 6,59 | 6,53 |
Рентабельность внеоборотных активов, % | 1,08 | 1,39 | 13,10 | 12,02 | 11,71 |
Рентабельность продаж, % | 0,23 | 0,21 | 1,20 | 0,97 | 0,99 |
Рентабельность затрат, % | 0,27 | 0,26 | 1,49 | 1,22 | 1,23 |
Анализ показателей рентабельности согласно таблицы 14 позволяет сделать следующие выводы. Для объективной оценки уровня рентабельности ИП Филатова Т.Н. сравним данные предприятия со средними показателями рентабельности отрасли торговли в РФ.
Согласно данным Госкомстата в целом рентабельность продаж в данной отрасли в 2014 году составила11,1 %. Рентабельность продаж ИП Филатова Т.Н. связи в 2014 году составила 1,2 % в то время как в среднем показатель по стране составил 11,1 %
Сравнение показателей рентабельности ИП Филатова Т.Н. и показателей в среднем по стране позволяет сделать вывод, что ИП Филатова Т.Н. относится к низкорентабельным предприятиям, несмотря на положительную динамику в его работе. Причиной чему является низкий уровень прибыли в следствие высокой доли затрат.
Рентабельность активов в 2012 году составила 0,84 %, в 2014 году каждый рубль активов приносит 7,42 рублей прибыли. Каждый рубль внеоборотных активов в 2014 году приносит 13,1 рублей прибыли против 1,08 рублей в 2012 году. Низкими остаются показатели рентабельности продаж и рентабельности затрат. Каждый рубль выручки в 2014 году приносит не более 1,20 рублей прибыли. Рентабельность затрат составила в 2014 году 1,49 % против 0,27 % в 2012 году.
Таким образом, ИП Филатова Т.Н. относится к предприятиям торговли. Анализ финансовых результатов и показателей прибыли позволяет сделать следующие выводы.
Для предприятия характерна динамика роста объема продаж. Темп роста объема продаж составил в 2014 году в сравнении с 2013 годом почти 60 %. В качестве положительного момента следует отметить, что затраты увеличиваются приблизительно теми же темпами, что и объемы реализации.
Анализ товарооборота поквартально отображается, что наибольший объем реализации приходится на третий и четвертый квартал, что связано с наличием праздничных и предпраздничных дней в этот период. Анализ ассортимента свидетельствует, что наибольшую долю в структуре ассортимента предприятия занимают безалкогольный напитки (порядка 40 % в 2014 году), пиво (17 %) и снеки (17 %). За анализируемый период существенно сократился объем реализации кондитерских изделий в общей структуре товарооборот ( с 16 % до 8 %). Наибольшая доля выручки приходится на реализацию напитков. Данную структуру следует признать оптимальной. Кондитерские изделия являются менее востребованными, поэтому предприятию целесообразно провести опрос среди постоянных клиентов и определить наиболее оптимальные товарные группы в целях расширения ассортимента и увеличения прибыли в дальнейшем.
Для показателей прибыли ИП Филатова Т.Н. характерна положительная динамика. Для всех показателей прибыли характерна стабильная динамика роста.
Итак, в целом для ИП Филатова Т.Н. характерна эффективная система управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, что позволяет в целом увеличивать объемы реализации услуг и, как результат, показатели прибыли. Индивидуальный предприниматель преимущественно использует полученную прибыль и доходы на развитие собственного дела. Таким образом, основным направлением использования чистой прибыли является развитие предпринимательского дела. Это является наиболее рациональным с точки зрения управления показателями прибыли. Однако с каждым годом для предпринимателя сложнее выбрать правильное направление использования имеющейся прибыли, которое обеспечит максимальную окупаемость проекта и прирост доходов. В третьей главе рассмотрены основные направления вложения прибыли, предусматривающие стабильный рост дохода в перспективе.